EN|RU|UK
  1372  58
Все про:кино (1119)

 РОССИЙСКОЕ КИНО ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ "СОВКА"

РОССИЙСКОЕ КИНО ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ "СОВКА" (Los Angeles Times)

"История повторяется в виде фарса, и эта новая пропаганда кажется смешной в сравнении с советскими образцами."

Когда Владимир Путин пришел на съемочную площадку последнего фильма оскаровского лауреата Никиты Михалкова, усаженный в режиссерское кресло, он наблюдал, как актеры играли советских солдат, идущих на фронт.

Не Путин руководил действием – он оставил это хозяину. Но присутствие премьер-министра на съемках картины "Утомленные солнцем-2", самого дорого фильма в истории постсоветской России, красноречиво свидетельствует о растущей роли, которую его правительство играет в российской киноиндустрии.

Основатель советского государства Владимир Ленин называл кино "важнейшим из всех искусств", и коммунистическое руководство считало фильмы одним из мощнейших инструментов пропаганды. Такие легендарные режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, снявший "Броненосец Потемкин", и Андрей Тарковский, чьи задумчивые классические произведения до сих пор вызывают восхищение, завоевали всемирное признание, несмотря на то, что были вынуждены склониться под гнетом тоталитарного государства.

Теперь российское правительство пытается оживить традиции советского кинематографа, помогая продюсировать фильмы и телесериалы, которые пропагандируют политические взгляды Кремля, чернят его критиков и прославляют военные и разведывательные структуры.

В художественном отношении результаты существенно разнятся.

Помимо картин Михалкова, завоевавшего всемирную известность еще в 1960-е годы и получившего в 1994 году "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм" за "Утомленные солнцем", не многие финансируемые правительством ленты добиваются признания критики или кассового успеха.

"История повторяется в виде фарса, и эта новая пропаганда кажется смешной в сравнении с советскими образцами", – сказал Юрий Валков, историк российской культуры.

Все 1990-е годы российская киноиндустрия занималась, главным образом, имитацией голливудских блокбастеров и попытками сохранить старые художественные традиции.

В новом тысячелетии российские режиссеры нашли себя в ориентированной на бизнес среде инвестиций и прибылей. В то же время правительство стало играть более значительную роль в кинопроектах и до сих пор является крупнейшим кинопродюсером в стране. Недавно Путин предложил объединить три киностудии советских времен в гигантский государственный концерн.

Некоторые представители киноиндустрии – крупнейшей в Европе наряду с французской – приветствуют участие властей в создании фильмов и политические уроки, которые они призваны преподавать.

"Правоохранительные органы – часть нашего государства, и правительство имеет право пропагандировать то, что считает нужным", – сказал Леонид Верещагин, продюсер принадлежащей Михалкову продюсерской компании 3Т, выпустившей несколько чрезвычайно патриотичных фильмов.

Однако критики утверждают, что влияние правительства душит наиболее критичных и творческих мастеров. Российские документалисты, например, не смогли бы снять документальные ленты, напрямую критикующие правительство, считает Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала "Кинопроцесс".

"Майкл Мур в России невозможен", – сказал он, имея в виду американского режиссера, чья документальная лента "Фаренгейт 9/11" содержала едкую критику администрации Буша.

Сценарий самого спорного российского документального фильма этого года "Гибель империи: византийский урок" был написан православным монахом, утверждавшим, что западные идеи и институты разрушат Россию, как это случилось с Византией несколькими веками ранее.

В отличие от советских времен, сегодня отсутствует единая государственная концепция использования кино в пропагандистских целях. Теперь режиссеры знают, что могут получить государственную поддержку для кинопроектов, рекламирующих взгляды тех, кто находится у власти.

"Артисты, продюсеры и кинорежиссеры пытаются извлечь выгоду из патриотических тем и добиться государственного финансирования своих проектов", – сказал политолог Станислав Белковский.

Фильмы, критикующие правительство или не разделяющие кремлевскую концепцию российской истории, могут столкнуться с проблемами на стадии съемок или уже после выхода в прокат. Мрачный фильм 2007 года "Груз 200" со своим оруэлловским видением советского общества вызвал скандал на прошлогоднем "Кинотавре", и его прокат был ограничен.

В результате появляются картины вроде вышедшего в этом году фильма "Александр. Невская битва", прославляющего жившего в XIII веке князя, спасающего свой город от нашествия шведов, усмиряющего восстание прозападной знати и присягающего на верность татаро-монголам.

Яснее не скажешь: России нужен сильный лидер для защиты от враждебного Запада. Фильм был разрекламирован как приквел, сюжетно связанный с эпопеей Эйзенштейна 1938 года "Александр Невский", снятой по личному заказу советского диктатора Иосифа Сталина для разжигания антинемецких настроений перед Второй мировой войной.

За последние годы российская разведка, МВД и военные ведомства профинансировали съемки, по крайней мере, дюжины телесериалов и фильмов, истратив десятки миллионов долларов на улучшение своего имиджа.

В прошлом году "Фонд поддержки патриотического кино" – некоммерческая организация, субсидируемая ФСБ, – стал продюсером "Кода Апокалипсиса" стоимостью 15 млн долларов, снятого в стиле фильмов о Джеймсе Бонде.

В картине соблазнительно одетая шпионка ФСБ "мочит" плохих парней, обводит вокруг пальца соперников и спасает мир от ядерной гибели. Фильм провалился и у критиков, и у зрителей. "Код" – это бред пьяной кобылы", – сказал критик Виктор Матизен.

Но провал не расстроил спонсоров фильма. Исполнительный директор фонда Олеся Быкова сказала, что в планах организации – художественный фильм, телесериал и интерактивные интернет-проекты, адресованные юной аудитории.

В финансируемых государством фильмах в роли плохих парней фигурируют враги Кремля, неумело замаскированные под вымышленных персонажей. Герой, явно срисованный с миллиардера Бориса Березовского, планирует теракты в фильме 2004 года "Личный номер". Березовский в 2001 году бежал в Лондон после ссоры с Путиным.

Картины "Код Апокалипсиса" и "Личный номер" стали лауреатами возрожденной награды советской эпохи, которой награждаются произведения искусства, "формирующие положительный образ офицеров ФСБ".

Источник: Los Angeles Times, США
VEhrNGRrdzVRell3VEdwUmRtUkRLdz09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх