EN|RU|UK
  1436  3

 ПОЗДНЕЕ ЗАЖИГАНИЕ БЕНЗИНОВЫХ ЦЕН

Сырая нефть на международных рынках падает, а в Украине бензин продолжает расти. Оказывается, виновницей этого процесса стала формула расчета средних цен для АЗС…

Фото phl.com.uaПовышение цен на отечественных заправках портит настроение не только водителям, покупающих там бензин. Нефтепродукты влияют практически на весь спектр услуг, предоставляемых населению. А вот Антимонопольный комитет эта ситуация, похоже, волновала не особо. До недавнего времени. Лишь на днях АМКУ впервые за каденцию нынешнего его руководителя заинтересовался работой нефтетрейдеров, начав расследование по факту антиконкурентных действий пяти крупнейших в Украине нефтяных компаний. Несмотря на то, что компании работают по всей стране, предметом исследования АМКУ стала почему-то их деятельность на рынках только Херсонской и Николаевской областей.

Сей факт моментально спровоцировал слухи о предстоящей смене руководства в АМКУ. Это и стало поводом для дискуссии между экспертами. Обсуждая влияние бензиновых цен на кадровые вопросы Антимонопольного комитета, между экспертами разгорелся диспут о введении новой формулы для топлива и ее влияние на ценовую политику различных АЗС.

- Меня, как специалиста, профессионально наблюдающего за происходящим на нефтяном рынке Украины, удивляет, что дело по фактам нарушения антимонопольного законодательства нефтетрейдерами инициировано только по двум областям, - возмущается Константин Бородин, руководитель центра энергетических исследований. - Хотя очевидно, что компании, попавшие под расследование (Лукойл, Shell, WOG, Укртатнафта и ОККО) работают по всей стране. Основные нарушения этих пяти компаний имели место во второй декаде мая - в первой декаде июня. Полтора месяца АМКУ понадобилось для того, чтобы заметить эти нарушения и адекватно отреагировать.

Судя по данным, предоставленным экспертом, именно эти пять компаний в период с 21 по 29 мая и с 14 по 20 июня синхронно подняли цены выше уровня коридора, установленного экспертно-аналитической группой Минтопэнерго. Таким образом, даже средняя цена бензина на рынке Украины оказалась гораздо ниже. В то время как на международном рынке цены на сырую нефть уже стабильно поползли вниз.

- То, что нефтяные компании выходили за рамки установленного коридора – это нормально, - считает независимый эксперт Леонид Косянчук. - Это ведь не обязаловка, а просто рекомендованный ориентир. Это цены, которые может себе позволить прибыльный и инвестиционно привлекательный бизнес. А о влиянии международного рынка нефтепродуктов на украинские цены, то хотел бы заметить, что наши цены запаздывают дней на 50 (30-дневное запаздывание по опту и 15-20-дневное – по рознице). Поскольку тенденция к понижению международных котировок по нефтепродуктам зафиксирована с 16 июня, то на украинских АЗС снижение цен на бензин можно ожидать уже с 11 июля. Приблизительно на 10 копеек…

Константин Бородин, изучая синхронность поведения украинского рынка с международным, уверен, что «параллельность» тенденций прослеживается только на пути роста цен. То есть – растет международный, растет украинский. А вот на динамику снижения украинские АЗС реагируют с точностью до наоборот. Объясняется же это, как правило, «поздним зажиганием» отечественного рынка.

- Я считаю, что первопричиной роста цен на бензин послужило изменение расчета коридора цен на нефтепродукты, которое произошло где-то в начале мая, - уверен Константин Бородин. - Экспертно-аналитическая группа сделала своеобразное «открытие» - она из расчетной формулы удалила самый крупный компонент - украинский продукт, который на сегодняшнем рынке составляет 65-70%. Рекомендуемая цена рассчитывается из расчета закупки импортного топлива, а на украинских АЗС под видом стандартного 95-го бензина продается более дешевый отечественный аналог.

На графике эксперт демонстрирует цены, сформированные по старой и новой формуле. «Новая» кривая идет на несколько пунктов выше «старой». Что позволяет заявлять: нынешний год сулит нефтетрейдерам дополнительные прибыли. Заметили эту тенденцию и в Правительстве Тимошенко. 25 июня состоялось расширенное «тематическое» совещание под руководством Турчинова, где обсуждались реалии топливного рынка и разрабатывался план мероприятий по снижению цен на нефтепродукты. Немало претензий прозвучало и в адрес новой формулы, не увязанной с реалиями цен на нефтепродукты в Украине.

- Желающих навести порядок в формуле предостаточно, - уверен эксперт Косянчук. Он считает, что украинскую составляющую вывели из формулы лишь затем, чтобы снизить цены на бензин. Ведь оптовые цены на отечественных НПЗ выше оптовых цен на импортное топливо.

- Если украинский продукт дороже, то почему же на украинских заправках под видом 95-го бензина не продают импортный? – не успокаивается Константин Бородин. И разъясняет: - Изменение формулы инициировало действующее правительство через трейдеров, входящих в экспертно-аналитическую группу. В Минтопэнерго появились новые люди, среди которых немало профессиональных энергетиков, превосходно разбирающихся в электроэнергетике, атомной. Но по нефтепродуктам профессионалов нет. Посему профессиональную дискуссию с нефтетрейдерами правительство тогда провалило. Трейдеры, выражаясь по-простому, навешали чиновникам лапши на уши. Пользуясь некомпетентностью Кабмина, пять вышеназванных сетей, уличенных сегодня в синхронном повышении цен, пролоббировали изменение расчета формулы. В результате формула оторвалась от реалий на украинском рынке. Если раньше формула была инструментом сдерживания цен, во всяком случае – позволяла правительству садиться с нефтетрейдерами за стол переговоров, то теперь формула с новым коридором превратилась в механизм повышения цен.

В Украине около 6 тысяч АЗС. Более 20% рынка находится под влиянием тех 5 сетей, которые инициировали ноу-хау в топливном ценообразовании. Остальные компании пока держат цены в рамках «старого» коридора, то есть несколько ниже. Сырая нефть на мировом рынке уверенно идет вниз. Однако насколько быстро это падение отразится на ценах для украинского потребителя, зависит, прежде всего, от расторопности и профессионализма Антимонопольного комитета и от того, насколько открыто и эффективно АМКУ будет расследовать нарушения на этом рынке, уверены эксперты. Цена на бензин, судя по мировым тенденциям, должна в Украине падать. Если ее опять не будут сдерживать субъективные факторы…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRreDZWWFF3VEd0bk1FeHlVWE5PUXprd1RFUlJkVE42VVhaa1F6RXdXVlJTWjNSSFRXWkVWWFF3VEd0bk1FeHlVWE5PUXprd1RFUlJkWGM5UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх