EN|RU|UK
  2882  49

 БРОШЕННЫЙ ПАССАЖИР

Пирятин. Ночь, 20-градусный мороз. Известный телеведущий смотрит, как удаляется автобус, в котором уезжают его вещи. Девушка, продавшая пассажиру кофе, заливается раскатистым смехом…

Писать об отставших от поезда пассажирах приходилось. Однажды мой знакомый, возвращаясь из отпуска с юга, вышел на станции купить фруктов. А поезд – тю-тю. Вместе с чемоданом, документами. Остался мой знакомый в шортах и шлепанцах на платформе. Но ситуация, слава Богу, разрешилась благополучно. Побежал к начальнику станции, железнодорожники связались с поездом, сообщили об отставшем пассажире. Его вещи по пути следования опечатали и повезли в Киев в целости и сохранности. А пассажира подсадили на следующий в нужном направлении поезд. В Киеве пассажир встретился и со своим чемоданом, и с документами. Понервничал, это правда. Но, все-таки все разрешилось благополучно, без потерь.

Олегу Дейнеке, ведущему одного из украинских телеканалов, повезло гораздо меньше. Его история мало похожа на веселое приключение, скорее – на серьезное испытание с реальным риском для жизни. Ну, если и не для жизни, то с явными угрозами для здоровья. Дело было за два дня до Нового года – в ночь с 29-го на 30-тое декабря. Журналист ехал из Полтавы в Киев. Сел на автобус, следующий по маршруту из Харькова в столицу. Началось все с того, что автобус опоздал на 2 часа. А на промежуточной автостанции в Пирятине, где пассажирам разрешается выйти из автобуса, оправиться, журналист вышел размяться и попить кофейку. Кофе купить-то успел, а вот попить… Пассажиру уже было не до кофе, когда он увидел, что автобус, в котором остались его вещи, тронулся с места и отправился в Киев без него.

- Попробуйте в 12 часов ночи, в 20-градусный мороз, на трассе остановить попутку, чтобы догнать автобус, - вспоминает отставший журналист. – Это бесполезно.

Осознав, что голосовать на ночном шоссе напрасно и догнать автобус по «горячим следам» не удастся, Дейнека отправился на автостоянку, в надежде через диспетчерскую службу связаться с компанией-перевозчиком или водителем автобуса.

- Оказалось, что на Пирятинской автостанции ничего не знают о перевозчике – компании «Гюнсел». На мой вопрос, каким образом я могу вернуть автобус, в котором остались мои вещи, сотрудница автовокзала сообщила, что это невозможно. Контактных телефонов у них нет, расписания маршрутов этой компании – также, - продолжает отставший пассажир. – Через Интернет я нашел телефоны диспетчеров «Гюнсел», но телефоны молчали. По сути, дело даже не в водителе автобуса, который бросил своего пассажира, и не в стюардессе, которая не проверила, все ли пассажиры на месте. Автостанция не знает о передвижении подвижного состава компаний-перевозчиков. И за пассажиров никто не несет никакой ответственности. Я взрослый здоровый мужчина, могу простоять час на морозе. А если бы на моем месте была моя мать-пенсионерка или жена? Или какие опасности могут ожидать студентку на ночной трассе?

На перекладных, тремя различными маршрутами журналист добрался в Киев. И занялся расследованием инцидента и поиском виноватых – вполне понятная реакция. Дозвонился до диспетчеров перевозчика, объяснил ситуацию. Каково же было удивление журналиста, когда он узнал, что потерявшихся или отставших пассажиров за прошедшую ночь не зарегистрировано.

- Так я тот пассажир, которого бросили, объясняю. А диспетчер мне в ответ: а как вы можете это доказать, мы ведь билеты у пассажиров забираем, - сообщает подробности переговоров с компанией Дейнека. Журналист решил больше ничего не доказывать и отправился прямиком в Минтранс, к и.о. министра. – Меня не волнует в данный момент, что автобус опоздал на 2 часа. Меня волнует, как организация, отвечающая за жизни и здоровье людей, осуществляющая многомиллионные пассажирские перевозки по Украине, может бросить пассажира на обочине?

Обращение в Минтранс возымело результат. Через четыре дня после инцидента компания «Гюнсел» разыскала брошенного пассажира. Ее представитель сообщил, что оставленные вещи не обнаружены, автобус ушел в следующий рейс. Здесь уже и кражей попахивает. Еще через четыре дня – вещи нашлись и компания «попросила» их забрать. Однако, журналист, разозленный неуважительным отношением перевозчика к своим пассажирам, уже решил не отступать и наказать «Гюнсел». В судебном порядке, как и положено по закону.

- Ассоциация экспертов медиа права помогла собрать статистику по аналогичным обращениям в суды, - рассказывает журналист. – Выяснилось, что компания-перевозчик зарегистрирована в Голосеевском районе Киева. Следовательно, и рассмотрение исков должно проходить по месту «прописки» ответчика. Эксперты установили, что дела, рассматриваемые в Голосеевском суде по претензиям к «Гюнсел», решаются либо в пользу ответчика, либо истцам отказывают в приеме заявлений к рассмотрению. Стало быть, судебные перспективы предстоящей тяжбы вполне предсказуемы…

Переполох, созданный известным журналистом, вынудил одного из собственников компании выйти на контакт с обиженным пассажиром. Кстати, компанией «Гюнсел», по собранным Дейнеко данным, владеют два брата-турка. Разговор с Эрсаном Гюнером лишь укрепил уверенность журналиста в необходимости проучить автоперевозчика. Ведь собственник компании и не собирался извиняться, а лишь предложил откупного, проще говоря, взятку за молчание.

- Предложенные деньги не могут компенсировать мне то, что я пережил. Для меня, как для телеведущего, пребывание на 20-градусном морозе в течение часа могло обернуться потерей голоса, а соответственно и перспективой потери работы. Я пообещал рассказать всей Украине, как работает компания «Гюнсел», после чего услышал: земля круглая, мы ездим по всей стране и можем найти кого угодно. Вскоре позвонил и второй брат и также попытался объяснить мне, как я должен себя вести. Неприятностей мне, якобы, следует ждать не от руководства компании, а от водителей, которые могут лишиться работы.

Зря собственники «Гюнсел» решили угрожать журналисту. Ох, зря. Теперь Олег обещает не отступать до тех пор, пока компанию не лишат лицензии на перевозку пассажиров. И ищет пострадавших от действий или бездействия сотрудников компании «Гюнсел», которым не удалось отстоять свои права.

- Я не считаю, что это ошибка водителя или стюардессы, - говорит журналист. – Я уверен, что это не случайность, это системное нарушение в деятельности компании. Вещи – пропали, диспетчер – не работает, пассажира потеряли – и даже не искали. Чтобы снять ответственность с компании, они уволили водителя. А кто будет отвечать за то, что ночью не работает диспетчер, когда осуществляются ночные перевозки?

По сообщению начальника Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте Юрия Майбороды, согласившегося прокомментировать инцидент с журналистом, лицензии на предоставление пассажирских перевозок имеют более 120 тысяч объектов хозяйствования. Перевозки осуществляют более 300 тысяч транспортных средств. Уследить за всеми не удается, а наказание иногда похоже на «мультяшный» простоквашинский сценарий. Дескать, лицензии выдали, а потом «будешь еще три дня бегать, чтобы фотографии отдать», то есть – лицензии отобрать, если обнаружились нарушения.

- Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности» запрещает какие-либо проверки, кроме плановых или вызванных конкретными нарушениями, - оправдывается чиновник. – Поскольку данный инцидент был вызван нарушением расписания движения (опоздание автобуса на 2 часа, - Авт.), мы провели проверку на станции «Пирятин» и установили, что других примеров нарушения расписания компанией «Гюнсел» не зафиксировано.

А по эпизоду «потери пассажира», инспекция еще будет разбираться. Комплексная проверка по соблюдению лицензионных условий запланирована на второй квартал. Тогда и будут, очевидно, сделаны какие-то выводы. А пока же чиновник жалуется на несовершенство нормативной базы, которая создавалась в основном в те времена, когда единственным перевозчиком в Украине считался Минтранс, ему и был подчинен весь подвижной состав. Сегодня на этом рынке услуг работают свободные субъекты хозяйствования, и у Минтранса не хватает полномочий для полноценного регулирования и контроля этих структур. Не урегулирована и деятельность автостанций.

- Изымать у пассажира проездной документ – билет – перевозчик не имеет права, - уверен представитель Государственной администрации автомобильного транспорта Константин Логутов. – Я бы сказал, что это неординарный случай. Бывает, что пассажиры оставляют или забывают свои вещи в салоне автобуса. Но, когда пассажира оставляют на остановке в 20-градусный мороз, это другое. В случае отставания пассажира, персонал автобуса несет ответственность за ручную кладь, оставшуюся в автобусе. То, что багаж не был обнаружен – это нонсенс. Когда водитель приезжает из рейса, он обязан проверить салон автобуса и в случае обнаружения забытых вещей должен сдать их в диспетчерскую. Кладь в конечном итоге же нашлась, она не пропала.

Да, нашлась, после того, как журналист поднял «на уши» пол-Киева и пригрозил отобрать лицензию. Да и собственник компании признал наконец-то факт наличия инцидента, предложив в официальном письме на имя журналиста забрать свои вещи и денежную компенсацию за «неудобства» в размере 500 гривен. Именно на этом письме «Гюнсел» и попалился. Ведь до этого у пассажира не было ни единого вещественного доказательства присутствия в том автобусе – билеты-то у пассажиров предусмотрительно отбирают. Доказательную базу пришлось бы строить на показаниях немногочисленных свидетелей произошедшего да на наличии чека на приобретение шоколадки, кока-колы и пачки сигарет, выданных на АЗС, находящейся на середине пути от Полтавы до Киева.

Если бы на месте брошенного пассажира оказался не известный журналист, а простой гражданин, вряд ли эта история возымела бы такой медийный резонанс и такую реакцию со стороны контролирующих инстанций. Скорее всего, перевозчику все это сошло бы с рук. Если бы не пассажир, который 13-тым зашел в тот автобус, и которого стюардесса усадила на 13-тое место. Похоже, неудачное путешествие именно этого пассажира может стать роковым для компании-перевозчика…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRM2N3VEV4U1ozUkRLMlpPUjBNd1dVUlJjMDVET1RCWlNGRjJPVU1yTUZsRVVtZG5QVDA9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх