EN|RU|UK
  1506  17

 РУССКИЙ МАЧО: ЗВЕРЬ В МАМЕНЬКИНОМ СЫНОЧКЕ

РУССКИЙ МАЧО: ЗВЕРЬ В МАМЕНЬКИНОМ СЫНОЧКЕ (Die Zeit)

"Равноправие по указу свыше низвело роль советского отца до кормильца. После развала Советского Союза, в дикие 90-е годы, мачо испытал ренессанс." - пишет немецкий журналист Йоганнес Фосвинкель в своей статье-исследовании, посвященной русским мужчинам. С какими-то выводами автора можно и не согласиться, но многие черты мужчин из России, приведенные в публикации, совпадают с чертами украинских представителей сильного пола, как выходцев из одной социокультурной среды.

Какие только передряги не пережило российское общество за прошедшее десятилетие! Однако идеальный образ российского мужчины остался непоколебим: это мачо, 'мужик'. Родом войск крутых мужиков являются десантные войска. Ежегодно 2 августа, в День ВДВ, по городам России шествуют бойцы элитных подразделений в голубых беретах и тельняшках под бдительными взорами спецназа, словно на улицы вступают иностранные наемники.

С криками 'Ура!' воздушные десантники штурмуют парки, бульвары, а порой и узбекские арбузные лавки. В целлофановых пакетах булькает их оружие - бутылки с водкой. Скоро они обнажат свои натренированные торсы, а та или иная боевая подружка рядом с ними разорвет на себе тенниску для подъема боевого духа. На улицах начинают сновать машины скорой помощи, перевозя мертвецки пьяных и легко раненых, поскользнувшихся на краю фонтана во время традиционного купания.

Драки являются неотъемлемой частью народного творчества, и почти каждый год жертвами русско-патриотической мужественности и бессмысленной силы их рук, похожих на руки Папайя, оказывается пара кавказцев. День ВДВ бойцы элитных подразделений в Москве традиционно завершают, парализуя движение на Садовом кольце. А полиция делает предупреждения, главным образом, нетерпеливым и рассерженным водителям.

Еще в советские времена лозунги равенства не имели никакого значения для 'мужика' и его самосознания. Многие русские женщины, хотя и жалуются на его моральную слабость и недостаток чувства ответственности, но все же большинство из них восхищаются им или, по крайней мере, не сомневаются в нем. Его простые атрибуты рок-группа 'Ленинград' воспевает так: 'яйца, табак, перегар и щетина'. 'Мужик', как называют в России мачо, демонстрирует свою мужественность, как правило, короткой армейской стрижкой на бычьей голове и широкой медвежьей походкой, отдавая предпочтение камуфляжным штанам. Он грубый парень, без каких-то особых интеллектуальных претензий, слушающий радиостанцию 'Русское радио', где женщины являются вещью, а секс - спортивным соревнованием.

'Наша страна, - говорит дуайен российской сексологии Игорь Кон, - грубая и сексистская'.

В своем солдатском восприятии жизни 'мужик' больше склонен к применению силы, чем к решению проблем путем переговоров. Это считается проявлением слабости, особенно если это решение является компромиссом. Среди настоящих мужчин компромиссов быть не может. 'Если явление мачо в Южной Европе носит чаще всего декоративный характер, то в России оно соответствует внутреннему настрою, что почти автоматически означает агрессивность', - говорит Андрей Синельников, заместитель директора московского Национального центра предупреждения насилия 'Анна'. Насилие любят объяснять особенностями русской души: подерутся, а потом помирятся.

Массивный и непредсказуемый: медведь - символ русского мужчины

'Мужик' - полное воплощение русского мужчины и его проклятье. Он остается доминирующей моделью ориентации - будь то недостижимая цель или же пугающий пример. Сила, выносливость, борьба и успех соединяются в этом идеале. Многие русские примеряют к себе эти мерки, не достигают этой цели и расстраиваются. Некоторые впадают в отчаяние или становятся алкоголиками. Другие бесцельно проживают свою жизнь, не ставя ее ни в грош. Российское общество формирует мужчин, не способных использовать свой потенциал.

Журнал для образованных 'мужиков' называется 'Медведь'. Это символ русского мужчины. Медведь массивен и непредсказуем, он охотится и завладевает, способен на большое напряжение сил и самозабвенное бездельничанье. Руководимая мужчинами партия власти 'Единая Россия', идеология которой исчерпывается поддержкой президента Путина, изобразила на своих знаменах медведя. Главный редактор журнала Станислав Юшкин сидит в своей каморке, в которой хватает места еще как раз на одного посетителя, словно в берлоге. За дверью располагаются его секретарши. 'Наш образ мужчины - это большой, сильный и немного агрессивный человек, - говорит Юшкин. - Бывший президент Борис Ельцин с его мужественностью и непредсказуемостью был очень близок к нему'.

Юшкин создал свой журнал для мужчин старше 30 лет, успешно прошедших часть своего жизненного пути в качестве предпринимателей или банкиров. Они читают рубрику 'Интервью с героями', повествующую о мужских буднях, преодолении всевозможных препятствий. Пользуются популярностью и охотничьи рассказы известных людей. В рубрике 'Папа' автор причудливо рассказывает о своем опыте воспитания детей. Другие рубрики, дающие советы, как жить, отсутствуют. 'Мужчина - зверь самостоятельный, нуждающийся в поддержке разве что в моменты кризиса', - считает Юшкин.

Прежде всего, Юшкин хочет утвердить своих читателей в мысли, что их старые моральные принципы еще не потеряли своего значения. При этом он с гордостью отсылает нас к интервью с российским снайпером, прошедшим войну в Чечне. Этот образцовый офицер, выходец из семьи военных, достоин всяческой похвалы, потому что читает Германа Гессе, слушает музыку Бетховена, и может зубами перегрызть горло врагу. 'Солдат не имеет права на размышления', - утверждает снайпер. Свою собаку, стаффордширского терьера он воспитывает ударами ног, одетых в армейские ботинки. 'Этот человек рисковал своей жизнью для Родины за копейки и в свои 23 года мыслит, как 30-летний, - говорит главный редактор. - И это обнадеживает наших читателей'.

Как следствие своего авторитарного господства Россия и поныне сохранила издавна существовавший мужской шовинизм. В середине XVI в., во времена правления Ивана Грозного, вышли христианско-патриархальные уложения о семейной жизни, определившие правила бытия на целые столетия и известные и поныне за их инструкции по наказаниям. Дом строго делился на мужскую и женскую половины. Послушная и скромная жена не имела права поднимать глаза, разговаривая со своим мужем. Если она пренебрегала домашними обязанностями, позволялось ее побить. Самой большой добродетелью главы семьи считалось сокрытие своих чувств. Следовало скрывать от детей любовь и нежность, чтобы закалить их. 'Наказывай детей смолоду, дабы они обеспечили тебе покой в старости', - гласила одна из рекомендаций. Но в отношении начальства мужчины должны были демонстрировать полное послушание. В государстве они были по-женски слабы.

Мужчины в дефиците, а потому шансы есть даже у психопатов

В принудительной системе Советского Союза угнетение мужской независимости было продолжено. Большинство мужчин не имели шансов ни на большую карьеру, ни на героическое фиаско. 'Начиная с 60-х годов становилось все очевиднее, что идеология существовала только формально, - поясняет главный редактор Юшкин. - Жизнь лишилась своего смысла. Невозможно было достигнуть даже благосостояния. Самостоятельность, в основном, считалась негативной и опасной'. Юшкин знает это из опыта собственной семьи, поскольку его дед как крупный крестьянин преследовался большевиками. 'Главное заключалось в том, чтобы не выделяться', - говорит он. 'Эта психология жива еще и среди сегодняшних 40-летних. Поэтому среди них мало светлых личностей'.

Равноправие по указу свыше низвело роль советского отца до кормильца. Тяжелый труд на службе социализма был главной составляющей его признания. Но поскольку большинство женщин тоже работало, дети воспитывались во дворах своих домов, где царили банды и кулачное право. Когда его боеспособность в ленинградских задворках оказалось уже недостаточной, Путин начал в 11 лет заниматься боксом. Затем тренер по дзюдо, как рассказывал российский президент в начале первого срока президентства, спас его от дворового окружения. Правда, Путин и сегодня может использовать грубую лексику и сексистский юмор, назвав, например, израильского президента Моше Катцава 'крутым парнем', когда того обвинили в изнасиловании и сексуальных домогательствах.

После развала Советского Союза, в дикие 90-е годы, мачо испытал ренессанс. Мужчина стал снова востребован как защитник семьи, поскольку государство не могло защищать своих граждан. Семья стала единственным убежищем во враждебном окружении. Доверять можно было лишь конкретным людям, матери, дедушке или, как сегодня, Путину, но не властям. Государство, выдававшее себя за отца-батюшку, не может гарантировать даже медицинское обеспечение или образование молодежи.

Поэтому от современного мужчины сегодня требуется намного больше, чем просто зарабатывать на хлеб. 'В идеале он должен быть провайдером, - объясняет социолог Елена Здравомыслова, - обеспечивающим семье безопасность, деньги, здоровье, секс и потомство'. И многие мужчины не могут отвечать этим требованиям, хотя бы по причине своего мизерного заработка. В этом десятилетии моден образ предпринимателя, спортивного телосложения, преодолевающего все препятствия, но, как и прежде, ничего не делающего по дому. 'Это своего рода цивилизованный патриархат', - говорит Здравомыслова.

Этому застывшему образу мужчины противостоит общество, в городах которого сферы деятельности полов уже давно перемешались. Все чаще женщины напрямую соперничают с мужчинами на работе. 'Тезис о мужчинах как слабом поле и жертве современного общества появился еще в 70-х годах', - говорит Здравомыслова. 'Устаревшее самовосприятие мужчин еще больше усугубляет проблему. Женщины намного быстрее овладевают старыми сферами господства противоположного пола'. Женщинам помогает возможность выбора своей роли из множества общественно признанных сфер деятельности - начиная от домохозяйки и кончая предпринимательницей. Работая, они обретают такое непосредственное преимущество, как самостоятельность. Мужчины же лишь защищают свое имущество. Они выиграли бы в культурном плане намного больше, если бы проводили больше времени с детьми. 'Чтобы оценить это, мужчинам требуется больше времени', - говорит Здравомыслова.

Правда, пока что у мужчин все же остается одно преимущество - они в дефиците. Юлия относится к тем женщинам, кто давно ищет себе спутника жизни, который был бы, как она выражается 'ни диктатором и ни маленьким ребенком'. 45-летняя москвичка разведена, имеет двух дочерей и работает в женских программах. Она плавает по страницам интернет-знакомств, но результаты, в основном, удручающие. 'Есть сексуально озабоченные, есть самонадеянные болваны типа учителя физкультуры или закомплексованные, бесконечно нудящие о жене, детях, начальниках, погоде и зарплате', - рассказывает Юлия. 'И они еще думают, что это нравится женщинам. Мне кажется, нормальные мужчины вымирают'.

И с точки зрения демографии Юлия не совсем ошибается. Хотя статистически на 100 новорожденных девочек в России приходится 105 мальчиков, сильное превышение численности женщин в России после окончания Второй мировой войны, не преодолено и поныне. Три года назад на 1151 женщин приходилось 1000 мужчин. Причиной тому является высокая смертность среди мужчин. Средняя продолжительность жизни у российских мужчин составляет 58 лет, то есть на 18 лет меньше, чем у немецких. Продолжительность жизни особенно сильно сократилась с началом капиталистической конкуренции, после распада Советского Союза, - у многих мужчин отказала способность к приспособлению. Кроме того, мужчины более склонны к агрессии и рискам. Улицы города представляют собой арену для каждодневных сражений автомобилистов: кто пристегивается ремнем безопасности считается слабаком или ненормальным. Преуспевающие мужчины предпочитают разъезжать на мощных болидах типа джипа Хаммер или на внедорожниках с кенгуринами. В прошлом году в ДТП в России погибл0 32 724 человека.

По количеству самоубийств среди мужчин Россия является мировым лидером. Только в первом квартале этого года покончили жизнь самоубийством свыше 7000 российских мужчин. Другие выбирают пассивное самоубийство с помощью наркотиков или алкоголя.

'Дефицит делает мужчину востребованным, - говорит Здравомыслова. - Он может быть каким угодно, но главное, чтобы был мужичок, за которого можно выйти замуж'. На возросшей конкуренции среди женщин бывший психолог МЧС из Москвы даже построил свой бизнес. 200 евро стоят его 6-недельные курсы, на которых женщины превращаются в профессиональных охотниц за мужчинами. Их объекты психолог делит на 3 категории: инфантильные, боящиеся ответственности и по-отцовски заботливые. Категория зрелого и самостоятельного мужчины пока на курсах отсутствует. Своим клиенткам он рекомендует говорить нежным детским голосом, преданно смотреть в глаза и побольше хвалить жадных до похвал мужчин.

Матери доминируют в воспитании детей, многие дети растут без отцов

Роль Лолиты у Юлии получается не очень правдоподобно. 'Я ко всем отношусь по-матерински. И это доминирующая модель в России, - говорит феминистка немного подавленно. - Порой это приятно, поскольку не нужно устанавливать дистанцию или отвергать кого-то'. А кроме того, большинству мужчин нравится, когда их по-матерински опекают. О своем бывшем муже Юлия говорит как об умном, образованном и симпатичном человеке. 'Но как муж он был полный ноль, - говорит она. - Когда дочки были маленькие, он отказывался стирать пеленки. Он говорил, что ему нужно думать о мироздании. Что ж, кто-то же должен это делать'. Сегодня Юлия сердится, если мужчина медленно расплачивается в ресторане, или слишком медленно забирает ее чемодан с транспортера в аэропорту. Она ненавидит неясности в отношениях между полами, в которых виноваты как мужская инертность, так и женская эмансипация.

Ее 22-летняя дочь унаследовала от мамы сострадание по отношению к своему парню. 'Но в отличие от меня, она знает, чего хочет, - говорит Юлия. - Мои дети более ответственные и энергичные, чем мой бывший муж'. Когда в прошлом году ему нужно было сделать доверенность своей несовершеннолетней дочери для поездки за границу, то он ждал до последнего дня. 'Потом он позвонил мне и пожаловался, что нотариальная контора закрылась. Что делать? - рассказывает Юлия. - Я была на работе, поэтому сказала, что перезвоню. Я перезвонила через час, а он все еще стоял при 25 градусах мороза перед закрытой нотариальной конторой и ждал моего звонка'.

Бывший Юлин муж - это классический типаж, отличающийся от идеального мужчины своей пассивностью, которого можно встретить на страницах русской литературы. Это нерешительный, безответственный интеллигент, в котором борются страсти и чувства, не находя выхода в реальной жизни. 'Это культурный феномен', - говорит кинорежиссер Алексей Попогребский. Его последний фильм 'Простые вещи' повествует об анестезиологе Сергее из Петербурга. Он живет со своей семьей в одной комнате в коммунальной квартире, где простыня на веревке, заменяет стену, а сосед не подпускает к телефону в коридоре. Его жена ждет ребенка, и из-за нужды Сергей вынужден подрабатывать, ухаживая за смертельно больным стариком.

Сергей не склонен к самокопанию, однако потрясение, вызванное неожиданным отцовством и близостью смерти, к его несчастью, заставляют его заглянуть в самого себя. Жизненный кризис приводит его к неудавшейся попытке кражи, к пьянству. 'Он сильный и одновременно слабый, с хорошими и с плохими задатками, - говорит Попогребский. - Это особый русский тип мужчины. Он жаждет успеха, но возможности его ограничены. Он свободолюбивый и очень усталый'. В невыносимых условиях Сергей терпеливо ждет, чтобы за него все решила жизнь. Несмотря на все размышления и события, он не меняется. 'В отличие от персонажей американского или немецкого кино, Сергей вовсе не несчастный человек, - говорит Попогребский. - Он не впадает в панику, не ломается. Я не воспринимаю его негативно'.

Зато это делает западный зритель. Когда Попогребский предложил свой сценарий одному из берлинских агентств, то одна из его сотрудниц спросила, почему Сергей в одной из сцен напивается вместе со стариком. Чтобы объяснить его поведение, она искала какую-то глубокую причину, например мысль о смерти. 'Но ее не было, - говорит Попогребский. - Он пил просто так. Это как с картонной коробкой на твоем пути, которую нужно пнуть: узнать лежит ли в ней кирпич, можно лишь после того, как ударил по ней ногой. Но ситуация такова, что ударить по ней приходится'.

Тип мужчины, которого представляет его герой, Попогребский сравнивает с котом: несмотря на всю свою способность приспособляться, он сохраняет независимость. 'Если хозяйка пригрозит ему, он убегает, но при этом делает вид, что и без того собирался заняться чем-то более важным, - говорит режиссер. - После всех скитаний он все равно возвращается к своей кормушке'. Герои фильмов Попогребского часто устраиваются у женщин, ведущих себя, как их матери. Самые сильные воспоминания у них - из детства. 'Чтобы понять такой тип мужчины, - говорит Попогребский, - нужно пожить в России'.

Закомплексованность на матери и несамостоятельность объясняются, прежде всего, российскими семейными традициями. Матери, как правило, доминируют в воспитании, а многие дети вообще растут без отцов. Начиная с 70-х годов, количество разводов постоянно увеличивается. Так, в 1960 г. на 100 бракосочетаний приходилось 12 разводов. В 2004 г. этот показатель составлял уже 65. Почти всегда суды присуждают детей матерям, поскольку практические никто из судей не может доверить обеспечение детей отцу. Согласно исследованию, проведенному Кризисным центром для мужчин в Барнауле (Сибирь), каждый шестой мужчина после развода не имеет больше контактов со своими детьми, а трое из пяти мужчин видятся с детьми только один раз в месяц.

'Мой бывший друг, - жалуется Юлия, - не знал даже своего размера обуви'

'Женщины часто воспитывают своих сыновей неправильно, - говорит активистка женского движения Ольга Липовская, представляющая себя на своих визитках как 'Бабушка российского феминизма'. - Мальчиков не учат делать самых простых работ по дому, поскольку традиционно считают более ценными, по сравнению с девочками. Поэтому многие мужчины вообще не приспособлены к жизни'. Часто мальчики растут с матерью и бабушкой, что психологи оценивают весьма скептически. В этом случае не просто отсутствует отец. Мальчик попадает в конфликт двух соперниц из различных поколений: мать и бабушка постоянно его воспитывают, одновременно пытаясь в своих ссорах привлечь его на свою сторону. В нем воспитывается не самостоятельный мужчина, а подлый сынок. Поскольку отец отсутствует, то его ориентиром в жизни становится распространенная в обществе модель отношения между полами, а мужской школой - армия.

Несмотря на развал Советского Союза, самая большая принудительная организация для мужчин в России, как и прежде, провозглашается официальной пропагандой основой государства и дорогой во взрослую жизнь. В патриотических песнях и военных фильмах армия воспевается как мужской союз защитников отечества. Образ солдата-защитника подходит политическому руководству страны, прописавшему государству иерархию по армейскому типу. Власть в политике принадлежит мужчинам во главе с главнокомандующим Путиным. Женщины в парламенте имеют около 10% мест и зачастую напоминают бывших комсомольских активисток, пытающихся завоевать уважение своих коллег, прежде всего, платьями в разноцветный цветочек и прическами с начесом.

'Наша официальная идеология сегодня очень проста: хорошо только все традиционное, постоянное, национальное', - сетует сексолог Игорь Кон на предписанный верхами консерватизм и отсутствие открытой дискуссии о роли полов. 'Все, чего не было у наших предков, считается плохим и подозрительным, поскольку идет к нам, якобы, с Запада, - говорит он с сожалением. - Права человека и индивидуальный выбор из множества стилей жизни не вписываются в упрощенную модель мира только в белом или черном цвете'.

Обязанность патриоток производить на свет детей вновь становится в России святой, и молодежная организация Путина 'Наши' выводит на демонстрацию русских женщин с детскими колясками. А мужчины должны защищать их, как преданные государству солдаты. Однако в армии многие из них проходят школу насилия, которую, по данным Организации солдатских матерей, ежегодно не покидают живыми 3000 солдат-призывников. Над ними систематически издеваются, их избивают военнослужащие-'деды', они становятся жертвами неосторожного обращения с оружием или доводятся до самоубийства. Тысячи дезертируют. И тем не менее, сторонники альтернативной службы напрасно зазывают их даже на такой мужественный вид службы, как пожарник-парашютист для тушения пожаров на Дальнем Востоке. Альтернативная служба не вписывается в господствующее представление о настоящем мужчине. Еще и сегодня многие девушки говорят, что хотят в женихи лишь того, кто отслужил в армии, хотя не разделять мнение большинства требует больше мужества. Более нормальным воспринимается даже уклонение от службы в армии с помощью взяток. В прошлом году в таком многомиллионном городе, как Москва, было выявлено только двое уклонистов.

Но и в гражданской жизни российский мужчина бежит от домашних пут, как правило, в традиционное мужское общество. Сексолог Игорь Кон констатирует, что многие из гетеросексуальных мужчин, которые спят со своими женами, в остальном не знают, что с ними делать. 'На работе и в свободное от работы время они предпочитают общество мужчин', - говорит Кон. Они встречаются с автолюбителями в гаражах, ходят на охоту или на рыбалку. На фотографиях с обнаженным торсом, в темных очках и ковбойской шляпе на берегу Енисея Путин предстал настоящим русским мачо - словно звезда на плакате для молодежи. Спикер парламента и министр МЧС тоже позировали в камуфляжах для фотографий в воинственных позах во время охоты.

В выходные мужчины в резиновых брюках войск химзащиты целыми стаями собираются на берегах водоемов в пригородах крупных городов. Порой мужской коллектив раскупоривает свой запас водки уже в электричке и до воды так и не добирается. Группами от двух до четырех человек, в которых социальные различия быстро исчезают и устанавливается новая иерархия в зависимости от опыта, они отстраняются со своим сленгом и профессиональными знаниями относительно толщины крючков и качества червей от будничной жизни. Каждый год весной целые колонии любителей подледного лова, слывущих самыми крутыми, отрывает на льдинах и уносит в море в Финском заливе или у берегов Сахалина. Природа считается испытанием на прочность. В ней скрывается множество опасностей в виде погодных перемен или инспекторов рыбнадзора. Домой они возвращаются или со своим уловом, или с купленным. В этом проявляется некий атавизм, но они изображают из себя усталых, но довольных героев.

В этих мужских обществах распространена враждебность к гомосексуалистам. 'Гомофобия позволяет тем, кто сам не смог стать идеалом мужчины, за счет унижения других почувствовать себя настоящим мужчиной', - объясняет сексолог Кон. Другой темы, вызывающей столько агрессивности, практически не существует. Кто проявляет терпимость по отношению к гомосексуалистам, рискует сам прославиться 'голубым'. Соответственно, публично проявлять враждебность к ним, считается чуть ли не патриотической обязанностью.

Сценарист Илья Резник заявил: 'Для России гомосексуалисты органично не свойственны'. Бывший губернатор Новгорода Михаил Пруссак объявил: 'Нормальный мужчина не может спокойно реагировать на этих людей. Их нужно лечить'.

Каждый россиянин выпивает в год в среднем 15 литров чистого спирта

Связующим звеном для мужских обществ в России в большинстве случаев является алкоголь. Если западная реклама апеллирует больше к индивидуальному потребителю пива, то в России распитие пива считается коллективной проверкой на прочность и проявлением мужского доверия. 'Это один из нас', - говорится о глушащем пиво незнакомце, то есть, его принимают, как своего. Различие между 'нашими' и чужими, отделявшее в Советском Союзе проверенного социалиста от шпиона, прочно закрепилось в русском менталитете. Именно поэтому политтехнологи назвали путинскую молодежную организацию 'Наши'.

Российская реклама пива в последние годы нацелена почти полностью только на мужчин. В одном рекламном ролике демонстрировались, например, грязные следы на ковре, футбольный мяч на разоренной клумбе и опустошенный холодильник. В другом - отец с сыном торжествующе попивают пиво, отлынивая от работы на дачном участке, в то время как мать продолжает копать грядку. Мужчина демонстрирует презрение к семейным ценностям. 'И это образ мужчины, якобы, с большой душой, - сердится Юлия, - на самом деле, за этой душой скрывается безответственная свинья. Главное, что он пьет'.

15 литров чистого спирта потребляет россиянин в среднем в год - почти на треть больше, чем немец. Всемирная организация здравоохранения называет Россию оплотом алкоголизма. Причиной смерти почти половины мужчин, умирающих в трудоспособном возрасте, является отравление водкой или суррогатами - одеколоном, антифризом или жидкостью для удаления льда. Социолог Алексей Левинсон объясняет специфически русскую наклонность к саморазрушению тем, что мужчины мало ценят жизнь, в том числе и свою собственную. Потому что государство не учит уважать каждого отдельного человека. 'Это своего рода культура - не заботиться о своем здоровье и своей безопасности, - говорит Левинсон. - Это менталитет солдата в милитаризованном обществе'.

Однако в тени доминирующего образа мужчины намечаются изменения. Молодежь в больших городах, прежде всего в Москве, стала более свободной. 'Она постепенно создает для себя различные, равнозначные модели своих ролей', - говорит социолог Здравомыслова. 'Пока и среди молодежи все еще доминирует дикий тип мужчины, способного выйти победителем из чащобы неписаных законов нашего общества. Это технический образ супермена с такими атрибутами, как мобильный телефон, компьютер и интернет. 'Однако постепенно уходит то время, когда все мужчины, как гласит женская шутка, должны были быть лишь чуть красивее, чем обезьяна. Рынок лосьонов для тела и мужской косметики растет, в моде спортивные клубы, где не обязательно заниматься бодибилдингом. Только в провинции, где рынок труда для мужчин ограничен такими профессиями, как ночной сторож или тракторист, а изобилие пива диктует культурную программу на выходные, образ мужчины-пьяницы и драчуна по-прежнему священен.

Его постепенная модернизация происходит в российских городах. Новые офисы излучают энергию, не требующую почетных табличек, отмечающих лучшего работника, или запыленных жалобных книг. Дисциплина и ангажированность вознаграждаются перспективой на благосостояние. 'Именно в Москве растет новое поколение менеджеров, ведущее более здоровый образ жизни, - говорит представитель одной немецкой энергетической фирмы. - Два года назад мы вели днем переговоры в трезвом виде, а вечерами пили водку, пели русские народные песни, смотря друг другу в глаза. Сегодня же кое-где можно встретить лишь бокал красного вина'. Москва - это единственный регион России, где уже многие годы люди тратят больше денег на пиво, чем на водку.

'У меня просто нет времени на пьянство', - шутит Михаил Тимошенко. 40-летний руководитель отдела на фирме, торгующей типографскими красками и бумагой, относится к тем мужчинам, которые своим самообладанием и усердием цементируют страну. 'В Москве сумасшедший ритм жизни, - говорит он. - Ты спешишь на работу, потом через весь город домой к семье, а когда дома взглянешь на часы, то уже пора ложиться спать. Когда же напиваться?' Двое детей, стремление принадлежать к среднему классу и кредит на новую трехкомнатную квартиру, - все это дисциплинирует Тимошенко. У него даже хобби требует трезвости. Во время дайвинга в летний отпуск в Египте на лодке можно было себе позволить максимум одну рюмку коньяка - вечером, после последнего погружения. Если в кругу его друзей-спортсменов кто-то начинает прикладываться к рюмке, все сразу же, не веря своим глазам, спрашивают презрительно: 'Ты что, пьешь?'

По праздникам или в ресторане Тимошенко позволяет себе выпить пару рюмок водки. 'Нельзя из пьянства делать культ, - говорит он. - Теперь это не в моде. Москва выходит на мировой уровень. Мы хотим показать всем свое настоящее, здоровое лицо'. Даже на корпоративных вечеринках по поводу Нового года он может спокойно попивать апельсиновый сок, и никто не будет над ним подсмеиваться или пытаться заставить пить алкоголь. 'Раньше мне приходилось за вечер незаметно выливать в цветочный горшок в общей сложности чуть ли не полбутылки водки, - рассказывает Тимошенко. - В 90-е годы, кто не пил, считался больным'. В банке, где он тогда работал некоторое время, после открытия каждого нового счета для важного клиента тут же появлялся стол, полный бутылок водки, соленых огурцов и бородинского хлеба, дабы отметить это событие. 'Сегодня клиент с недоверием отнесся бы к такому банку', - говорит Тимошенко.

Во время бандитского капитализма 90-х Тимошенко, по профессии геолог, занимался торговлей запчастями для автомобилей и зарабатывал много денег. Почти каждый вечер со своими коллегами они опустошали ящик шампанского или дорого коньяка. Кто хотел, на следующий день не выходил на работу. 'Тогда продавец был важнее, чем клиент, - объясняет Тимошенко. - Но мне удалось вырваться из этого болота'. Он закончил экономический факультет, женился и нашел постоянную работу в типографии. 'А некоторые из той нашей компании сейчас собирают пустые пивные бутылки у метро'.

По вечерам Тимошенко с женой иногда позволяют себе выпить по чашечке Капучино и съесть клубнику со сливками в одном из многочисленных процветающих московских кафетериев. Раньше он знал кафе только по художественным фильмам. 'Здорово, что теперь они у нас тоже есть', - говорит он.

Мужчины, обращающиеся к психологам, считаются неудачниками

Когда год назад Тимошенко заметил, что его пятилетний сынишка засовывает в рот палочки, словно сигареты, то бросил курить. В этом он пока что тоже первопроходец. Потому что Россия опережает всех в мире по смертности, вызанной с курением. Около 60% мужчин - курящие, то есть в два раза больше, чем в Германии. Канон традиционного образа мужчины приводит, к тому же, к сердечно-сосудистым заболеваниям: считается, что подавление в себе стресса, является признаком силы. Мужчины в России в два раза реже, чем женщины, обращаются к врачам, потому что не любят просить о помощи. Ну а уж кто обратится к психологу за консультацией, прослывет бабой и неудачником. Между собой мужчины тоже не любят обсуждать личные проблемы. Это тоже считается слабостью. Они предпочитают невербальное общение и водку, чтобы заполнить внутренний вакуум. Агрессия мужчин в большинстве случаев выплескивается на их главную жертву, на семью. По данным МВД за 2003 г. в России от рук своих ближайших родственников погибает 9000 женщин. Изнасилование мужем вообще преступлением не считается, поскольку мужчины считают, что, живя с женщиной, имеют право на сексуальные контакты с ней.

По данным российского уполномоченного по правам человека, растет число родителей, 'систематически' нарушающих права детей. По оценке организации 'Право ребенка' ежегодно от рук родителей погибает 200 детей. Более 50 000 детей сбегают из дома из-за насилия со стороны родителей. Соседи не вмешиваются, государство практически не помогает, а милиция не занимается домашними ссорами, дабы не утруждать себя лишней работой. Многие милиционеры считают, что женщины сами виноваты. Некоторые говорят: 'Мы придем, только когда будет труп'. Или же они требуют деньги за свое разбирательство. В Москве нет ни одного женского заведения, где могла бы найти прибежище жертва насилия. Кризисный центр для женщин в Петербурге рассчитан всего на 17 мест. Он расположен в кирпичном доме, словно спрятанном во внутреннем дворе на Московском проспекте между деревьями, скамейками и двумя Салонами красоты. В большинстве из имеющихся там комнат могут проживать максимально две женщины со своими детьми, причем не более двух месяцев. Зачастую они находят себе убежище здесь, потому что возможности снять квартиру у них нет. Собственная квартира привязывает ее к мужу. Новейшим феноменом стали богатые бизнесмены, издевающиеся над своими женами. Они устанавливают дома психический террор, требуя у жены отчета за каждую копейку. 'Как правило, эти женщины - длинноногие блондинки, не имеющие образования, - рассказывает психолог Галина Дубровина. - Они практически бесправны, потому что понимают, что в нашем государстве деньги всегда правы'.
За комнатой общего пользования в Кризисном центре, где полным-полно плюшевых зверюшек, а вечерами вывешивается для сушки белье, Дубровина сидит в своем кабинете у телефона доверия. Чаще всего звонят женщины, уставшие от своей роли главы семьи. 'Мужчина становится инфантильным, - говорит Дубровина, - он отстраняется от семейных обязанностей, прикрываясь работой, и не утруждает себя. Мама для него святая, а жену он ценит меньше'. Разделение ролей и обязанностей в семье для многих не тема для обсуждения.

Среди пациентов Дубровиной часто встречается такие, кто в течение многих лет супружества не обсуждал никакие проблемы. 'И тут обнаруживается целый клубок мнимых объяснений и истин. И мы распутываем его, работая с обеими сторонами, словно переводчики, - рассказывает она. - Одна женщина 20 лет подряд убиралась и украшала для мужа свой дом, все время меняла занавески, но никогда не слышала похвалы'. В беседе с Дубровиной ее супруг впервые сказал, что для него квартира никогда не имела значения. А на вопрос, как же эта пара вообще могла вести совместную жизнь, Дубровина получила классический ответ: 'Так все живут'.
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх