EN|RU|UK
 Суспільство
  4090  6

 Азовський штиль, або Затишшя перед бурею


Автор: Святослав Завгородній

Єдиний український судноремонтний завод в Азовському морі вже три роки працює в стані правової невизначеності. Термін його оренди приватним інвестором закінчився, а держава так і не встигла прийняти його на свій баланс. У чому причини і як вийти з цієї ситуації без втрат?

Эффективность государственного управления всегда была предметом жарких дискуссий. Чиновники заявляли, что именно они способны честно руководить предприятиями и пресекать нечистоплотные схемы. В то же время бизнес говорит, что неповоротливость госаппарата и его устаревшие подходы лишь сдерживают развитие предприятий, которые могли бы достичь большего в частных руках.

Если посмотреть на это объективно, то есть как удачные примеры, так и не очень. К сожалению, доля последних значительно больше. И к ним можно отнести историю крупнейшего в акватории Азовского моря судоремонтного предприятия – Азовского судоремонтного завода. Его продукцию использовали не только в странах бывшего СССР, но также в Индии, на Кубе, в Германии, Румынии, Черногории, Польше, Болгарии, Греции, ОАЭ. Именно здесь проходит техническое обслуживание и ремонты единственный в нашей стране ледокол "Капитан Белоусов".

Но вот уже три года этот уникальный объект функционирует в состоянии правовой неопределенности. Напомним, в 2003 году целостный имущественный комплекс Азовского СРЗ был взят в аренду одноименным ООО, а в 2016 году срок договора истек. И вот здесь начинается самое интересное. Государство, которое очень пристально следит за своим имуществом, почему-то не торопилось решать дальнейшую судьбу предприятия.

Такой статус значительно осложняет работу СРЗ. Клиенты интересуются, какие гарантии того, что заказы будут выполнены, и руководству приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы сохранить их. Стоит ли напоминать о том, что завод расположен всего в 15 км от линии разграничения и постоянно ощущает дыхание войны?

Спустя два года Фонд государственного имущества наконец решается вернуть предприятие в госсобственность и издает 25 мая 2018 года приказ №691 о создании госпредприятия "Азовский судоремонтный завод". Кроме того, ФГИ назначает и.о. руководителя ГП Игоря Решетова, основной задачей которого является обеспечение передачи имущества от ООО "СРЗ" в ГП "Азовский судоремонтный завод".

Азовський штиль, або Затишшя перед бурею 01

Вот только воз и ныне там. Прошел год, а статус предприятия до сих пор не определен, и завод по-прежнему находится, что называется, в "подвешенном состоянии". И возникает вполне закономерный вопрос к государственному управленцу: что же делалось на протяжении года, и почему результаты работы неудовлетворительны?

Прежде всего, интересно знать, кому государство доверило судьбу одного из ключевых предприятий отрасли. Исполняющий обязанности главы СРЗ был выбран на собеседовании. Конкурс в Фонде госимущества решили провести позже – при отборе постоянного руководителя. Но даже временный директор должен был соответствовать ряду требований. В их числе – полное высшее техническое, экономическое либо юридическое образование, опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет, понимание принципов работы судостроительной отрасли.

Подходит ли на эту должность Решетов с учетом перечисленных критериев? О нем известно немного: Харьковский бизнесмен, соучредитель нескольких фирм, которые занимались преимущественно оптовой торговлей. Кстати, возникает вопрос, имеет ли право руководитель ГП быть по совместительству частным предпринимателем? Более того, вступая на государственную должность, Игорь Решетов обязан был подать публичную декларацию о своих доходах. Но в силу неизвестных причин он этого так и не сделал. Неработающее ГП пока что не выплачивает Решетову заработную плату, что, впрочем, не мешает ему передвигаться на современном внедорожнике ToyotaLandCruiser (стоимость на официальном сайте стартует от 2,3 млн грн).

И.о. главы Азовского СРЗ также возглавлял предприятие, которое занималось строительством, и общественную организацию. Но ни одна из структур, в которых он работал, не имела отношения к судостроительной отрасли. А, значит, требования ФГИ к вакансии не были выполнены. Как кандидат прошел собеседование – загадка.

Но есть в биографии Игоря Решетова и более любопытные факты. Деятельность многих компаний, которые он возглавлял, прекращена. Но, как правило, каждая из них представляла собой мелкий бизнес с уставным капиталом 16 000 – 25 000 грн. Другое дело – работа на государственном предприятии "Украинский государственный научно-технический центр антикризисных технологий в промышленности" с уставным капиталом свыше 6,5 млн грн. К слову, Фонд госимущества попытался безуспешно продать этот актив в 2017 году, а в 2018-м Кабинет министров передал его от ФГИ в сферу ответственности Киевской обладминистрации.

Отметиться на этом предприятии успел и Решетов. Работа руководителя привела к возбуждению дела о банкротстве. А позже Прокуратура Киевской области предотвратила взыскание иностранным "кредитором" с предприятия фиктивной задолженности в размере 165 млн грн. Видимо, уж слишком лакомым кусочком оказался Центр.

Но вернемся в Мариуполь: Фонд госимущества поставил перед новым руководителем задачу – получить все необходимые разрешения и лицензии для законной работы СРЗ. Без них весь производственный цикл будет остановлен, так как завод без лицензии попросту не имеет права ремонтировать суда. А получить документы нужно было в течение полугода с момента регистрации госпредприятия. И с этой задачей директор Решетов, увы, до сих пор не справился, что выглядит несколько странно. Задача, которую ставило перед госменеджерами правительство, заключалась в том, чтобы принять целостный имущественный комплекс для его последующей передачи в аренду, а не для организации его работы. Поэтому мотивы действий нового директора, скорее всего, объясняются стремлением взять предприятие под контроль, а не выполнять указания Кабмина.

Азовський штиль, або Затишшя перед бурею 02

Впрочем, подобная ситуация наблюдается и в других отраслях. Министерства и ведомства затягивают – непрофессионально или умышленно – передачу ряда объектов малой приватизации. Причем удерживают госструктуры именно самые востребованные объекты. Совпадение? Вряд ли. А в конце мая на заседании Кабмина было принято скрытое решение о передаче Калушской ТЭЦ – одного из крупнейших энергетических активов страны – в коммунальную собственность. С какой целью, догадаться не сложно.

А что же с СРЗ? В ноябре прошлого года представители арендатора, ГП, ФГИ и областной администрации начали активно дискутировать на предмет того, как лучше провести передачу активов. Основная проблема заключается в том, что завод имеет непрерывный производственный цикл, и остановка цехов для инвентаризации нарушит всю линейку, которую затем будет непросто восстановить. Кроме того, руководство ООО "СРЗ" интересовалось, как быть с заказами, поскольку необходимо планировать свою деятельность, нести ответственность перед трудовым коллективом и клиентами. В результате стороны договорились о том, что предприятие выполнит свои обязательства перед партнерами до марта текущего года, а имущество будет передаваться поэтапно. И хотя такое решение противоречит действующему законодательству, оно выполняется.

Но, увы, рассчитывать на надежность нового руководства не приходится. Ни одна из поставленных государством задач не выполнена, договоренности нарушены, и Азовский судоремонтный завод по-прежнему остается в состоянии неопределенности. Что помешало госуправленцу качественно и в срок провести передачу активов? Занятость в частном бизнесе? Нехватка квалификации? Или другие задачи, поставленные перед этим управленцем-могильщиком его покровителями? Вопросы пока остаются открытыми. А необходимость замены руководителя ГП уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Ибо государству вряд ли захочется из-за действий или, вернее, бездействия Решетова потерять эффективное предприятие, которое обеспечивает работой жителей Мариуполя, исправно платит налоги и делает весомый вклад в развитие морской отрасли Украины. По итогам 2017 года АСРЗ увеличил объемы производства более чем на 50%. Отчитаться же о результатах 2018-го и.о. главы госпредприятия пока не в состоянии. Зато он несколько раз посещал объект в очень интересной компании. Его сопровождал Игорь Сахно – один из руководителей бизнеса одиозного, трижды судимого депутата Сергея Коваленко, который прославился мошенническими схемами. Кроме того, в обществе Решетова был замечен бывший директор Харьковского НИИ "ВЕЛТ" Сергей Тишин. Что задумала эта троица – пока не ясно.

И опасения подтверждаются озвученными новым руководством планами. Сегодня в отношении около 48 объектов на заводе рассматривается возможность списания. То есть эффективное работающее предприятие хотят попросту разрезать на металлолом. За год на заводе отремонтировано 120 судов, произведено 100 грейферов, перегружено 850 тыс. тонн грузов. Эта деятельность с высокой добавленной стоимостью обеспечивает налоговые поступления в бюджет, обеспечивает работой сотни человек. Но интересы отдельных лиц почему-то превалируют над государственными. И невольно возникает вопрос: сколько же еще в нашей стране будут приниматься решения, направленные не на развитие, а на разрушение украинской экономики? И почему на фоне происходящего молчит Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции?

А завод тем временем продолжает свою деятельность, ведет непростые переговоры с клиентами, которым хочется быть уверенными в его стабильной работе, платит налоги и заработную плату трудовому коллективу. Хочется надеяться, что государство все же сделает решительные шаги и сумеет разрешить непростую ситуацию вокруг АСРЗ, не допустив его остановки и сохранив коллектив.

Святослав Завгородний 

Источник: https://censor.net.ua/ua/r3132032
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору