EN|RU|UK
 Экономика
  22091  44

 "Укрзализныця": жизнь после Бальчуна

Д.Бондаренко

В течение первых семи месяцев 2017 года "Укрзализныця" постоянно находилась в топ-новостях. Правда, большей частью не благодаря успехам, а из-за противостояния ее гендиректора поляка Войцеха Бальчуна с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.

10 августа "битва менеджеров" завершилась: Кабмин издал постановление об увольнении Бальчуна. Эпоха скандалов закончилась, но что началось вместо нее?

НЕСКАНДАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Нет скандала – нет новостей. Это стандартная формула СМИ, но в данном случае она не верна. Новостей об "Укрзализныце" за прошедшие после отставки Бальчуна два месяца было не меньше, чем за предыдущие, просто из-за отсутствия скандалов тиражировались они не так активно. Хотя многие новости стоили того, чтобы обратить на них внимание.

10 августа исполняющим обязанности председателя правления "Укрзализныци" был назначен первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов. Парадокс – преемником Бальчуна стал его предшественник: Кравцов занимал ту же должность и тоже в качестве и.о. с марта по май 2016 года.

С ролью кризис-менеджера, расчищавшего завалы после увольнения Александра Завгороднего, Кравцов справился. Справляется ли он сейчас?

ЧТО ОБЕЩАЛ БАЛЬЧУН

Чтобы оценить работу руководства "Укрзализныци" за последние два месяца, следует вернуться в 25 мая 2016 года – в тот день, когда Кравцова сменил Бальчун. Тогда, конечно, все обратили внимание на то, что к нам прибыл поляк-рокер с "украинскими корнями" и опытом руководства Польскими железными дорогами. Однако в тот день была еще и озвучена программа, которую обязался выполнить новый гендиректор госкомпании.

Вкратце она сводилась к пяти пунктам: эффективное управление предприятием, антикоррупционная политика, реформы с целью повышения качества работы железной дороги, обновление подвижного состава и резкое увеличение доходов "Укрзализныци".

Что из всего этого было выполнено? Помимо уже упомянутого противостояния с Мининфраструктуры и новостей о гастролях за 14 месяцев можно вспомнить только запуск скоростного поезда в польский Перемышль, да и то лишь перед самым окончанием срока контракта "менеджера с украинскими корнями".

О повышении качества работы железных дорог могут судить сами читатели. А о резком увеличении доходов "Укрзализныци" говорить не приходится хотя бы потому, что на момент увольнения Бальчуна даже не был утвержден финансовый план госкомпании.

Что касается борьбы с коррупцией, то в июне в "Укрзализныце" действительно прошли обыски по делам о нанесении государству убытков – сначала на сумму 12 млн гривен, потом на сумму 10 млн долларов. Но дело в том, что инициатива этого витка борьбы с коррупцией на "железке" исходила не от Бальчуна, а от Генеральной прокуратуры Украины.

КОГДА НАЧАЛАСЬ БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Деятельность польского рокера во главе "Укрзализныци" стала еще одним доказательством того, что приглашение зарубежных менеджеров к реальному улучшению дел не приводит. Еще одним – потому что, по сути, ни один из экспериментов с "легионерами" успешным не оказался. Некоторые из них и вовсе превратились в "диверсантов", прорывающих границы. Однако речь сейчас не о них, а об "Укрзализныце".

Парадокс состоит в том, что некоторые из обещаний Бальчуна стали выполняться только после его ухода. 5 сентября в госкомпании снова проходили обыски, и от июньских они отличались тем, что Генпрокуратура и СБУ действовали при полном содействии руководства "Укрзализныци".

А спустя восемь дней при содействии департамента безопасности "Укрзализныци" силовики поймали с поличным на взятке в 70 тыс. долларов начальника департамента аудита Вахтанга Джакели. Кстати, несмотря на имя – поляка, занявшего должность по протекции земляка-гендиректора. И это тоже к вопросу о "легионерах".

Но, опять же, сейчас уже дело не в них. Спустя две недели в Днепропетровской области (опять же при содействии департамента безопасности "Укрзализныци") был задержан за вымогательство взятки начальник станции Елизарово Криворожской дирекции железнодорожных перевозок.

Бальчун тут, конечно, совершенно ни при чем. Разве что был бы интересен его ответ на вопрос: почему борьба с коррупцией, которую обещал "менеджер с украинскими корнями", началась только после его отставки?

ЕСТЬ ЛИ РЕЛЬСЫ В ПОЛЬШЕ?

По другим направлениям вопросов к Бальчуну еще больше. В сентябре "Укрзализныця" опубликовала информацию о том, что ее потребности в материалах для верхнего строительства колеи (рейках, креплениях, стрелочных переводах и т.д.) удовлетворены всего на 18%. Проще говоря, дороги ремонтировать нечем, не говоря уже о прокладке новых путей.

В течение 14 месяцев госкомпанией руководил "менеджер с большим европейским опытом", но этого опыта почему-то оказалось недостаточно, чтобы узнать о ключевой проблеме отрасли. В чем тут разница? Может, в Европе поезда не по рельсам ходят?

Теперь о сути проблемы. Она заключается в том, что необходимые материалы "Укрзализныце" предлагают по ценам намного выше рыночных. Компания проводит торги, но участвуют в них не непосредственные производители, а посредники, которые делают запредельную наценку.

Возможно, ремонт железнодорожных путей не входил в "европейский опыт" Бальчуна, но уж о тендерах-то он должен был знать все досконально. Однако до июня, когда одному из его подчиненных Генпрокуратура предъявила обвинение в закупке некачественных запчастей, гендиректор-легионер этой темой, похоже, вообще не интересовался.

На этом фоне вполне объяснимо обращение нынешнего и.о. гендиректора к силовым структурам с просьбой проверить возможный сговор участников торгов по закупке материалов для ремонта дорог. Однако коррупция – это не оправдание неотремонтированных дорог, поэтому Кравцову еще предстоит доказать, что он в состоянии не только вскрыть причину, но и исправить положение.

ВСЕ ПОЙДЕТ ПО ПЛАНУ?

На данный момент именно так и можно охарактеризовать деятельность Кравцова во главе "Укрзализныци": вскрыл причины и обещает исправить. Конечно, два месяца – не тот срок, после которого уже можно ждать результатов, поэтому от оценок пока лучше воздержаться. Но – держать ситуацию на контроле.

13 сентября Кабмин утвердил представленный-таки финансовый план "Укрзализныци". При его утверждении об обещаниях Бальчуна решили не вспоминать, поскольку не только не произошло "увеличение прибыли", но она окажется даже меньше, чем в 2016-м. Правда, при этом налогов в бюджет госкомпания заплатит на 1,9 млрд больше.

Интересно, что в сообщении об утверждении финплана на 2017 год приводился комментарий Кравцова о том, что его подчиненные уже готовят проект такого же плана на 2018 год – с тем чтобы утвердить его в январе-феврале. Понятно, что при наличии плана работа над увеличением прибыли будет более конкретной.

ПРИБЫЛЬ ПРИБЫЛИ РОЗНЬ

Однако не всякое увеличение прибыли на пользу обществу. Наибольший резонанс в информации об утверждении финплана-2017 вызвало сообщение о росте тарифов на грузоперевозки на 22,5%. Правда, и.о. гендиректора утверждает, что это не просто повышение, а индексация, что 22,5% – это индекс роста промышленных цен за период с весны 2016 года, когда в последний раз повышались тарифы на грузоперевозки.

Действительно, в экономике не бывает так, что цены на продукцию растут, а тарифы на ее перевозку стоят на месте. При инфляции дорожает все. Но повышение тарифов не должно быть главной целью плана. Кравцов обещает, что так не будет, и предлагает бизнесу простую схему: автоматический рост тарифов, привязанный к индексу промышленных цен. Такой принцип действительно был бы понятен как отечественным бизнесменам, так и зарубежным. Осталось дождаться его внедрения.

ПОСТЕЛЬ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Прозрачность тарифов – один из пунктов программы, которую представил сотрудникам "Укрзализныци" ее нынешний руководитель. Некоторые ее пункты, в частности принятие откорректированного финплана, уже выполнены, некоторые находятся в стадии выполнения.

В частности, в августе в качестве пилотного проекта запустили распределение вагонов-зерновозов в автоматическом режиме. Также летом было увеличено количество поездов для перевозки пассажиров на пиковых направлениях – в 2017-м курсировали 35 летних поездов, в то время как год назад 28.

Но большинство пунктов – это пока проекты. Так, Кравцов хочет увеличить объемы перевозок, не увеличивая при этом парк локомотивов. В том, что касается грузоперевозок (прежде всего, транспортировки зерна), он предлагает задействовать самих производителей: они закупают вагоны-зерновозы и передают их "Укрзализныце" в лизинг (по словам руководителя компании, такие предложения уже есть).

Что касается пассажирских перевозок, тут и.о. гендиректора предлагает задействовать аренду локомотивов. По его словам, незачем закупать локомотивы, которые будут задействованы лишь в пиковые периоды (летом, в период новогодних каникул), а все остальное время будут простаивать.

Невзирая на то что грузоперевозки являются приоритетом для украинской железной дороги, улучшение качества обслуживания пассажиров остается одной из ключевых задач. Ведь большинство из нас сталкивается с "железкой" именно как пассажиры. И, что вполне логично, пассажиры считают, что качественный сервис в поездах – это и есть главная задача "Укрзализныци". Если руководство госкомпании с ней справится, от обычных граждан претензий не будет.

БОЛЬШИЕ ЗАРПЛАТЫ – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Классика менеджмента состоит в том, что специалисты получают высокую зарплату и осуществляют то самое "эффективное управление". Недавно в СМИ сообщалось о высокой зарплате Кравцова. Следует отметить, что в свете начавшейся борьбы с коррупцией это скорее необходимо. Ведь лучший способ заставить менеджера отказаться от заработка на тендерах или взяток – платить ему зарплату, которую он не захочет терять. Важно только, чтобы эти менеджеры отрабатывали свою высокую зарплату эффективными действиями, а не эффектными пиар-ходами в перерывах между гастролями.

Получим ли мы эффективную "Укрзализныцю"? Ответ на этот вопрос – за пределами статьи. Его должно дать общество, которое является самым строгим и независимым контролером. Если новому руководству компании удастся реализовать свои планы, мы все это почувствуем.

Данил Бондаренко
Источник: https://censor.net.ua/r458815
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх