EN|RU|UK
 Политика Украины
  7599  7
Материалы по теме:

 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБОРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ СОГЛАСОВАН - ВАЖНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В УКРАИНЕ

В четверг офис НАТО, Минобороны и Генеральный штаб полностью согласовали Стратегический оборонный бюллетень. Впервые за два года в Украине разработан документ оборонного планирования стратегического уровня. Первой новацией была Военная доктрина-2015 - базовый рамочный документ. Но СОБ - это документ другого масштаба - он содержит обязательства украинского руководства по проведению структурных реформ.

Бюллетень разрабатывался 6 месяцев. Он переделывался 4 раза. Было немало острых несогласованных вопросов. В конце концов согласовали все, за исключением ключевого противоречия, с которым никак не хотела соглашаться украинская сторона - это проблема подчиненности начальника Генштаба. НАТО требовало подчинить в период до 2020 года начальника ГШ министру обороны и устранить таким образом двоевластие и дублирование функций в руководстве армии. Украинский Генштаб был категорически против. Начальник Генштаба Муженко очень хочет сохранить прямое подчинение президенту и прямой доступ, возможность действовать в обход министра обороны. Это и самому президенту очень удобно. Петр Алексеевич любит сам всем командовать, это создает иллюзию контроля. Все-таки, министра обороны предлагает президент, но он нуждается в утверждении парламентом, и уволить его можно только через парламент, а начальника ГШ президент в любой момент может сам вызвать, сам назначить, сам снять.

Переломный момент наступил вчера на переговорах в Брюсселе на уровне военного руководства стран НАТО с начальником ГШ Муженко. В штаб-квартире НАТО Муженко в ультимативной форме заявили - или принятие проекта СОБ в предложенном офисом НАТО виде, или отсутствие поддержки со стороны НАТО и публичная критика Украины на саммите НАТО. Это возымело эффект. Так что в случае принятия СОБ, до 2020 года а возможно и раньше, начальник Генштаба превратится в подчиненного министра обороны, и не сможет напрямую без министра докладывать президенту и принимать решения.

Каково практическое значение Стратегического оборонного бюллетеня? Именно от хода реализации положений СОБ в 2016 году зависит объем финансирования странами НАТО украинских силовых структур. Так, в бюджете США на поддержку Украины предусмотрено до 500 миллионов долларов. Но эти средства будут выделяться только по мере реализации стратегии, заложенной в СОБе. Сумма немалая. Для сравнения, это примерно в 2 раза больше, чем в бюджете-2016 выделено на весь Гособоронзаказ.

Аналогично будут принимать решения и правительства Канады, Нидерландов, других стран, которые хотят остановить путинскую угрозу безопасности в Европе.

СОБ должен стать публичным документом. Ожидается, что завтра он будет вынесен на рассмотрение СНБО Украины и будет принят официально.

На его базе, как ожидается, должны будут разработать и программу развития ВСУ, и программу развития вооружений, и даже бюджет МО. Всего этого у нас нет, потому нет и системного развития. Сейчас разработка и этих планов в сжатые сроки звучит фантастически, но ведь невозможное сегодня - возможное завтра.

Что ж, если это произойдет до начала саммита НАТО - это будет очень позитивный сигнал. Президент Украины настроен принять СОБ именно в той редакции, которая устраивает офис НАТО, чтобы получить политическую поддержку и позитивную оценку НАТО состоянию сотрудничества с Украиной. Будем надеяться, ничего не поменяется.

Выводы:

1. Впервые за два года принимается документ оборонного планирования, на базе которого возможно проведение реальных структурных реформ в Минобороны. Значит, от слов и имитации можно будет приступать к делу.

2. Страны НАТО по сути взяли на себя значительную часть ответственности за практическую разработку Стратегического оборонного бюллетеня. Это демонстрирует глубокую заинтересованность Запада в проведении реформ сектора обороны и безопасности. Сочувствие и обеспокоенность постепенно сменяется более глубокой вовлеченностью НАТО в украинскую проблематику.

3. Разработка СОБ для Минобороны должна стать первым шагом - за ним ожидается разработка программ реализации, создание контролирующей структуры по мониторингу реформ. А также разработка аналогичных стратегий для МВД, Нацгвардии, СБУ, Госпогранслужбы, СВР, ГУР МО.

Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"
TUVvM1VYTmtReXN3V1VSUmRuUkRPVEJNUVhaTU9VTlNNRmxRVW1kMFIwUXdXVWhSZG5SRGVVbE9RM1V3V1VSUmRVNUROVXg1TDFGelRrZEJNRXg2VVhWT1IxQm1Ua05VTUV4WVVYWmtSMGt3V1V4UmMwNURlRWxPUTFNd1MwWTRNRXA2VVhWT1F6a3dURGRSYzJSREt6QlpSRkYyZEVNNU1GbDBPREJLTTFGclRrTnBNRW8wUFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх