EN|RU|UK
  2055  19
Все про:кризис (3065)

 СПАСИБО ДЕПУТАТАМ: ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПОДОРОЖАЮТ НА ТРЕТЬ

СПАСИБО ДЕПУТАТАМ: ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ ПОДОРОЖАЮТ НА ТРЕТЬ (Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ")

По ходу мыслей украинских законотворцев получается, что импортные автомобили «посадили» наш внешнеторговый баланс, а введение запретительной пошлины сильно его исправит.


11 декабря Верховная Рада приняла в первом чтении печально известный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом». На 18 декабря намечено его окончательное принятие.


Этот документ, подготовленный известным новатором отечественной экономической мысли Сергеем Терехиным (БЮТ) в компании Николая Катеринчука (НУНС) и Катерины Ващук (Блок Литвина), настолько любопытен, что на некоторых его положениях стоит остановиться подробно.

Законопроектом предлагается «в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния» ввести «как исключение» временную (на полгода с возможностью продления) надбавку в 12% к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары, в том числе - на импортные автомобили.


Между тем, по данным, которые приводятся в пояснительной записке к тому же законопроекту, за 10 месяцев года импорт в Украину в сравнении с 10 месяцами прошлого года вырос на 51%. В том числе импорт мяса и мясных субпродуктов -на 438%, одежды 189%, обуви - на 155%, а легковых автомобилей - на 48% (по данным Государственной таможенной службы - на 35%). 


Нетрудно заметить, что импорт автомобилей - ниже среднего показателя роста импорта, тем не менее, именно он почему-то «попал под раздачу». Кстати, тут есть одна хитрость, о которой законотворцы скромно умалчивают: нынешняя пошлина на импорт автомобилей в соответствии с требованиями ВТО - 10% - установлена не законом, а всего лишь письмом председателя Государственной таможенной службы Украины Валерия Хорошковского.


В законе так и осталось 25%, и надбавка будет добавлена к этому проценту. Таким образом, пошлина на импортные автомобили составит 37% плюс 20% НДС плюс акциз (насколько известно, Украина - единственная хоть сколько-нибудь развитая страна, которая взимает с импорта автомобилей не только пошлину, но и акциз).   


Утверждается, что «внедрение норм этого закона вызовет увеличение доходов консолидированного бюджета Украины» и «восстановления равновесия платежного баланса Украины». Между тем, достаточно хотя бы поверхностно знать ситуацию в стране вообще и у автомобильных импортеров в частности, чтобы понять: бюджет не только ничего не выиграет от такого нововведения, а еще и проиграет.

  

Дело в том, что упомянутые 48% - общая цифра с начала года. В ноябре, по данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), продажи импортных автомобилей в Украине упали на 54%, а автомобилей, собранных в Украине - только на 23%.


Новые автомобили практически не ввозятся - дилеры не могут распродать остатки на складах компаний, которые в некоторых случаях, по словам президента ВААИД Станислава Щербины, достигают 15 тысяч. То есть,  отечественных производителей импорт явно не «убивает» - в падении продаж виновата общая экономическая ситуация в стране.


По прогнозам инвестиционной компании Dragon Capital, даже без повышения пошлин рынок автомобилей в будущем году составит не более 50% уровня продаж текущего года, причем, по импортным автомобилям - до 13% за счет перехода покупателей к более дешевым моделям. А если добавить сюда еще и повышенную почти втрое пошлину, продажи станут еще меньше. И о каких поступлениях в бюджет может идти речь?


Добавим, что, из-за ситуации с кредитами у нас сейчас активно формируется вторичный рынок недавно купленных автомобилей. Довольно много их начинают продавать банки как залоги за не возвращенные кредиты, часть продает население, чтобы расплатиться с кредитами на другие товары... Это дополнительно ударит по рынку новых автомобилей.


Правда, вообще импорт не исчезнет, но уйдет в «тень». Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко насчитал 14 схем, по которым можно ввозить автомобили в Украину без уплаты пошлин. При низкой пошлине эти схемы использовались мало, зато теперь будут запущены на всю катушку. Естественно, в этом случае бюджет тоже ничего не получает.


Зато, принимая законопроект, мы фактически отказываемся от кредита МВФ и в очередной раз напрашиваемся на торговую войну с мировым сообществом. Сам Сергей Терехин на пленарном заседании Верховной Рады сообщил, что проводил консультации по законопроекту с ВТО и со штаб-квартирой МВФ и получил негативный ответ. И первой реакцией МВФ будет прекращение очередных траншей кредита.


Во время принятия законопроекта в первом чтении заместитель министра финансов Денис Фудашкин заявил с трибуны Верховной Рады:


 - Регулирование платежного баланса за счет повышения ставок (пошлины) противоречит уставу МВФ, который предоставляет поддержку «стенд-бай» исключительно при условиях неприменения ограничений импорта. Более того, я хочу заметить, что как раз повышение ставок - это наиболее разрушительный для экономики способ поддержания платежного баланса, потому что в таком случае не только ограничивается торговля и провоцируется применение адекватных мер относительно Украины по тем товарам, которые экспортирует Украина, но и дополнительно ухудшается положение наших граждан, так как в этом случае граждане должны переплачивать дополнительную сумму за счет повышения цен, которая, как правило, происходит при повышении любых пошлин.  


Кстати, Украина напрашивается на «адекватные меры» уже не в первый раз, и на этот раз точно их не минует. Это коснется украинского металла, зерна, семян подсолнечника, продукции химической промышленности...


Если предприятия - экспортеры, к числу которых наше автостроение точно не относится, в результате карательных мер ВТО «упадут», мифические доходы бюджета окажутся несравнимо меньше, чем вполне реальные социальные выплаты многим тысячам безработных. Кстати, о безработных: в сетях официальных дилеров импортных автомобилей работает 47,5 тысячи человек, на всех наших автосборочных предприятиях - не более 12 тысяч. Это стоит иметь в виду, говоря о сохранении рабочих мест.


Возникает резонный вопрос: если законопроект преследует не ту цель, которая заявлена, тогда какую же?


В дополнение к этому законопроекту, в тот же день принят и другой: № 3430 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в части минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности)», внесенный депутатами Королевской, Крайним, Горбалем и Бабуриным.


То есть, отечественные производители уже получают преференцию перед импортерами. Но это же не значит, что их нужно и вовсе добивать! Как заметил член правления ВААИД, генеральный директор ООО «Винер экспорт Украина» (автомобили Jaguar, Ford, land rover, Porsche, Volvo) Богдан Кульчицкий, у себя на родине, в Польше, он не наблюдал такой беспощадной войны между местными производителями и импортерами. С горькой иронией он добавил: «В Украине всегда стремятся сделать кому-то хуже, чтобы кому-то стало лучше».


В обстановке, когда отечественные производители все как один просят от государства денег на поддержку, непонятно, почему в жертву каким соображениям должна приноситься отрасль, которая их не просит о помощи, а добивается только одного - чтобы им не мешали работать... Тем не менее, почему-то же 264 депутата проголосовали за принятие законопроекта! Правда, некоторые, судя по стенограмме их выступлений, просто не понимали, что они делают, но не все же!


Причина явно лежит в другом. Во-первых, как отметил Станислав Щербина, после введения повышенной (фактически - запретительной) пошлины отечественные автосборщики выгодно воспользуются отсутствием конкуренции и выбора у потребителей - повысят цены на свою продукцию. Учитывая влиятельность лобби автопроизводителей в парламенте, это уже весомая причина принять законопроект.

А вторая причина - автомобильные дилеры за время работы в Украине создали мощную сеть центров продажи, сервисных центров, СТО, хорошо оборудованных и с квалифицированным персоналом... Если теперь хозяев этой инфраструктуры «положить», представляется возможность дешево прибрать ее к рукам.

Еще несколько недель назад приходилось слышать, что для некоторых кризис является уникальным шансом осуществить кардинальный передел собственности. И чем дальше, тем больше в это верится...



Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRell3V1VSUmRVNURNekJNYWxKblVUMDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх