EN|RU|UK
 Экономика
  8046  14

 ПРИМЕР ДЛЯ ГРОЙСМАНА - КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИИ

Сегодня состоится организованная Европейской бизнес ассоциацией встреча премьер-министра Владимира Гройсмана с украинскими инвесторами. Думаю, что предстоит очередной сеанс пиара премьер-министра, поскольку до сих пор каких-то программ и стратегий по привлечению инвесторов правительство Гройсмана не создало.

На встречу к Гройсману пойдет глава совета ассоциации "Укроліяпром" Viacheslav Petryshche, который рассказал об успешном примере, поучительном для Кабмина - как государство осуществило реформу и привлекло инвесторов в масло-жировую промышленность в 1999 году и какие результаты это принесло спустя 17 лет:

"Если кто не знает - сейчас масло-жировая промышленность Украины - №1 в мире. А в 1999 году наша отрасль стоила копейки, бюджет получал копейки. Но был принят закон - на экспорт необработанных семян подсолнечника государство ввело 17-процентную пошлину. Государство создало, таким образом, условия для развития своей индустрии. И прошло 17 лет – и украинская масло-жировая промышленность сейчас мировой лидер, мы диктуем цены, мы привлекаем инвестиции, потому что производим готовый продукт.

Наша компания Allseeds после принятия закона инвестировала с 1999 года около 500 миллионов долларов, построив два завода и три терминала, в том числе 200 миллионов долларов в последние несколько лет, во время войны, в новый маслоэкстракционный завод в Одесской области, созданный по мировым стандартам. Нам не нужны дотации, льготы. Украине надо защищать свой рынок, чтобы вместо продажи необработанного сырья было выгодно продавать готовый продукт, все просто.

Вот это и есть инвестиционная политика, а теперь давайте посмотрим, а что сделано за три года после революции, есть ли хоть один пример такой же реформы и привлечения инвестиций? Увы, не знаю ни одного.

Теперь представьте, если такие же меры будут приняты не только в масло-жировой, а во всей аграрной промышленности – да у нас таких отраслей не один десяток. На нашем предприятии все зарплаты - "белые", даже не квалифицированный уборщик получает для начала от 7100 гривен. А если государство будет жестко контролировать качество, стандарты производства, экспорта, чтобы повышали каждый день репутацию и авторитет для украинской продукции? Ведь ничего не мешает, кроме отсутствия стратегии и желания ее реализовать. Мы, инвесторы, самые лучшие рекламные агенты Украины в мире.

Сейчас у нашей компании в руках инвестиционный портфель в 400 миллионов долларов, который мы вкладываем в Украину прямо сейчас, в проекты, которые создадут в Одесской области более 1000 высокооплачиваемых рабочих мест. И мы каждый день идем к цели. Могу ли я вложить в Украину еще больше денег? Да! Если буду заниматься исключительно бизнесом, а не тратить время на выяснение отношений с бюрократией.
В этом году мы построили новую ветку железной дороги к нашему заводу в порту "Южный", чтобы увеличить мощности нашего завода.

По закону железная дорога принадлежит исключительно "Укрзализныце". И вот мы идем в "УЗ", согласовываем проект, утверждаем технико-экономические условия, они разрешают нам строить, мы строим, затем приходим и говорим: "Принимайте новую ветку железной дороги на свой баланс, она теперь ваша, а мы будем вам платить деньги за ее использование и сможем заказывать у вас еще больше вагонов, чтобы вы еще больше денег заработали". Но "Укрзализныця" вдруг отвечает: "Стоп! Подождите, мы не можем пока взять на баланс". Мы не можем понять: "Минуточку, вы же нам сами проект утвердили, почему же вы нам раньше ничего не говорили?" Молчание.

Вместо решения из "Укрзализныци" к нам пришло два инспектора из Государственного архитектурно-строительного комитета, и они говорят: "Так, вы построили в порту железную дорогу, а почему вы свое архитектурное решение с нами не согласовали?" Я говорю: "Да нам просто в голову не пришло с вами согласовывать, ведь мы построили железную дорогу на земле, принадлежащей железной дороге, и по проекту, который утвердила железная дорога, они заберут себе на баланс, и проблем не будет". Инспекторы покивали головами и… выписали нашей компании штраф в 1,5 миллиона гривен за нарушение правил ГАСКа.
Ну скажите, разве в бедной стране госструктурам приносят готовые железные дороги, которые надо просто принять, чтобы получать новые доходы в бюджет? Несмотря ни на что, нас это не останавливает, мы хотим третью железнодорожную ветку строить в порту! И уже завезли рельсы и шпалы. Чиновники нас не остановят, но они очень замедляют наше развитие, и они лишают государственный бюджет налогов и доходов на многие миллионы и десятки миллионов, гораздо больше тех штрафов, которые они хотят с нас содрать.

Еще пример. Мы просили выделить согласно закону землю в порту, инвестировать в постройку нового причала, чтобы еще больше отгружать на экспорт. Такая земля там была. Предыдущий глава Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили нам обещал помочь в честном оформлении земли. И чиновники нам обещали, что все будет хорошо. Но вдруг за один день в декабре 2015-го обещанную нам землю отдали какой-то посторонней компании, у которой в отличие от нас нет своего завода в порту, и эта компания не строила и ничего не собирается строить, они просто хотят содрать с нас побольше денег за эту землю и за доступ к причалу, это такое вымогательство. Все понимают, что нас обманули чиновники, облгосадминистрация провела медиацию, рассмотрела проблему, медиация установила, что мы полностью правы, но… власти ничего не сделали, чтобы восстановить справедливость.

Украина – очень богатая страна, государству не надо больших усилий, чтобы зарабатывать и давать людям работу – надо проявить внимание к инвестиционным проектам. Украина уже сейчас является важнейшей сырьевой базой в мире, но мы мало зарабатываем только потому, потому что не создаем добавленной стоимости, на нашем сырье зарабатывают другие государства. Посмотрите, мы поставляем сырье для производства комбикормов в Дании, а датчане являются крупнейшими экспортерами мяса, в том числе к нам в Украину.

Глупо, что мы продаем им сырье для комбикормов, но потом они продают нам свое мясо, ведь весь этот цикл производства и добавленную стоимость могли бы создавать мы сами здесь, у нас все условия!

Посмотрите на Турцию – за каких-то десять лет они вначале построили свое производство для переработки сельхозпродукции, а сейчас на его базе создали целую отрасль машиностроения, продают на весь мир элеваторное оборудование, мукомольное. Во много раз становятся богаче, создавая много циклов добавленной стоимости. А где же они берут пшеницу для своих элеваторов? В Украине. Мы снова имеем сырьевую базу, а максимальную прибыль с нашего сырья отдаем за рубеж!

Проблема ключевая, о которой стоит сказать на встрече правительства с инвесторами – украинским властям инвесторы неинтересны. До сих пор со мной не встретился ни новый глава облгосадминистрации, ни давно назначенный министр АПК, и никто не спросил: "А как тебе помочь, чтобы твои инвестиции начали работать как можно быстрей, чтобы как можно быстрей ты дал людям работу?"
А ведь проблему контроля качества всей украинской продукции, новые инвестпроекты без государства не решить.
Будет ли премьер-министр об этом говорить? Не знаю. Честно сказать, думаю, государство должно просто начать делать то, что мы, инвесторы, безуспешно пробиваем при полном равнодушии чиновников".

Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"

VEhrdlVXczVSMEV3VERkUmRXUkhRakJNZWxGelRrTTVaazVEVWpCWlVGSm5kRWRFTUZsSVVYWjBRM2xKVGtOMU1GbEVVWFZPUXpWTWVTOVJkVTVET1RCTVRGRjBaRWRDTUZsTVVYVk9SMGN3VEdwUmRVRTlQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх