EN|RU|UK
  1294  5

 КУДА ИДУТ ДЕНЬГИ СО СТОЛИЧНЫХ АВТОСТОЯНОК ИЛИ КИЕВЛЯНЕ ЗА ПАРКОВКУ МОГУТ НЕ ПЛАТИТЬ?

КУДА ИДУТ ДЕНЬГИ СО СТОЛИЧНЫХ АВТОСТОЯНОК или КИЕВЛЯНЕ ЗА ПАРКОВКУ МОГУТ НЕ ПЛАТИТЬ?(Виктория Владина для «Цензор.НЕТ»)

В конце лета – начале осени прошлого года всех автомобилистов повергли в шок новые тарифные ставки за плату на стоянках города. Причем, цены были взвинчены без соответствующих распоряжений как городских властей, так и районных. Куда же идут баснословные сборы за парковку?

Расследованием обстоятельств этого повышения целых полгода занималось Киевское городское территоритальное отделение Антимонопольного Комитета Украины. О чем нам и рассказал его глава Николай Лисицкий.

Надо признать, что борьба за сборы от парковки в Киеве велась еще при Омельченко. Последние три-четыре года отдельные депутаты просто-таки достали Сан Саныча своими разоблачениями и требованиями прикрыть кормушку. Оно и не удивительно, тогда доходы от парксервиса сравнивали с доходами только развивающегося в столице игорного бизнеса. По некоторым данным, на автостоянках города в день взималось до 3 миллионов гривен в день. Наличными. И это при существующих тогда еще расценках – 1 гривна в час, независимо от территориального местонахождения паркоместа.

Стоит признать, что официальные же доходы в бюджет города были смехотворными. Более того, коммунальное предприятие, собирающее подать, считалось чуть ли не убыточным. Дабы урезонить ораторствующую с трибун Киевсовета публику, было решено расчленить КП «Киевпарксервис» на 10 подразделений – на 10 районных парксервисов, сделав их самостоятельными хозяйственными структурами. Единственное, что не поменялось – их коммунальный статус и монопольное положение на рынке предоставляемых услуг. Именно последнее обстоятельство и дало основание для того, чтобы Киевское отделение АМКУ погрузилось в следствие…

- Быть монополистом - это не преступление, - разъясняет нам Николай Лисицкий. – Когда предпринимательский субъект хозяйствует на рынке не единолично, его цены регулируются самим покупателем услуг или товаров. В этом случае предприниматель может ставить цены – хоть с потолка. Покупатель перейдет дорогу и купит товар там, где он дешевле. А куда, к примеру, могут уйти киевляне от водоканала? Также и в случае с парксервисами: предпринимательский субъект занимает доминирующее положение на рынке, поэтому его деятельность четко регламентирована нормами конкурентного законодательства. Посему, каждый парксервис должен был экономически обосновать новые тарифы на парковку.

Объяснять АМКУ, откуда взялись новые тарифы в районных парксервисах не пожелали, за что коммунальные предприятия и были оштрафованы. Более того, им пришлось таки составлять калькуляцию возросших расходов и согласовывать ее в Главном управлении по вопросам ценовой политики КГГА. Согласовать то они согласовали, а вот отвечать за их необоснованность придется тем, кто подсунул тарифы на утверждение. То есть самим парксервисам. Их деятельностью и занялся городской контролер за экономической концентрацией в столице, АМКУ то есть.

Следствие затянулось аж на полгода. И вину за такую волокиту Лисицкий полностью возлагает на руководство коммунальных предприятий. Парксервисы, как могли, затягивали ситуацию – то не вовремя отвечали на запросы, то пытались скрыть какую-то информацию. Сотрудникам АМКУ пришлось разворошить всю нормативную базу относительно их работы, вплоть до документов, датированных еще 92-м годом, пытаясь самостоятельно отыскать предпосылки для поднятия цен на услуги парковочного сервиса.

- Проанализировав все расходные статьи, - продолжает государственный уполномоченный, - мы установили, что ряд позиций увеличены совершенно безосновательно. Например, в расходах многих районных парксервисов предусмотрены суммы на оплату услуг ГАИ. Парксервисы нам объясняют, что эти деньге предусмотрены на согласование новых парковочных мест. Интересуемся: есть ли у вас утвержденное решением сессии или исполнительной властью района или города перспективный план развития паркомест в районе? Нет. Ну, а раз у вас нет проектно-сметной документации, что вы собираетесь согласовывать с ГАИ? На что тогда эти деньги предусмотрены?

- Заинтересовали нас и расходы на телефонную связь, судя по предоставленным документам, на телефон были увеличены в 15-20 раз. Но, за последние 4 года расценки на услуги за пользование традиционным телефоном не увеличивались вообще. Может речь идет о мобильной связи, в частности об обслуживании корпоративной сети? Здесь тоже цены не росли, более того, некоторые операторы даже уменьшили плату за обслуживание корпоративных клиентов.

Отдельное удивление у антимонопольщиков вызвали расходы на спецодежду, выделенные парксервисами. К примеру, в Шевченковском районе, где паркоместо в час стоит 10 гривен, судя по документам, каждый месяц покупается покупается спецодежда на сумму около 600 гривен.

- Извините, за такие деньги можно купить костюм среднего класса от Воронина, - уверен Лисицкий.
Честно говоря, такого изысканного убранства ни на одном парковщике автору этих строк видеть тоже не довелось. Потертая жилеточка – вот наиболее распространенный атрибут собирателя автопарковочных податей.

- И последнее - зарплата. Я в принципе за то, чтобы и в столице, и в стране все получали высокую зарплату. Но когда в калькуляции закладывается рост зарплаты в два и более раза выше, чем в среднем по городу? Я считаю, что это экономически необоснованно. Я уж не говорю о том, что исходя из калькуляции, предоставленной районными парксервисами, следует, что каждый парковщик носит на шее по три кассовых аппарата, завышены расходы на ремонтные работы в некоторых офисах и прочее, прочее, прочее, - вздыхает Лисицкий.

Короче, АМКУ оштрафовал все районные парксервисы на сумму более 100 тысяч гривен и обязал экономически обосновать новые тарифы. Если нынешние тарифы незаконны, то когда их узаконят и каковы же будут новые расценки? Вот основной круг вопросов, который интересует киевского водителя.

- Я не знаю, какой должна быть плата за парковку, - разводит руками государственный уполномоченный. - Меньше, больше… Не знаю. Но она должна быть экономически обоснованной. Конкурентное законодательство обязывает монополиста обосновывать каждую копейку, заложенную в цену. Я не исключаю, что парксервисы будут обжаловать наше решение в суде. Это их право. Мы к судам готовы: монопольное состояние и экономическое обоснование мы доказали достаточно квалифицированно. Но я уверен, что на решение этого вопроса должна повлиять и городская власть.

Стоит признать, что мэрия, как недавно заявляла госпожа Кильчицкая, собирается сделать парксервис достаточно прибыльным занятием. Поэтому вряд ли КГГА согласится существенно снижать тарифы. А экономически их обосновать поможет тот же Антимонопольный комитет. Лисицкий, например, предлагает включить в калькуляцию расходов инвестиционную составляющую.

- У нас же есть такая практика в Киеве, - объясняет Лисицкий. - Точно также мы поступили на рынке ЖКХ, когда средства за воду и канализацию шли на общий счет. А с него потом деньги уходили, куда угодно, только не туда, где они были нужнее всего, на ремонты и переоснащение водопоставляющих сетей и канализации. И вокруг парковочных прибылей будут очень большие споры. Мы предлагаем открыть инвестиционный счет и с этого счета брать деньги на выполнение инвестиционных планов, то есть – исключительно на строительство новых стоянок или на создание легких парковочных конструкций. Может, хоть через пару лет благодаря новым стоянкам киевляне смогут ходить по тротуарам спокойно, не лавируя между припаркованными машинами. Ведь ситуация с парковками в Киеве, действительно, близка к критической.

По большому счету, ценообразование тарифов за услуги коммунальных предприятий подпадает под юрисдикцию местных властей. Так, к примеру, волевым решением мэрии в Лондон был введен платный въезд в город, в Нью-Йорке – платный проезд через Гудзон. Есть аналогичный опыт уже и в Украине. Естественно, после экономического обоснования и с учетом антимонопольных предложений, новые тарифы на парковку ввели уже во Львове и Львовской области, в Харькове и области, Мариуполь и так далее. Однако, столица в этом вопросе – пока тянет резину. Что же делать водителю в такой ситуации? Платить по незаконным тарифам?

Отсутствие реакции мэрии на скандальную ситуацию вокруг районных парксервисов объясняется лишь… грандиозными планами столичной власти на этот вид коммунального бизнеса.

- Я неоднократно заявляла, что с бесхозяйственностью на коммунальных предприятиях, в том числе и в парксервисе, городская власть собирается покончить, - комментирует ситуацию Ирэна Кильчицкая, заместитель председателя главы Киевской городской администрации. - Я бы назвала это даже не бесхозяйственностью, а хозяйственностью на свой карман. Официально в Киеве зарегистрировано 213 парковок на 7850 машиномест. Если говорить только о парковках, а не о стоянках. Когда мы провели инвентаризацию, то выяснилось, что фактически на тех же парковках можно разместить в 2,5 раза больше машин, то есть это приблизительно 18 тысяч машиномест. Если говорить о доходах, то в городскую казну парксервис в месяц давал около около 3 млн. гривен (и со стоянок и с парковок вместе, - И.К.). Мы собираемся получать от этого бизнеса около 10 млн. гривен.

По словам Ирэны Кильчицкой, только пятая часть стоянок и парковок в Киеве оформлена должным образом. Речь, прежде всего, идет о земле.

- Фактически - это самозахват, - говорит Ирэна Реонольдовна. – В частности, и те длинные ночные стоянки на Троещине, в других спальных районах. Там почти нигде не оформлена документация на землю. Просто предприимчивые люди десятилетиями занимались своей предпринимательской деятельностью. Вы же видите, что парковщики работают, скорее всего, на свой собственный карман или карман тех, кто их туда поставил. И зафиксировать сегодня, сколько на каждой конкретной стоянке парковалось или стояло машин в день практически невозможно. Поэтому мы собираемся полностью прекратить хождение наличных денег в парксервисе. Для этого нужно установить видеонаблюдение и ввести безналичную систему оплаты за услугу.

Ранее киевские власти заявляли об установке паркоматов, но сейчас планы изменились. Теперь планируется установка суперсовременной системы, которая есть даже не во всех столицах Европы. Аналоги встречаются в столице Финляндии (Хельсинки) и в Австрии (Вена). Оплата на таких ультрамодных стоянках будет производиться с помощью мобильных телефонов. Будут в обиходе и парковочные талоны. Не будет только наличных денег.

Контроль на парковках будет осуществляться посредством видеонаблюдения. Сейчас мэрия активно работает над запуском пилотных проектов на двух парковках – по улице Бассейная 1/2а (это Бессарабская площадь) и на Привокзальной площади. Парковочные «опыты» обойдутся городу в 46 тысяч гривен. К середине февраля там обещают установить видеонаблюдение. Если пилотный проект будет удачным, его сразу же распространят на остальные 210 парковочных площадках. Параллельно киевская власть работает над созданием единого городского коммунального предприятия «Парксервис». Опять.

- Районные парксервисы – это отдельные коммунальные предприятия, с которыми мы сами сейчас ведем борьбу, - говорит Ирэна Кильчицкая. - Именно они довели ситуацию в городе до того состояния, с которым все мы сегодня сталкиваемся. Санкции Антимонопольного комитета - это их проблемы. Я даже не буду сейчас это комментировать. Но поскольку парковки, которыми пользуются районы не узаконены, земля вся городская, мы просто будем ставить свое видеонаблюдение и забирать парковочные площадки.

- У мэрии разногласий с Антимонопольным комитетом нет. И тарифы у нас все будут должным порядком узаконены. Думаю, мы справимся к середине февраля. А те, кто сегодня собирает деньги за парковки – это коммунальные предприятия районов. Это не наше подведомство. Они фактически пользуются самозахватом городских земель. Пока мы не установим видеонаблюдение и не введем безналичную систему оплаты – мы деньги собирать не будем. А те, кто сегодня собирает деньги за парковку – собирают себе в карман. Так что киевляне могут за нее не платить…

Источник: Виктория Владина для "Цензор.НЕТ"
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх