EN|RU|UK
 Общество
  53662  29

 "Офигеть, это, наверное, сепарские подземные коммуникации. Вот бы психануть – и лупануть по ним, козлам!", - репортаж об аэроразведчиках

В.Ясинская

Когда был вход батальона в Иловайск, мы должны были сделать пролет над дорогой, по которой планировался заход наших, но тогда в районе погодные условия были очень сложные для полетов. Из-за этого самолет не долетел до пункта управления и разбился, а коптер тоже был в ремонте, поэтому, когда случился Иловайск, мы просто технически не смогли сделать разведку.

САМО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО БЕГАЕШЬ ПО МИННОМУ ПОЛЮ - НЕ ОЧЕНЬПРИЯТНОЕ

"Удачным считается день, если ты на ужин попадаешь вовремя, а сейчас ужин уже наступил", - шутит боец Донбасса с позывным Мастер.

После дня, проведенного под Мариуполем с аэроразведчиками Сашей, позывной Пиксель, и Мастером, на ужин мы, и правда, попадем ближе к ночи.

А до этого пилоты дважды успеют запустить в небо беспилотник "Лелека-100", разработанный одной из днепровских компаний. По полю, на котором запускается "птичка" (так называют парни беспилотник), меня сразу предупредили особо не передвигаться - могут быть мины.

"Как-то запускали самолетик, а тут ребята подъехали и расставляют таблички "мины". И говорят нам, что давайте вон той дорожкой аккуратненько назад отходите", - вспоминает одну из историй Мастер. "И хоть мы понимаем, что мины-то противотанковые и под весом тела не взорвутся, но само ощущение, что бегаешь по минному полю - не очень приятное".

Процесс приготовления к запуску " Лелеки" - это сборка самого самолета, который достают из большого деревянного ящика, установка антенн. Затем в багажнике раскрывают и удобно устанавливают чемоданы с необходимой техникой для управления полетом и считыванием данных с самолета.

аэроразведка

Саша с весны этого года работает командиром экипажа в аэроразведке фонда "Сестри Перемоги", который активно помогает бойцам на фронте. Он собирает данные для разных подразделений. А Мастер - в основном для "Донбасса". Вместе парни работают с 15-го года, когда Пиксель еще служил в батальоне вместе с Мастером.

С утра, перед тем, как ехать на место запуска самолета, Саша рассказал мне о том, как в 14-м году, в апреле, узнав, что в Донецке будет проходить проукраинский митинг, отпросился с работы на пару дней, чтобы поучаствовать в нем. Пиксель работал в Одессе программистом. Его отпустили, но по дороге на митинг, листая в автобусе фейсбук, он прочел, что в Днепропетровске формируется добровольческий батальон "Донбасс" - и принял решение поехать сразу туда. На работе сказал, что это на пару месяцев - его поддержали и не уволили.

"Поначалу мы катались на Красноармейский блокпост, чтоб прогнать оттуда сепаратистов. У нас было несколько муляжей "калаша". Они были железные, то есть выглядят, как настоящие, но не стреляли, потому что дуло было подпилено. Помимо псевдооружия было еще 4 или 5 палок", - вспоминает Пиксель о первых выездах "донбассовцев" весной14-го года, - "на той стороне, в общем-то тоже оружия не было".

Саша - симпатичный зеленоглазый молодой человек. Он не любит слово "сепаратисты", вместо него использует понятие коллаборационисты, то есть люди, которые не несут никакой идеологии, а просто являются приспешниками агрессора.

аэроразведка

На маленькой кухне съемной квартиры в Мариуполе Саша с тоской рассказывает о погибших парнях, которые прикрывали нескольких человек, включая его самого, когда "донбассовцы" штурмовали блокпост в Карловке 23 мая 2014 года:

"23 числа была бойня - иначе это не назовешь. Нас к этому толком не готовили, а еще почему-то не учитывалось мнение ребят, которые ходили туда в разведку перед штурмом, хотя они предупреждали, что противника там больше, чем предполагалось", - вспоминает парень.

"Когда ситуация начала заходить в тупик - пошли раненые. Я взял один из автоматов и отстреливался, прикрывая ребят, пока всех остальных не вывезли. С двумя парнями, один из которых был тяжело раненый, мы выезжали последними. А некоторые из наших, которые прикрыли нас, и благодаря которым мы остались живы, - погибли"

КОГДА СЛУЧИЛСЯ ИЛОВАЙСК, МЫ ПРОСТО ТЕХНИЧЕСКИ НЕ СМОГЛИСДЕЛАТЬ РАЗВЕДКУ

Летом того же года Саша стал легализованным бойцом "Донбасса". Тогда же двое ребят-телевизионщиков принесли в батальон квадрокоптер и первый самолет. Летать никто не умел, поэтому Пиксель помогал парням, когда те выезжали с "птичками", и одновременно сам осваивал основы аэроразведки. Позже телевизионщики основали группу аэроразведки "Фурия". А Саша с августа 14-го года помогал летать бойцу с позывным Гусь - на тот момент они вдвоем были единственными людьми, которые занимались аэроразведкой в "Донбассе".

"Когда был вход батальона в Иловайск, мы должны были сделать пролет над дорогой, по которой планировался заход наших", - вспоминает важные моменты своей работы в 14-м году Пиксель", - но тогда в районе погодные условия были очень сложные для полетов, Из-за этого самолет не долетел до пункта управления и разбился, а коптер тоже был в ремонте, поэтому, когда случился Иловайск, мы просто технически не смогли сделать разведку".

Свой рассказ уже о двухлетнем опыте аэроразведки Саша чуть позже продолжит не на кухне, а в машине.

После того, как запустили "Лелеку", я стою и смотрю на два больших монитора. На них нечетко видна местность, которую контролируют сепаратисты. Ко мне спиной сидят двое людей с надписями "Донбасс" на футболках. Один из них Мастер, второй - разработчик беспилотников Олег, который в этот день приехал понаблюдать за процессом. В какой-то момент я слышу удивленные возгласы Мастера:

"Офигеть, офигеть! Это, наверное, сепарские подземные коммуникации.

Вот бы психануть - и лупануть по ним, козлам!"

Оказалось, что аэроразведчики обнаружили вражескую линию укрепления и крупную систему окопов для большой техники.

аэроразведка


Донбассовец Мастер - плотный мужчина средних лет, по определенным причинами не раскрывает своего имени. После разговора с ним я узнаю, что он был летчиком гражданской авиации, а помимо этого некогда работал офицером уголовного розыска, но ушел из милиции, потому что поменялись взгляды на прокуратуру и политику в целом. Перед президентскими выборами 2010 года его пытались незаконно посадить, за то, что перешел дорогу черкасскому прокурору, но Мастеру повезло: вину так и не доказали.

"Мои друзья все здесь, и я как офицер, чего бы сидел дома?" - рассказывает "донбассовец" о причинах, которые привели его в АТО. - "Правда, в военкомат целый год бегал, а меня не брали! Поэтому я занялся разработкой применения малой авиации в данных условиях, но это почему-то никому не было интересно. Нам сказали, что ребята, вы пилоты - молодцы, покупайте за свои деньги технику-аппаратуру и сами летайте. Но есть условие, если вас собьют, мы за вас отвечать не будем, потому что вы не военнослужащие".

Беспилотники на фронте, как и организация пилотных групп, как правило, - это инициатива бойцов и волонтеров. Когда первый беспилотник в "Донбассе" перешел во вторую группу аэроразведчиков батальона, Саше самому пришлось искать "птичек". К тому моменту он прошел обучение на оператора БПЛ в Киеве в "Народном проекте" - это было весной 15-го года. Как-то он наткнулся в фейсбуке на информацию, что в Днепропетровске есть компания, которая делает беспилотники, предназначенные для линий нефте- и газопроводов. Написал им в фейсбуке, что нужны беспилотники для "Донбасса", и ему выдали две "птички". Одну из них он отдал второй полетной группе "Донбасса", вторую оставил себе.

"Пролетал" Саша на этой "птичке" до весны 16-го года. Затем его демобилизовали. Собирался подписать контракт, но когда поступило предложение работать с "Сестрами Перемоги" - согласился.

РАБОТА БЕСПИЛОТНИКОВ - ЭТО СОХРАНЕННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ

Пикселю и Мастеру повезло, потому что на выезды они часто ездят в сопровождении донбассовцев с оружием, чем не могут похвастаться многие другие полетные группы. А рискованных ситуаций было немало:

"Помню, как батальон стоял в районе Артемовска, это еще в 14 году летом, и нам нужно было выдвинуться на одну из его окраин и полетать по нескольким селам", - вспоминает одну из подобных ситуаций Саша, отслеживая полет "Лелеки" на мониторе. "Из-за не очень хорошего расположения мы решили сменить наше предыдущее место, переезжая, наткнулись на вражеский расчет АГС, который как раз собирался накрыть нашу машину, если бы мы остались на старом месте. Тогда произошла перестрелка, но все остались живы".

аэроразведка

О нередком риске вспоминает и Мастер, рассказывая, как часто приходилось слушать запрещенные вражеские 120 минометы, которые ложились где-то рядом. Однако, как правило, аэроразведчики старались заканчивать полет и, быстро сворачиваясь, уезжали.

Работа беспилотников - это сохраненные человеческие жизни. "Намного безопаснее пустить сверху "птичку", чем потерять группу разведки - это прежде всего", - рассказывает мне Мастер, отойдя от монитора, за которым остался следить Саша.

"Недостаток в том, что государству мы не нужны ни как батальон, ни как аэроразведка. Мы говорим со многими ребятами и многие твердят одно и то же: "У нас есть хороший аппарат, нам его показали, положили в подвал и сказали, мол, не вздумайте трогать, потому что вдруг вы его поломаете. А когда приезжает комиссия, то выходит, что беспилотник у нас есть".

Еще во время того, как мы ехали запускать "Лелеку", Саша рассказал мне о тех банальных пунктах, которые мешают организовать нормальную работу аэроразведки. И о том, что командиры, которые отвечают за технику, часто боятся ее потерять, потому что, если беспилотник разбился - организовывается служебное расследование, для которого необходимо сфотографировать или извлечь его обломки, даже если это территория сепаратистов, а это очень непростая задача. Помимо этого, если что-то ломается, то на ремонт, как правило, денег нет - и беспилотник лежит без работы. Те "птички", с которыми работал Саша, ремонтировались за свой счет.

"В МВД есть несколько очень крутых беспилотников, по сегодняшним мерками таких на фронте летают единицы. А у них два лежит на складе уже несколько лет, потому что как-то раз бригада инженеров выехала еще вначале АТО, и попав под обстрел, видимо испугалась. Затем формально по бумагам сделали так, чтоб больше туда с ним не выезжать", - поделился информацией Саша. Об этих беспилотниках ему рассказали инженеры-разработчики.

Здесь проблематика та же, что и во всей армии - нет нормальной взаимосвязи.

Но основная проблема, по его словам, что нет общей базы по количеству "птичек" в целом. Не говоря уже о том, какие, где и когда работают. Здесь проблематика та же, что и во всей армии - нет нормальной взаимосвязи.

Тем не менее, есть люди, у которых горят глаза, когда они запускают беспилотник. Пока мы стояли на поле - процесс запуска Мастером "птички" напомнил мне картинку из детства по запуску воздушного змея, вот только игры сейчас не те, что в детстве.

"Мне бы хотелось, чтоб один полет длился минимум 3-4 часа, а еще лучше 6, а в идеале - чтоб наблюдение велось по очереди постоянно", - мечтает Пиксель. "В этом плане мы уступаем России. За время АТО нашими войсками неоднократно сбивались их беспилотники "Орлан-10"".

Российские аппараты - это очень хорошая техника, как утверждает Саша, несмотря на то, что собраны по израильской технологии десятилетней давности. Они оснащены бензиновым двигателем и могут летать до 8 часов со скоростью 100 км/час.

"Вот мы сейчас снимем картинку, приедем к военным, они эту информацию будут анализировать какое-то количество часов, и вероятно, завтра у них будут какие-то результаты. И только через несколько дней эта информация попадет к конкретному сержанту, пройдя через всю бюрократию", - продолжает аэроразведчик.

Информация даже с такими задержками, по словам Саши, - принимается военными на ура, но стремиться нужно к тому, что пока самолет находится в воздухе - информация должна попадать непосредственно на ВОП.

аэроразведка

Во время разговора Пиксель отмечает и позитивные моменты: в ближайшем будущем появятся самолеты, которые будут летать по определенному большому участку и работать в режиме сканирования. Тогда не нужно будет выискивать информацию в режиме онлайн - это не самый лучший режим, потому что, поворачивая камеру в одну сторону, пропускаешь что-то с другой. Сканеры же будут фиксировать весь квадрат местности, и гораздо более объемные данные с него будут передаваться для анализа.

Саша считает, что эта технология в разы улучшит качество военной разведки.

Когда "птичка" ребят во второй раз возвращается с задания, солнце уже почти село за горизонт. В темноте мы останавливаемся на одном из пунктов, чтобы "слить" информацию одной из бригад. Поскольку процесс небыстрый, военные перекидываются с аэроразведчиками и новостями, и шутками. В какой-то момент в стороне от нас, в небе появляются вспышки от снарядов САУ. Несколько человек начинают снимать их на телефон - это и правда кажется красивым, как и огонек над нашими головами - скорее всего, вражеский беспилотник. Если не думать о том, что идут обстрелы - вспышки кажутся безобидными огнями, а беспилотники - птичками.

PS:

Аэроразведка Фонда "Сестри Перемоги" предоставляет беспилотную разведку в ОТУ Донецк, Мариуполь и Луганск с весны 2015. Экипажи аэроразведки базируются на фронте на постоянной основе и вылетают по заявкам бригад ВСУ, ССО, СБУ, ГУР и ГШ. Все вылеты координируются с разведкой секторов. Все экипажи, беспилотники и внедорожный транспорт аэроразведки обеспечиваются за счет доноров фонда "Сестри Перемоги".


Проект "Сестри Перемоги"
Реквізити:

Приват: 5169 3305 0986 8144 (загальна карта фонду) Отримувач: Сергій Мандриченко Призначення платежу: Благодійна допомога Безготівка: Отримувач: ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ БЛАГОДІЙНИЙ ФОНД ДОПОМОГИ КРАЇНІ "СЕСТРИ ПЕРЕМОГИ" ЄДРПОУ 39654316 Р/р № 26009052753420 ПАТ КБ "ПриватБанк" м. Києва. МФО 300711 Призначення платежу: Благодійна допомога

Контакти: Заявки приймаються: (098) 908 68 68 Плетення кікімор: (096) 181 53 21, (098) 879 50 88. Наш офіс: Київ, Арсенальна, 15, кв. 16 (ст. м. Печерська) пн-нд 12:00-19:00

Фотозвіти: www.facebook.com/Victory.Sisters.foundation www.facebook.com/55ArtilleryBrigade www.facebook.com/BattalionKikimora

Вика Ясинская, "Цензор. НЕТ"

Источник: https://censor.net.ua/r401968
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх