EN|RU|UK
  4467  39

 "ВИЗИРЬ" НЕ ПОВОД?

Руководство ГАИ затрудняется сказать, сколько за время работы «Визиря» блюстители порядка на дорогах «настригли» денег с нарушителей скоростного режима. Обжаловать «письма счастья» решается меньше 1% граждан, хотя отменить штрафы в суде стоит всего 1 грн. 75 коп…

Радар …имея, естественно, пакет веских аргументов, указывающих на незаконность работы прибора для измерения скорости. В Украине, по словам представителей ГАИ, работает около 400 «Визирей», 25 из них – в Киеве. Прецеденты по отмене наложенных благодаря видео- и фотосъемке штрафов уже зафиксированы не только в Харькове и Ривненской области, но и в Киеве. Один из районных судов столицы, тщательно исследовав законность деятельности «Визиря», указал на неправомерность наложения штрафных санкций на владельца автомобиля, пойманного объективом прибора для измерения скорости. Однако, единичные выигранные в суде дела против действий ГАИ, практически не влияют ни на план поступлений денежных средств на счета Спецфонда автоинспекции, ни на количество пойманных нарушителей. Возможно, потому, что большинство граждан, получивших «письма счастья» от гаишников, считают процедуру обжалования слишком хлопотной или затратной. Хлопотной? Возможно. Но, никак не затратной. В таком деле можно вполне обойтись без дорогостоящего юридического сопровождения, имея на руках копию готового судебного решения. Оснований, уже указанных судебной инстанцией, достаточно для отмены штрафа. А издержки по суду, по словам юристов Национальной правовой палаты, составят не более 1 грн. 75 коп. (госпошлина).

Итак, вначале – немного юридической «тягомотины», без которой не обойдется решение вопроса ни в одной судебной инстанции. Итак, один из районных судов Киева своим решением отменил Постановление об административном нарушении, основываясь на технических характеристиках устройства, зафиксировавшего нарушение. Суд отметил, что прибор, которым производилось наблюдение за дорожным движением с целью фиксации нарушений ПДД, не является автоматическим средством фото- или видеофиксации. «Визирь» находится у сотрудника ГАИ, он им и управляет – сам или через компьютер. Между тем, ст. 14-1 КУпАП предусматривает фиксацию приборами, работающими в автоматическом режиме. «Визирь» не только не фиксирует информацию автоматически, но и препятствует выполнению работниками ГАИ их основных функций – профилактике и предупреждению правонарушений.

Адвокаты Национальной правовой палаты (НПП) отыскали еще одну зацепку. Например, в постановлении об административном нарушении отмечено, что фотоматериалы получены с помощью работающего в автоматическом режиме специального технического устройства «Визирь». А в «Методических рекомендациях по работе с радиолокационным видеозаписывающим измерителем скорости «Визирь» даже нет такого понятия, как работа в автоматическом режиме. Работа прибора осуществляется только в ручном (!) режиме.

Анна Гранкина, юрист НПП, считает, что замечание суда насчет технической возможности «Визиря» свидетельствует о невозможности применения показаний этого прибора единственным и неоспоримым доказательством вины нарушителя скоростного режима. «Человек получает уже готовое постановление и не имеет возможности дать свои пояснения, не составляется протокол на месте нарушения, не берутся ко вниманию другие обстоятельства, которые могли бы смягчить в данном случае вину водителя, - говорит адвокат. – Это - нарушением прав человека».

А коллега Гранкиной Александр Поставец объясняет, что при фиксировании правонарушения (в данном случае - превышении разрешенного скоростного режима), инспектор ГАИ обязан остановить нарушителя (Закон Украины «О милиции»), установить личность водителя, составить протокол, приняв во внимание его пояснения. А лишь наблюдая и фиксируя правонарушения, инспектор ГАИ и сам становится участником правонарушения.

Обратил внимание на это обстоятельство и суд. Согласно Закону Украины «О милиции», сотрудник милиции должен пресечь административное правонарушение. Согласно п. 12 Приказа от 13.11.2006 № 1111, об утверждении Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины инспектору четко определено активно реагировать и прекращать правонарушения, в том числе и превышение скорости, а не наблюдать за правонарушением, происходящим в его присутствии. Такие задачи ставит перед сотрудниками ДПС ведомственный приказ МВД Украины.
То, что «Визири» не могут работать автоматически, признают и в ГАИ. Но там по-иному читают закон, соответственно, и понимают его по-своему. Госавтоинспекция продолжает настаивать на законности постановлений о штрафах, оформленных на основании фото и видеозаписей устройства. Дабы подтвердить «правильность чтения» буквы закона, руководство ГАИ даже заказало… филологическую экспертизу, попросив истолковать спорные моменты экспертов… Киевского национального педагогического университета. Там и рассказали, что именно имел в виду законодатель и как следует читать статью закона. На вопрос «Почему ГАИ обратилось в педагогический вуз, а не к законодателю?», заместитель начальника Госдепартамента ГАИ МВД Сергей Будник ответил размыто. Дескать, мы и к законодателю обратились, только ответа еще не дождались. А по поводу автоматического режима работы, специализированные службы ГАИ уже работают над этим вопросом. К осени обещают устранить какое-либо вмешательство человека, то есть гаишника, в процесс фиксации показателей скорости.
Пока же в судебной практике появляются прецеденты, когда правонарушение, то есть – превышение скорости, пытаются вменить даже владельцам … стоящих на обочине автомобилей. О таком случае рассказал Игорь Годецкий, ведущий телепередачи «Судебные дела». На нескольких фото, сделанных подряд, видно, что кустики на обочине дороги стоят на месте. А автомобиль, судя по документу, составленному гаишниками, двигается со скоростью 152 км в час. В таком случае можно даже допустить, что это «Визирь» двигался навстречу транспортному средству с такой скоростью?..
Оспаривать законность и правомерность и этого протокола, и сотен других можно только в судебном порядке. Высокие шансы на победу будут еще как минимум месяц. А уже к сентябрю ГАИ обещает устанавливать «Визири», которые будут работать по-новому. Так что «автоматический» аргумент для отмены штрафа уже не сработает. Невинно пострадавшим водителям придется искать другие зацепки. Или же учиться ездить по Правилам. Надеяться же на то, что Госавтоинспекция откажется от применения «Визиря» не стоит. Ведь новые нормы законодательства и соответствующая организация работы подразделений инспекции помогли-таки существенно снизить уровень аварийности на автодорогах Украины и сохранить с начала года как минимум 1,5 тысячи жизней, утверждают в ГАИ. При этом служба с жезлом еще и неплохо стала зарабатывать на любителях быстрой езды.
Вместо P.S. Те же, кто захочет самостоятельно повоевать с гаишниками в суде, могут поискать шпаргалку на сайте Национальной правовой палаты. Там «лежит» копия Постановления суда, в котором можно найти все юридические основания, дающие возможность отменить приговор «писем счастья»…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVSMGt3V1V4U1owNURkekJaVkZKcE0zcFJhemxEVVRCS1p6MD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх