EN|RU|UK
 Політика України, Економіка
  7732  6

 Захист виробництва і вето президента - в чому причини скандалу щодо законопроекту №6776-д


Автор: Р.Мазуренко

Такі проблеми рідко стають популярними, але закон №6776-д від 14 листопада 2017 викликав великий скандал в аграрній галузі - низка операторів ринку вимагають від президента накласти вето для уточнення термінів запровадження нових правил, і разом із тим, зберегти підтримку виробництва, закладену в законі.

Законопроект №6776-д принят одновременно с принятием бюджета. Он предполагает отмену возмещения НДС для производителей масличных культур рапса, сои и подсолнечника.

Захист виробництва і вето президента - в чому причини скандалу щодо законопроекту №6776-д 01

Закон вызвал взрыв эмоций в аграрном секторе и волну требований к президенту Украины наложить вето. Этот вопрос сейчас активно обсуждается в администрации президента и Верховной Раде. С соответствующими обращениями обратились к президенту Европейская бизнес-ассоциация, ассоциация украинских фермеров.

С другой стороны, комитет ВР по налоговой политике также представляет аргументированную позицию и выступает в поддержку закона как стимулирующего развитие перерабатывающей промышленности.

Интересы десятков тысяч людей пересекаются в этом проблемном вопросе, и решение накладывать или нет вето президент, как ожидается, примет в ближайшее время.

Что такое отмена возмещения НДС на экспорт рапса, сои и подсолнечника? Это значит, что эти культуры продавать напрямую заграницу будет менее выгодно - выгодно продавать на перерабатывающий завод здесь в Украине и затем экспортировать в виде масла. Безусловно, для нашей аграрной отрасли экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью – это требование времени.

Законопроект №6776-д для Украины имеет важное значение. Сторонники законопроекта ссылаются на реальные достижения отечественной масло-жировой промышленности, которая получила в 1999-м году стимулирование государства в виде введения заградительной экспортной пошлины на вывоз необработанного подсолнечника. Это привело к настоящей промышленной революции, и сегодня масло-жировая промышленность – номер 1 в мире. За 17 лет в отрасли построено 16 портовых терминалов, построены новые заводы по переработке, мощность увеличилась в 9 раз, объем инвестиций по минимальным оценкам превышает 3 миллиарда долларов. Украина экспортирует подсолнечное масло более чем в 120 стран мира. Теперь на рынке есть устойчивый спрос на масло, и кризис отрасли не грозит – ведь мы продаем готовый продукт. Это впечатляющий пример создания добавленной стоимости и защиты национальной экономики, пример государственного подхода к развитию экономики.

Почему вместо введения экспортной индикативной пошлины, как это действует в отношении подсолнечника с 1999 года, в законопроекте №6776-д вводится отмена возмещения НДС? Потому что НДС – внутренний налог, правила его регулирования устанавливаются государством. А экспортные пошлины необходимо согласовывать со Всемирной торговой организацией. Это сложный процесс, требующий долгих переговоров, результат которых неизвестен, и который может повлечь за собой невыгодные для Украины последствия.

Наложения вето президента требуют вместе с тем, крупнейшие международные корпорации на рынке (но не все) – ADM, Bunge, Cargill, Dreyfus, Cofco - некоторые из них также инвестировали в переработку и заводы в Украине.

Захист виробництва і вето президента - в чому причини скандалу щодо законопроекту №6776-д 02

Особенно активно выступают фермерские организации, и 19 декабря они планируют выступать в Киеве, и также требовать вето.

Кроме этого 19 декабря в Киеве будут выступать в защиту поддержки перерабатывающей промышленности представители масло-жировых предприятий.

Новые правила, в случае, если президент подпишет закон, вводятся с 1 марта.

И вот эта дата на самом деле является той проблемой, которая вместе с тем требует наложить вето президента на законопроект и пересмотреть его еще раз в комитете ВР.

Бизнес-планы производителей сверстаны под существующую модель, заключены контракты, ломать так быстро систему многим предприятиям невыгодно.

Вместе с тем урожай этого года уже отгружен, так что убытки действующим контрактам нанесены не будут. Однако отсрочка срока действия закона на 1 сентября 2018-го - это уже скоро. И это затронет следующий урожай. Сроки очень короткие, надо продлевать переходный период, без сомнений.

Дата 1 марта была определена в налоговом комитете благодаря поддержке народных депутатов Андрея Веревского и Виталия Хомутынника, которые опосредованно владеют долей в аграрной корпорации "Кернел".

Безусловно, вступление закона в действие с 1 марта – это "отжим" производителей, которые не успевают перестроиться.

Поэтому вето президента на законопроект №6776-д является остро необходимым. В законопроект должны быть внесены правки. Во-первых, если бы введение в действие законопроекта по рапсу и сое было отложено на 1-2 года, то это дало бы рынку возможность перестроить систему работы, разработать новые планы работы и безболезненно адаптироваться к новой системе. Перенос даты на поздние сроки, 1-2 года, практически снимает возражения у международных корпораций.

Во-вторых, можно было бы рассмотреть вопрос о принятии дифференцированной ставки НДС для данных видов производств. Зачем вообще лишать бизнес возмещения НДС? Почему такое неравенство? Лишить фермеров 20% возмещения НДС – это слишком жесткие правила. Если бы ставка по возмещению была бы 10% - как сейчас пошлина на экспорт подсолнечника – то это более компромиссный и обоснованный вариант.

Захист виробництва і вето президента - в чому причини скандалу щодо законопроекту №6776-д 03

В любом случае здесь необходима дискуссия. 15 декабря и.о. министра аграрной промышленности М.Мартынюк сказал: "Однозначно можно сказать, что формат ее принятия (поправки об отмене возмещения НДС. – Ред.), который не предусматривал широкого обсуждения, неприемлем и ставит под вопрос прогнозируемость инвестиционного климата в стране. Мы проводим консультации с членами комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики и разрабатываем шаги по смягчению воздействия этой новации. В частности, рассматривается вариант ее отсрочки до 1 сентября 2018 года".

Фермеры говорят, что в условиях постоянных кризисов и рисков, прямой экспорт рапса, который созревает одним из первых, позволяет им быстрее получать оборотные средства для продолжения всей уборочной кампании. Изменение правил на рынке необходимо обосновать и аргументировать, чтобы все участники видели для себя перспективу и выгоду.

Также вызывает недовольство заметная разница в подходах государства. В то время, как для одной категории предпринимателей в аграрной промышленности отменяют полностью возмещение НДС, то для другой влиятельной группы крупных предпринимателей в той же самой аграрной промышленности Кабмин принял закон о компенсации за экспорт из уплаченного НДС! Налицо двойные стандарты и несправедливый подход.

Что ж, все эти аргументы – поле для переговоров между различными группами политиков и аграриев.

Остается надеяться, что законопроект №6776-д станет примером не поспешных непродуманных действий, а системной государственной политики по стимулированию развития национальной экономики и увеличению рабочих мест. Дату можно и нужно поменять. Но самое главное – сохранить смысл законопроекта, государственное стимулирование производства и увеличение добавленной стоимости продукции в Украине. Только создание независимой аграрной отрасли, своего полного цикла производства является гарантией устойчивого сбыта сельхозпродукции, гарантией занятости и развития села, как больших так и малых аграрных хозяйств.

Ростислав Мазуренко 

Источник: https://censor.net.ua/ua/r3039712
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору