EN|RU|UK
  1887  16

 РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКАЯ ВОЙНА, ГОД СПУСТЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ?..

Годовщину трагических событий на Кавказе отметили и в России, и в Южной Осетии, и в Грузии. Политики конфликтующих сторон обменялись «комплиментами». А в СМИ опять заговорили о новом витке конфликта и возможном продолжении выяснения отношений далеко не мирным путем…

Та война длилась всего-навсего пять дней и унесла жизни более 700 людей. Стороны, участвовавшие в военных действиях, до сих пор не называют точных цифр погибших. По некоторым данным, тогда в Осети погибло 167 мирных жителей, в Грузии – около трехсот. Около 200 человек – потери грузинской армии, в Осетии – погибло около семидесяти военных. После августовских событий 2008-го Россия признала части Грузии – Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Грузия же до сих пор не соглашается с тем, что неконтролируемые сегодня территории, утрачены для нее навсегда…

- Год прошел, но все равно трудно привыкнуть к тому, что между Грузией и Россией была война, - говорит чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Украине Григол Катамадзе. - К сожалению, это правда. Хочу заметить, что эта война началась не 8 августа 2008 года. Она началась после распада Советского Союза, в 1992-93 гг. К сожалению, тогда это называли конфликтом между Грузией и Абхазией, прямо не называя вещи своими именами. Все, что происходило на протяжении 15 лет, привело к тому, что случилось 8 августа 2008 года.

- На днях господин Кокойты - де-факто Президент Южной Осетии, наконец, озвучил реальные планы так называемой независимости и признании со стороны РФ независимости Южной Осетии. Конечная цель – это присоединение грузинских территорий к России. Если цивилизованный мир это допустит, это вызовет очень нехорошую цепную реакцию не только в этом регионе, а по всему миру, в том числе, в России. Я бы хотел посмотреть, что будут говорить российские власти республикам, входящим на сегодняшний момент в состав РФ, которые в один прекрасный момент, - а это самодостаточные народы, с большой историей, культурой, - скажут, что они хотят быть независимыми. Что им ответят после прецедента признания независимости Абхазии и Южной Осетии, - спрашивает грузинский дипломат.

- В любой семье, даже между родными братьями, могут произойти конфликты, но потом они разрешаются. Если углубляться в историю в вопросе взаимоотношений между грузинами и абхазами, и говорить о том, кто первый появился на землях Абхазии или Южной Осетии, то это далеко нас уведет. Во времена советского периода, когда все мы очень гордились дружбой народов, мы старались решать проблемы, возникающие на территории Абхазии. А за 15 лет после 1992-1993 годов практически ничего не было сделано, кроме риторики, чтобы разрешить эту проблему. Хорошая возможность для этого была у Российской Федерации, как у сильного участника этого процесса. К сожалению, этого желания не было и на протяжении минувшего года. Не были выполнены пункты соглашения о восстановлении статус-кво на 7 августа. Более того, на протяжении этого года на территории Грузии, части Южной Осетии и Абхазии, в том числе на территориях, которые никогда не были конфликтными, строятся новые военные базы Российской Федерации, - рассказывает о нынешних отношениях Грузии с Россией дипломат.

- Я напомню, что в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле было принято решение, о том, чтобы вывести с территории Грузии российские военные базы. Нам удалось добиться, чтобы они были закрыты. К сожалению, до последнего момента РФ так и не предоставила не только грузинской стороне, но и международному сообществу информацию и возможность доступа на военную базу в Гудаутах, которая в прошлом году была использована для передислокации войск. Все это делалось целенаправленно, чтобы отторгнуть часть территории Грузии. Более того, был инициирован конфликт и война для решения теперь уже новых задач. На сегодняшний день восстанавливается база в Гудаутах, строится военно-морская в Очамчири, Знаури и Цхинвали, военный аэродром в Ахалгори. И это все притом, что международное сообщество, весь цивилизованный мир признает территориальную целостность Грузии в рамках границ на момент распада Советского Союза, куда входит и Абхазия, и Южная Осетия.
- Кстати говоря, план Саркози-Медведева предусматривал начало процесса рассмотрения статуса Абхазии и Южной Осетии. На протяжении этого года все попытки начать этот процесс не привели к результату. Могли хотя бы показать видимость, что собрались, но не могут найти общего языка. Но…

- Я категорически не согласен с мнением, что эти территории утрачены для Грузии. Напомню, что на территории Абхазии во времена Советского Союза проживало полмиллиона населения. 350 тыс. из них изгнаны из собственных домов. Кто принимает решение о том, чтобы быть независимым или присоединиться к какому-то другому государству? Те, кому впоследствии раздали паспорта граждан РФ, после того как все граждане на территории Грузии, в том числе и в этих ее частях, остаются и признаны гражданами Грузии? Это элементарно несправедливо, - считает грузинский посол.

- И еще, - продолжает господин Катамадзе, характеризуя нынешние российско-грузинские отношения. - В Грузии вы не увидите ненависти по отношению к русским, я вам гарантирую. Вы не увидите, чтобы грузинское телевидение сеяло ненависть по отношению к России и напоминало о том, что 20% Грузии оккупировано. А что делается в России? Социологические опросы показывают, что враг №1 для России это – Грузия. Когда у людей спрашивают: «как вы думаете, сколько там проживает населения?», отвечают: «больше 50 млн., и это мусульманская страна». Вот итог работы российских политиков, воздействия их на СМИ.

- Бывали ситуации, когда возникали и войны, была риторика, но все равно во имя будущего мы протягивали друг другу руки, садились за стол переговоров и шли дальше. Уйдут сегодняшние президенты, но народы – и русский, и грузинский останутся. Мы будем соседями, - заглядывает в будущее дипломат. - Грузия будет членом НАТО, ЕС. Процветающая Грузия по соседству с Российской Федерацией намного выгоднее, чем такая, которую они хотят видеть. Никогда Россия не могла силой завоевать Грузию и никогда не завоюет. Россия может нанести ракетный удар по резиденции Президента Саакашвили, Россия может стереть с лица земли Грузию, но завоевать Грузию невозможно. Грузия столетиями находилась под игом различных империй. Империй уже не существует, а Грузия осталась.

Грузинский посол считает, что если Россия, действительно, уважает грузинский народ, как утверждают российские политики, ей пора отложить политику двойных стандартов в сторону и попытаться разрешить проблему народов Абхазии и Южной Осетии. Естественно, как стало ясно со слов Григола Катамадзе, Грузия не собирается уступать соседу ни Абхазию, ни Южную Осетию. Но, существует и другая позиция. Позиция России. И у России – свои аргументы, не менее веские. Взглянуть на конфликт со стороны поможет точка зрения Сергея Толстова, директора украинского Института политического анализа и международных исследований.

- Очевидно, что определенная правда есть у каждой из сторон, у каждой - своя версия событий, - говорит эксперт. - В данном случае мне хотелось бы отойти от грузино-российской тематики, отойти от украинского взгляда и посмотреть на эти вещи все-таки с точки зрения человеческих ценностей. В любом случае убийство мирных граждан, убийство солдат, которые идут в бой за непонятные ценности и интересы – это действительно те вещи, которые допускать нельзя.

- Очевидно, что на сегодняшний день ни стороны конфликта, ни участники конфликта, ни, по большому счету, европейское сообщество не вынесли уроков. Можно ли говорить о повторении этих событий? Очевидно, да. И это является, наверное, самым важным уроком из того, что произошло. Можно было предотвратить эту войну? Очевидно, можно было предотвратить возникновение этих конфликтов еще 20 лет назад, - считает Сергей Толстов.

- Кто виноват? Виноваты обе стороны, потому как те рецепты, принципы и подходы, которые применялись странами, оказались неправильными. То же самое происходит и сегодня. Может ли, например, Украина потерять Севастополь? Очевидно, может. И произойдет это, если к Севастополю будут относиться как к объекту, управляемому без учета мнения граждан. Скажу, что у некоторых политиков есть «прекрасный» план насчет превращения Севастополя в огромный торговый порт и туристический объект в случае вывода российской военно-морской базы. Но план совершенно фантастический, поскольку торговому порту таких масштабов в Крыму просто нечего будет делать – это не транзитная магистраль.

- А, возвращаясь к теме Грузии, скажу: на мой взгляд, грузинское руководство, по крайней мере, нынешнее, на сегодняшний день упустило возможности урегулирования этой ситуации. Российская политика всегда была заинтересованной и ангажированной в этом конфликте. Но, наверное, планы конфедерации, федерации, которые обсуждались до этого кризиса, были, по крайней мере, менее конфликтны и более конструктивны с точки зрения политического урегулирования.

- Если говорить о Южной Осетии, здесь еще могут возникать какие-то вопросы. Относительно Абхазии, с учетом политического расклада и настроения населения на этой территории, я не вижу факторов, которые могли бы сподвигнуть население и руководство Абхазии к диалогу по этому вопросу. Хотя в свое время этот диалог продолжался, и оставались возможности для политического решения проблемы.

- Что касается Южной Осетии? Господин посол прав: по плану урегулирования Саркози-Медведева стороны должны были вернуться к позициям, занимаемым до начала военных действий. Этот пункт договора не выполнен. С другой стороны, сторона, обладающая силой и имеющая возможность решить проблему в своих интересах, игнорирует позиции более слабой стороны, - продолжает эксперт.

- Есть чрезвычайно много двусмысленностей, и нельзя говорить о том, что конфликт прекращен, и не может возобновиться. Многое изменилось и в самой Грузии. Год назад президент Саакашвили говорил о том, что в Грузии решается вопрос конфронтации между Западом и Россией. Сегодня Президент Грузии говорит совершено противоположные вещи. Говорит о том, что война с Россией была бы катастрофой и самоубийством для Грузии. Очень плохо, что эти вещи не осознавались год назад.

- Год назад и мировое сообщество, по крайней мере, три страны – Россия, США и Великобритания, - в целях безопасности могли предотвратить этот конфликт и сохранить доконфликтную стадию решения вопроса. Запад был совершено не готов к тому, что российское руководство, российское военное командование сумеет провести блестяще организованную военную операцию, когда войска смогли пройти через русские тоннели и дойти до Цхинвали в течение нескольких часов. Чтобы провести такую операцию, необходимо было держать корпус в состоянии повышенной боеготовности в течение, по крайней мере, нескольких недель, если не нескольких месяцев. Это практически означало, что кроме тех 10-14 тысяч российских военнослужащих, вошедших на территорию Южной Осетии, необходимо было держать в состоянии боеготовности, по крайней мере, еще и аналогичное количество войск.

- Российское руководство совершенно не планировало ни входить в Тбилиси, ни вести крупномасштабные военные действия, - уверен Сергей Толстов. - Речь шла о специфическом виде современной войны. С другой стороны, Запад, очевидно, предполагал, что российское военное командование не способно осуществить такую операцию, причем с относительно незначительным числом жертв. По оценкам аналитиков, военные силы и техника, участвовавшие в конфликте с обеих сторон, были более-менее идентичны по своему уровню. Поэтому в данном случае речь шла о достаточно похожих вооруженных силах.

- Что можно сказать по поводу последствий этого конфликта? С точки зрения выводов, кто прав и кто виноват – европейское сообщество на сегодняшний день воздерживается от окончательных выводов. Очевидно, что главной проблемой является не то, кто прав, кто виноват, а как выходить из этой ситуации и что делать дальше. В условиях глобализации и изменения политической конъюнктуры необходимо помнить четкие стандарты прав человека, прав территорий, прав народов, народностей и этнических групп. Совершенно очевидно, что права людей необходимо пересматривать. А вопросы территориальной целостности и прав человека, которые часто приходят в противоположность, можно, очевидно, рассматривать через урегулирование прав народов более крупных этнических, конфессиональных и культурных групп и сообществ, которые в нынешнем международном праве недооцениваются. Следует перейти к проблемам по существу – с точки зрения интересов людей и обеспечения возможностей жить им на своих традиционных территориях и пользоваться теми правами, которые позволят избегать политических конфликтов, трагедий и множества ошибок. Если не подходить к проблемам с точки зрения интересов людей, ни проблема Абхазии, ни проблема Южной Осетии, ни проблема Приднестровья, ни проблема Нагорного Карабаха не будут решены, - считает эксперт.

Вместо P.S. Так будет ли продолжение? Опасность возникновения нового вооруженного конфликта и посол Грузии, и директор Института политического анализа и международных исследований оценивают больше «да», чем «нет». Такие выводы напрашиваются сами собой, утверждают наши собеседники. И, прежде всего, из-за массированной информационной атаки, развернутой в российских СМИ накануне первой годовщины грузино-российской войны…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXMTBRM2N3V1V4UmMwNURPREJNUkZGMFRrTXpNRXhWZGt3NVExUXdXVVJTWnpsRE16Qk1hbEpxTTNwUmJuUkhRakJNV0ZKbmRFTTBNRms0UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх