EN|RU|UK
 За рубежом, Политика Украины, Экономика
  25317  78

 ОТРУБЛЕННЫЕ ЩУПАЛЬЦА "ГАЗПРОМА": ШАНС ДЛЯ УКРАИНЫ

Пока украинские политики хулиганят возле парламентской трибуны и в конференц-залах президентской канцелярии, из-за рубежей Родины приходят и приятные вести. Например, российский "Газпром" готовится к тяжелым временам. Европа медленно, но уверенно снижает зависимость от опасного поставщика, титанический контракт с Китаем грозит убытками, а проекты газопроводов в обход украинской территории застопорились на всех направлениях. Кажется, с угрозами прекратить в 2019 году прокачку газа через Украину "газпромовцы" поторопились.

Именно в 2019 истекает действующее соглашение о транспортировке газа в Европу по украинской "трубе". Ранее в руководстве и "Газпрома", и российского Минэнерго заявляли, что продлевать соглашение РФ не будет. В украинском правительстве подсчитали, что это лишит украинский бюджет до двух миллиардов долларов дохода ежегодно.

Однако для отказа от украинской газотранспортной системы (ГТС) необходимы были альтернативные транспортные мощности. Как известно, в качестве таковых россияне еще с середины "нулевых" рассматривали Северный и Южный потоки, о строительстве которых активно договаривались с европейцами - а также с Турцией.

Еще одна цель их строительства (помимо обхода Украины) состояла в облегчении давления на отдельные страны ЕС. Кризисы 2006 и 2009 годов, когда Россия в январские морозы перекрывала газ для Украины, показали уязвимость, если можно так выразиться, российской "углеводородной бомбы". Ведь одновременно с украинцами без газа оставались и европейцы, получающие львиную долю голубого топлива исключительно благодаря украинской ГТС. Но если бы удалось построить сопоставимые по мощности с этой ГТС газопроводы в обход Украины (через Балтику и через Черное море и/или Турцию), то перекрывать их, при желании, можно было бы по отдельности. Это позволило бы "закручивать кран" не всей Европе скопом, а отдельным группам государств. Неоценимая возможность в плане политического давления.

Увы (для "Газпрома"), европейцы эту опасность учуяли быстро, и в сжатые, как для ЕС, сроки - какие-то три года - создали развитую систему "перемычек", теоретически позволяющую перебрасывать объемы газа между разными регионами ЕС, независимо от того, в какой точке топливо поступает на евротерриторию. А самым сильным ударом по амбициям российского поставщика стало принятие знаменитого Третьего энергопакета, запрещающего одной и той же компании одновременно добывать поставляемый газ, владеть магистральными газопроводами и владеть распределительными сетями.

Последний шаг российские эксперты и политики не раз называли направленным исключительно против "Газпрома" - и были совершенно правы. Что ж, "Газпром" сам сделал все, чтобы вынудить ЕС к такому шагу.

А там забуксовали и "потоки". Изначально предполагалось, что Северный поток и Северный поток-2 (по две нитки в каждом) к 2019 году смогут поставлять в ЕС порядка 110 млрд кубометров газа в год. Это, в принципе, позволило бы полностью заменить нынешние поставки через украинскую ГТС (хотя ее проектная мощность еще больше). Однако нынче на носу 2016-й, а построен лишь первый "поток"; более того, Еврокомиссия ограничивает поставки по его сухопутному продолжению 50 % мощности.

С Южным потоком дела обстоят еще хуже (а с украинской точки зрения - лучше). Его строительство Еврокомиссия заблокировала полностью. В качестве альтернативы "Газпром" и Кремль занялись "Турецким потоком": более 60 млрд "кубов" в год планировалось прокачивать через Турцию в Грецию, и уж там распределять европейским потребителям. В конце прошлого года российские СМИ широко освещали соответствующие договоренности между президентами Путиным и Эрдоганом. В "довесок" шло обещание РФ построить в Турции атомную электростанцию.

Но "не так сталося, як гадалося". Да, Турция, наряду с Германией и (до недавних пор) Украиной, является крупнейшим потребителем российского газа. Эта страна импортирует из РФ порядка 15 млрд "кубов" в год, обеспечивая тем самым 60 % своих потребностей. Но у потомков янычаров достаточно и других потенциальных поставщиков: это и Азербайджан, и Ирак, и (несмотря на политические сложности в отношениях) Иран, и даже Катар. Последний не соседствует с Турцией, но зато обладает ведущими мощностями по поставкам сжиженного газа и активно ищет клиентов по всему миру (в том числе, в ближайшие годы Катар планирует серьезно усилить свои позиции поставщика в ЕС, и под это дело уже готов проект огромного терминала, построить который планируют в Испании).

То ли в силу недоверия к "Газпрому", то ли под воздействием США, то ли по целому ряду причин, Анкара всячески затягивала официальное подписание контракта по "Турецкому потоку". С июля аналитики и профильные СМИ заговорили о возможном срыве сделки.

Вопреки распространенному в Украине мнению, окончательно "Турецкий поток" умер вовсе не из-за обострения российско-турецких отношений в ходе Сирийской войны. Скорее, наоборот: это обострение стало, в том числе, результатом конфликта по поводу "Турецкого потока". Суть же конфликта проста: турки соглашались на новый газопровод из России, но не проявляли особого желания наращивать его транзитную мощность. Турецкую сторону вполне устраивали дополнительные поставки для себя самой. "Газпром" же видел в Турции не столько рынок, сколько возможность "не мытьем, так катаньем" прорваться-таки в Европу.

Столкнувшись с планомерным снижением потребления российского газа в ЕС, Россия объявила о переориентации на Китай. Эксперты всего мира единодушны во мнении, что потребление энергоносителей вообще, и газа - в частности, в Китае в обозримом будущем будет только возрастать. В Москве сильно рассчитывали на соответствующий мега-контракт в 400 млрд долл.; для его обеспечения было запланировано строительство газопроводов общей стоимостью 80 млрд долл. (относительно неподалеку от Китая у россиян есть Сахалинское месторождение, но его мощностей под контракт никак не хватило бы).

Однако падение нефтяных цен серьезно угрожает этим планам. Как известно, цены на "трубопроводный" газ, как, впрочем, и "спотовые" цены, в целом привязаны к нефтяным котировкам, только отстают от них на 6 - 9 месяцев. Грубо говоря, это означает, что следующим летом кубометр встретится с тем же, с чем нынче встретился баррель. А если пике барреля продлится до весны, то кубометр подешевеет и к холодам 2016/2017 года. Между тем, цена укладки труб в условиях Сибири вовсе не снижается… А валютные резервы как "Газпрома", так и всей РФ, наоборот, отнюдь не возрастают.

Даже столь лапидарное обозрение, не учитывающее ряда нюансов, еще больше усугубляющих проблемы "Газпрома", показывает, что российский монополист переживает отнюдь не лучшие времена. Проявлением этого, вероятно, стало согласие россиян увеличить поставки газа для ряда европейских стран, о чем со ссылкой на источники сообщают российские СМИ. Формально это позволяет "Газпрому" говорить о росте продаж. Но в реальности речь идет о снятии ограничений, которые "Газпром" ранее ввел… против украинских интересов.

Ведь, напомним, в нынешнем году Украина активно закупала газ у европейцев в так называемом "реверсном режиме". То есть это был тот же российский газ, но поставлявшийся не прямо из РФ, а через Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию - и юридически принадлежавший компаниям этих государств. "Газпром" настаивал, что такой маневр противоречит контрактам с данными странами ЕС - но сделать ничего не смог, и пошел на ограничение поставок в ЕС, чтобы оттуда не могли поставлять излишки в Украину. Однако падение цен и выигранные суды (например, чешской газовой компанией), как видим, вынудили россиян отступиться.

Вся эта ситуация, плюс теплая (по крайней мере, пока что) зима - настоящий подарок для Киева. Во-первых, это усиливает наши позиции на трехсторонних переговорах (РФ, Украина, ЕС) о поставках газа в нашу страну и условиях его транзита в Европу. Во-вторых, сложности, с которыми сталкивается "Газпром", дают передышку для реформирования "Нафтогаза" и всего газового хозяйства, о котором так любят говорить премьер и профильные чиновники. Учитывая уже состоявшееся повышение тарифов, самое время начать направлять саккумулированные средства на "капитальный ремонт" отрасли, печально известной утечками - как газа в физическом смысле, так и финансовых средств.

Глядишь, и оправдался бы прогноз главы Минфина Натальи Яресько о том, что в будущем году НАК "Нафтогаз" впервые за годы станет хотя бы безубыточным для госбюджета. Другой вопрос - готовы ли работать в этом направлении депутаты фактически почившей коалиции, "сидящий на чемоданах" профильный министр Демчишин, воюющий на четыре фронта совсем за другие "потоки" премьер Яценюк, наконец, президент, упорно пытающийся расставить фигуры не так, чтоб они занимали лучшие позиции в игре, а так, чтоб их удобно было двигать… Как выразился кто-то из американских дипломатов (эта шутка приписывается нескольким разным лицам), "Ukraine never misses a chance to miss a chance" - "Украина никогда не упускает шанса упустить свой шанс".

Александр Михельсон, Цензор.НЕТ
VEhrdlVXdE9RemN3VEZoUmRYUkhRakJNUkZGMlpFTXdNRmxCWnpCS2VsRjFUa2RHTUV4WVVYVTVSMDB3V1VoUmRuUkRPVXg1TDFGck9VTjNNRXhrT0RCS1VGRnpUa016TUV3dlVtZE9ReXN3VEhjOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх