EN|RU|UK
 Политика Украины
  15715  26

 НИНА ЮЖАНИНА: "724-ОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБМИНА НАНЕСЛО ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ ГОСУДАРСТВУ. КОМИТЕТ ПРОСИТ ЕГО ОТМЕНИТЬ. ДЕПУТАТОВ ВОЗМУЩАЮТ СЛОВА НАСИРОВА, ЧТО ПРОБЛЕМ С РАСТАМОЖКОЙ НЕТ"

Глава комитета Верховной Рады Нина Южанина - один из ключевых для Порошенко людей. Она знает о деньгах президента больше, чем он сам. Потому что много лет Нина Петровна работала личным аудитором Петра Алексеевича, и даже сейчас без ее советов ему не обойтись.


Я записал интервью с главой комитета по налоговой и таможенной политике Верховной Рады спонтанно - хотел взять комментарий, как глава комитета относится к принятию позорного для государства постановления Кабмина №724, который подготовил ставленник Президента, предшественник Южаниной на посту главы комитета Роман Насиров.

Именно Южанина является основным двигателем либеральной налоговой реформы, которую разработал комитет ВР - причем в разработке приняли конструктивное участие представители всех фракций.

Ее взгляды на экономическую политику отличаются удивительным для представителя партии власти реализмом и конструктивным подходом.

В окружении Петра Порошенко есть несколько слоев: проходимцы и аферисты в одних сферах в определенной степени уравновешиваются компетентными и порядочными людьми в других сферах. Петр Алексеевич выстраивает систему сдержек и противовесов, где критика возможна, где конфликты между группами влияния носят непримиримый характер, а себя он видит в качестве "разводящего" в этих конфликтах.

Южанина играет роль аудитора Порошенко в вопросах управления экономическим блоком - она является оппонентом не только тех, кого президент терпеть не может - например, Арсения Яценюка, но даже тех, кого президент лично назначил и поддерживает - Романа Насирова, Натальи Яресько, Айвараса Абромавичуса.

Нина Петровна дала очень откровенные характеристики всему руководству экономического блока Кабмина. Она коснулась работы премьер-министра Яценюка, министра экономики Абромавичуса, министра финансов Яресько, главы ГФС Насирова. Некоторые оценочные суждения в процессе согласования Нина Петровна убрала, но смысл сохранен. Я понимаю, почему Южанина осторожна - она сейчас продвигает проект либеральной налоговой реформы, разработанной комитетом, и это по-настоящему реформаторский документ, который нуждается в продвижении, которое можно обеспечить только во взаимодействии с теми, о ком она говорит. Ок, не стоит тормозить общее дело выяснением отношений. Пока не стоит.

В кабинете у Южаниной висит очень оригинальный портрет Порошенко, и я решил сфотографировать ее у этого портрета. У Нины Петровны, в отличие от многих придворных подлиз, нету раболепия и "порохоботства". Она не пытается позировать и не пытается улыбнуться. Говорю ей: "У вас выражение лица удивительно похоже на лицо Порошенко". А она серьезно отвечает: "Было бы удивительно, если бы за те годы, что мы работаем с Петром Алексеевичем, было бы по-другому".

южанина


В общем, анализ проекта налоговой реформы читайте в ближайшее время, а пока - мнение Южаниной об экономической политике и ее требование отменить постановление №724.

- Применение на таможне 724-го постановления Кабмина вызвало шквал критики в украинском бизнесе. Это постановление подменяет собой Таможенный кодекс, извращает закон, является коррупционным и позорным для государства, неприемлемым для рыночной экономики. Как отреагировал комитет Рады, который до вас возглавлял нынешний глава ГФС Насиров, подготовивший это скандальное постановление?

- О принятии постановления 724 наш комитет узнал после его опубликования. Мнением депутатского корпуса никто не интересовался. В первые дни его действия комитет завалили звонками относительно неправомерности его норм. И поэтому наш комитет решил создать рабочую группу, чтобы собрать информацию и показать руководству ГФС на примерах, собранных нами, то, что проблема огромная. Всех депутатов возмущают слова Романа Насирова, что проблемы нет: все машины как въезжали, так и едут, никаких задержек с растаможиванием нет. Он считает, что мы наговариваем.

724-е постановление надо отменять. Необходимо сосредоточить усилия над полноценным функционированием первого метода определения таможенной стоимости и ограничивать любые действия ГФС, противоречащие таможенному кодексу. В нем все четко выписано. И незачем придумывать велосипед.

Поэтому наш комитет написал обращение к Арсению Петровичу с просьбой отменить данное постановление, тем более автором этого постановления была государственная фискальная служба.

- Растаможка по первому методу - то есть по заявленной в контракте цене?

- Да. Для контроля за указанной в контракте цене есть правовой инструмент постаудита. Груз выпускайте, так как юридическое лицо остается и отвечать может всегда.
Все два летних месяца мы работали в помощь фискальной службе. Наш Комитет предлагает Государственной фискальной службе консолидироваться. У нас в Комитете людей, досконально разбирающихся в таможне, огромное количество. Мы союзники Насирова - но только в проведении реформ. Мы знаем все проблемные вопросы на таможне и готовы всегда протянуть руку помощи главе ГФС для их оперативного решения.
Сейчас рабочей группой, созданной в Комитете, мы соберем материалы в доказательство того, что на самом деле постановление № 724 принесло много вреда государству, а не пользы, и еще больше нанесло ущерб законодательству.

- Как вы будете бороться с 724-ым постановлением?

- В законе четко прописано, что Комитет в порядке парламентского контроля осуществляет анализ исполнения действующего законодательства по вопросам предмета ведания. Наш предмет ведания - в том числе таможенная политика. В постановлении 724 указано, что оно принято "с целью обеспечения равных условий проведения внешнеэкономической деятельности и единого подхода к контролю таможенной стоимости". Таким образом, мы в порядке парламентского контроля должны убедиться в том, что поставленная цель достигнута. Поэтому мы создали комиссию в комитете, которая поехала установить, применяется ли к одним и тем же товарам из одной страны происхождения единые нормы.

Мы выступаем за то, чтобы подход к определению уровня таможенной стоимости был единым на всей территории Украины. Постановление № 724 принято вроде бы с благими намерениями. Но у Правительства нет достаточного понимания того, что происходит на местах, и того, как на местах будут исполняться их нормативные документы.

- Насиров ведь один из вас. Как случилось, что человек буквально перешел работать в соседнее здание, и вдруг у него началось такое резкое непонимание с комитетом?

- Хочу сказать, что система, в которую попал Роман Михайлович, выстраивалась годами, и для борьбы со схемами работы каждого отдельного структурного подразделения ГФС необходимы глубокие знания и опытная профессиональная команда из 30-40 людей, которые одномоментно должны были занять ключевые посты в ГФС, в том числе и в таможенном направлении. Но Роман не ожидал, что на него будет такое давление системы и на момент назначения главой ГФС не имел доверенных людей для назначения на основные направления ведомства. Ему пришлось работать с действующими руководителями департаментов, из-за низкого уровня доверия больше времени уделять подготовленным ими документов, что в той общей массе свалившихся на Романа вопросов привело к затягиванию ожидаемых от него действий, а иногда к неверным решениям. Именно эти факторы, на мой взгляд, привели к подготовке и принятию постановления 724, которое взбудоражило общество, и провоцировало волну негодования общества. От постановления 724 страдают предприниматели, у которых "белый" груз, а не контрабанда. Нужно повернуться к ним лицом, тем более имея инструмент постаудита. Чиновники в ГФС все время утверждают, что постаудит не эффективен, потому что большинство компаний исчезают. Нет! Те компании которые таможатся по 10 лет и имеют прямые контракты - не исчезнут. А для тех, кто хочет уйти от постаудита - есть инструмент финансовых гарантий. Так вот, если предприятие является добросовестным субъектом предпринимательской деятельности, работает больше года, и вы его можете проверить - почему его грузы простаивают на таможне из-за действия таможенников, которые ссылаются на постановление 724? Я вот этого не понимаю.

- У вас в комитете работает главный "схемщик" украинской таможни, который оказывает серьезное влияние на всю таможенную политику, благодаря поддержке власти - Виталий Хомутынник. Как он - поддерживает ваши инициативы?

- Я не знаю, кто приписывает ему такие действия, но я подходила к Виталию Хомутыннику и предложила стать соавтором законопроекта о налоговой реформе. Все хоть немного, но слышали о какой налоговой реформе идет речь - о настоящей либеральной налоговой реформе. Он пообещал подумать и после более детального изучения самого проекта, приобщиться, даже если это произойдет после регистрации проекта в Верховной Раде. Ведь на сегодняшний момент соавторами проекта стали уже 4 депутата из группы, сопредседателем которой есть Виталий.

- А почему не реагирует Минфин? Неужели министр финансов Яресько не видит, что постановление 724 - это феодализм, а не реформа, и это большой ущерб для таможенной системы? Как организовано взаимодействие Минфина и комитета?

- Мы составили большущее письмо на имя главы Верховной Рады, премьер-министра по поводу того, как складывается практика взаимодействия комитета с Министерством финансов. Дальше так продолжаться не может.
Во-первых, Минфином подаются некачественные законопроекты. А в последнее время участились случаи, когда поданные Правительством законопроекты по налоговым вопросам, подготавливают другие ведомства, и уже на заседании Комитета выясняется, что проект до конца не был согласованным с Минфином и ГФС - это не допустимо.
Во-вторых, Минфин никогда не представляется достойно на заседаниях Комитете. Среди членов комитета, которые постоянно принимают участие в заседаниях - это в прошлом юристы, аудиторы, таможенники, руководители и владельцы бизнеса. А служащие Минфина не могут дать ответы на элементарные вопросы. Мы начинаем раскручивать, догадываться, что же заложено в конкретной норме проекта, автором которого есть Правительство. А представители Минфина и ГФС зачастую не разбираются в тонкостях проекта.
Например, на последнем заседании Комитета по обращению ко мне Премьер-министра и главы Верховной Рады в повестку дня были включены два очень важных законопроекта - 3073, 3074. Во время обсуждения на Комитете текст проекта 3073 подлежал изменению на 60%, а проекта 3074 - на 90%. Это выяснилось во время дискуссии между Министерством финансов и Государственной фискальной службой, которые пришли на Комитет с несогласованной позицией!
Понимая важность налоговых законов мы решили больше некачественных законопроектов не принимать.

- А вы говорили о своей позиции Петру Порошенко? Что он говорит про отсутствие реформ в экономике, проблемы в ГФС, про вашу критику Насирова и про 724-е постановление?

- Если говорить о том, как мы выжили, как мы устояли - здесь огромное количество плюсов можно поставить всем, в первую очередь нашим людям, а потом Премьеру, а Президент вообще мне кажется делает невозможное и я очень плохо отношусь к той некультурной критике, которая идет в его адрес от некоторых политиков. Поэтому сейчас пришло время меняться, и то что Петр Алексеевич, например, слышит мнение комитета, для меня архиважно.

- Вы ему говорили прямо, открыто, что ситуация в таможенной системе и налоговой системе на самом деле критическая для государства? Говорили про абсурдность и незаконность 724-го постановления?

- Пока нет. Но президент понимает, что у нас огромная проблема на таможне, что ситуация не изменяется. Был Ликарчук не такой, теперь нет Ликарчука, а никаких изменений все равно не произошло. Мы понимаем почему их нет - ГФС как орган власти разваливается. Его надо менять, чистить и выстраивать вертикаль по новому. Президент это понимает. И сейчас, когда на востоке относительное затишье, я вижу что больше времени уделяет Петр Алексеевич именно экономике.

- А правда что на последнем заседании комитета звонила министр финансов Яресько и говорила что подаст в отставку, если комитет будет лоббировать предложения по снижению ставок налоговых сборов?

- Министр говорит, что она якобы не сможет работать, если мы будем настаивать на такой либеральной налоговой реформе. Она считает что сформировать бюджет и выполнить расходную часть будет невозможно и поддерживает позицию Яценюка в этом случае.

- Но вот Яресько представит свой вариант бюджета на старой налоговой базе - как же вы будете за это голосовать, если говорите об абсурдности такого подхода?

- Я думаю, принятие бюджета будет самым тяжелым вопросом в этом году. Вижу настроения в зале, настроения депутатов. Без проведения глобальной либеральной реформы принять бюджет будет сложно. Нужно провести глобальный анализ экономики, что нужно сделать чтобы прожить следующий год. И не только за счет траншей МВФ, но прежде всего - за счет роста ВВП Украины!

- Министр экономики Абромавичус поддерживает ваш вариант либеральной налоговой реформы?

- Мы сейчас столкнулись с пластом проблем развития и стабилизации экономики. И Министерство экономики должно включиться в процесс анализа решений, принятых парламентом как временные. Например, дополнительный импортный сбор, я думаю, нанес колоссальный ущерб экономике. Особенно тем производителям, у которых импортная составляющая сырья в калькуляции 60-80%. Представьте - транснациональная компания решает куда она повезет сырье - в Россию, где нет дополнительных 10% или в Украину, где действуют повышенные налоги? Так и уходят инвесторы.

южанина
- Чего не хватает людям во власти, чтобы начать реформы?

- Не хватает понимания, что общество и экономика необратимо изменились. Те кому было не комфортно в нашей стране - уехали. Остались те, кто готов жить в военное время, жить с этой инфляцией. Остались те, кто хочет и будет платить налоги, кто еще способен поверить государству. Главная реформа должна заключаться в том, что государству надо работать, не угнетая бизнес. Работать исходя из интересов развития бизнеса, а не налоговых планов, которые составляются исходя из фактических текущих затрат государства, а не из реальной возможности бизнеса платить посильные налоги. В правительстве Украины должны работать реформаторы, которые загорелись и будут гореть целый год, делая все возможное, и не возможное для развития как крупного, так и среднего и мелкого бизнеса. Если этого не будет, то любые хорошие идеи будут завалены и государство всегда будет в убытке, а общество останется без давно назревших изменений.


Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXdGtSMFF3V1V4U1p6bEhRakJNTjFGemFVUlJjblJIUVRCTWFsRjFXSHBSY25SRE1qQk1SRkYyWkVNME1Fd3pVWE5ET0hZd1RETlJjMDVETnpCTU4xRnpPVU0wWms1RE5qQk1OMUYyVGtNME1GbE1VWFJrUjBNPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх