EN|RU|UK
 Политика Украины
  39127  168
Материалы по теме:

 АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО: "НЕ БЕРЕМ ТЕХ, КТО БЫЛ В ПАРТИИ РЕГИОНОВ, СДПУ(О) И КПУ. ФИГУРАНТОВ БЮДЖЕТНЫХ И КРИМИНАЛЬНЫХ СКАНДАЛОВ - ТОЖЕ ОТСЕКАЕМ"

О деньгах и доступе в "ящик", коммунальных платежках, записях в блокноте Порошенко, телефонном хамстве вице-премьера, "прокурорском" споре с супругой Юлией Мостовой; а также о том, почему он не идет на выборы столичного мэра.

Осенний цикл предвыборных интервью с участниками избирательной гонки мы решили начать с Анатолия Гриценко. Для его "Гражданской позиции", не сумевшей пройти в Верховную Раду нынешнего созыва, очень желательно показать на выборах в местные органы власти хороший результат. Это и настроения добавит, и в дальнейшем строительстве партии станет немалым подспорьем.

Свое видение реформ на местном уровне Гриценко излагает с присущей ему въедливостью. Видно, что вопросы прозрачности коммунальных тарифов ему интересны; про то, как облегчить жильцам платежку, он может говорить часами. Приятный контраст с большинством украинских политиков, один из которых сказал мне на днях: "Местные выборы - это вообще-то тренировка перед парламентскими и президентскими. В какую-то особую их миссию я не верю. Хотя там еще больше коррупции, чем на киевском уровне".

гриценко

Гриценко в особую миссию этих выборов верит. Но разговор наш начинается с другого.


"НА МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕНЬГАХ МЕНЬШЕ"

- Прекрасно понимаю, что избирательная кампания в парламент заметно отличается по методике и расстановке акцентов от выборов в местные органы власти. И все-таки не могу не спросить: была ли проделана работа над ошибками? Что изменится в тактике и стратегии?

- Удивлю вас: практически ничего. Потому что одна из ключевых причин, по которым мы не попали в парламент, - это отсутствие денег. Общенациональную же кампанию, как мы увидели по составу нынешних фракций (где практически нет партий с разветвленной структурой, долгой историей и идеологией), делают две вещи: деньги и "ящик".

И вторая ключевая причина - масштабная грязная кампания по дискредитации, которая была развернута по команде с Банковой несколькими центральными каналами.

- Начнем с денег и "ящика". Как у вас с ними на этот раз?


- Денег и сейчас нет - если, сравнивать с теми, кто уже "навострил лыжи". Доступ к "ящику", наверное, будет бОльшим, поскольку теперь будут вестись локальные кампании в рамках районов и областных центров. Больше возможностей выйти в эфир через региональные телеканалы.

- И удавка давления из центра, наверное, будет меньше…


- В регионах она всегда была меньше. И если доступ на центральные телеканалы во время парламентских выборов был крайне ограничен, то на местных каналах можно было выходить. Тем более, что все это делается за деньги, по нормативам, утвержденным ЦИК. Это урожайная пора для средств массовой информации, которые вообще-то на региональном уровне еле сводят концы с концами.

- А история с дискредитацией на этих выборах повторится?

- Выборы же еще не начались; сейчас идет этап выдвижения кандидатов, регистрации списков…

- Ну, настоящие политтехнологи готовят говнометы загодя…

- На этот вопрос могли бы дать ответ на улице Банковой. Поставлены там "задачи" или еще нет - мне неизвестно.

- Глобальных денег у партии нет, но, может, все-таки удалось разжиться несколькими ручейками финансовых поступлений?

- Здесь есть несколько аспектов. Если, например, мы говорим о выборах в небольшом районном центре, то деньги там особо не нужны. Даже борды есть не во всех райцентрах. Ну, один, ну, два борда - это примерно по 4 тысячи гривен за месяц. Распечатать несколько тысяч небольших буклетов, по 15 копеек за штуку, - это опять-таки небольшие деньги. А дальше - ножками: от человека к человеку, от дома к дому. Больше не на что тратить деньги. Конечно, если сеять широко (улыбается. - Е.К.), покупать себе членов комиссий, наблюдателей, раздавать что-то, обещать - тогда иное дело. Но мы же с другого факультета. Поэтому потребность в деньгах меньше. Вот на парламентских, президентских выборах к людям невозможно достучаться лицом к лицу. Поскольку даже физически кандидат может встретиться максимум с десятками тысяч. А голосуют - десятки миллионов. В то время, как на местных выборах каждый кандидат привязан к округу, где речь о тысяче, нескольких тысячах людей. И если тебя знают, если ты чем-то себя проявил и за месяц выборов встретился с людьми, - есть шанс избраться.

В областном центре сложнее, поскольку масштабы больше, округа больше, а депутатов - меньше. Теперь же многие областные советы приняли решение сократить количество депутатов. Условно говоря, было 60, стало - 40. Плюс - и это особенно чувствуется в Киеве - люди не особо горят желанием ходить на встречи.

- Туго со временем?

- Разочарованы во всем и вся. И в себе - тоже. Думаю, явка на выборах будет низкой. Дай бог, чтобы было 50% в крупных городах… И на встречи во дворах приходят 15-20 человек. Что уже неплохо. Потому что если удастся убедить нескольких "ломов" - лидеров общественного мнения - будет успех.

"У НАС НЕТ БОЛЬШОЙ ОЧЕРЕДИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В ПАРТИЮ. ОЧЕРЕДИ ОБЫЧНО СТОЯТ В ПАРТИЯХ ВЛАСТИ"

- Скажите, а почему вы сами не выдвинулись, к примеру, на выборах киевского мэра? Многие знакомые киевляне удручены: голосовать им, по большому счету, не за кого. А у вас по Киеву несколько лет назад были отменные рейтинги. Но вы тогда решили сместить акцент на поход в президенты, затем в Верховную Раду. А что сейчас?

- Мы с вами знакомы уже много лет, и за это время вы могли убедиться, что я человек достаточной целостный, открытый и прямой. То, что говорю, исходит изнутри. Я не ищу любую должность - лишь бы трудоустроиться. Аналогичная история сложилась в 205 округе, где состязались Корбан с Березенко, точнее Коломойский с Порошенко. Кстати, это был округ, где на парламентских выборах наша партия показала самый высокий результат по стране. И когда их штабы провели там свои опросы (я про них узнал со стороны), то выяснилось, что у меня там весомый рейтинг, дающий фундамент для возможной победы. Но я сказал: не ищу любого пути, абы попасть в парламент. Мог бы баллотироваться, если бы были довыборы в том округе, в котором живу. Или, на крайний случай, в округе, где я родился. А идти парашютистом куда угодно - в Чернигове или сейчас по округу, где избирался Еремеев, - ребята, это абсолютно нелогично, неправильно.

То же самое и с мэром Киева. Ну, очевидно, будучи избранным, я бы сработал лучше, чем Кличко. Наверное, большинство людей сработало бы лучше, чем Кличко, скажем откровенно. Но мэрство - это не мое. Человек эффективно реализует себя там, где внешние требования, функциональные обязанности, оперативная работа - совпадают и резонируют с внутренним призванием. Поэтому на съезде сразу сказал нашим партийцам, которые делали такие предложения: на выборы мэра не пойду.

- Но "Громадянська позиція " поддержит какого-либо из кандидатов на пост столичного городского головы?

- То есть вы уже априори решили, что мы своего не выдвинем?

- Отнюдь. И буду рад, если вы сейчас скажете, что намерены выдвинуть. Тогда мое издание получит хорошую новость.

-Мы сейчас готовим партийную конференцию, время еще есть. И своего кандидата "Громадянська позиція" выдвинет. Потерпите пару дней, пока формальное решение не принято. Но это будет умный, достойный, порядочный и проверенный временем человек.

- Известный ли в обществе?

- Известный. Это женщина. Она сейчас в парламенте, вы ее знаете. Ладно, дожали (смеется. - Е.К.) - Наталия Новак.

В отличие от иногородних парашютистов и пиар-сумасшедших, давящих на киевлян агрессивной рекламой, Наталия - человек дела. Достойно прошла тест на работу в Киевсовете - никто ее не упрекнет ни в чем плохом. Знает Киев и проблемы города, знает, как их решать. По-женски милая и спокойная, Наталия Новак бывает по-мужски жесткой и решительной, защищая Киев и киевлян от варваров-застройщиков, от ворюг и шарлатанов. Поэтому выбор сделан: на выборах мэра я проголосую за умную красивую женщину. И вас призываю, дадим Киеву шанс?

- Продолжим разговор о кадрах. У футбольных тренеров есть такой штамп: мол, я не буду выделять никого из своей команды, чтобы не плодить любимчиков. Но предвыборное интервью - не тот случай, когда стоит скромничать. Кого из выдвиженцев ГП на местах можете выделить?


- С учетом вашего вступления, наверное, я - не классический пример тренера. Ну, во-первых, "Громадянська позиція " - небольшая партия. Мы партийцам не платим, у нас нет централизованного финансирования. Люди, которые вступают в партию, платят членские взносы. И вносят добровольные пожертвования на реализацию тех или иных проектов. Газеты, палатки, помощь солдатам в АТО, проведение какой-то акции и тому подобное.

Поэтому у нас нет большой очереди на вступление в партию. Очереди стоят обычно в партиях власти. Как в свое время полтора миллиона были записаны в партию президента Януковича. Или 600 тысяч - в партию премьера Тимошенко. Сейчас нечто подобное происходит с БПП…

У нас членов партии - около 3 тысяч. И если взять всю территорию страны, то они неравномерно активны и эффективны. Если говорить о тех, кто на данный момент имеет больше шансов на успех (где сильнее команды и где долгое время не прекращалась серьезная работа с людьми), это Львов и Львовская область; Тернополь и Тернопольская область; Луцк и Волынская область; Ивано-Франковск с областью. Полтава, Чернигов, дальше, примерно на одном уровне, - Черновицкая, Ровенская и Винницкая области. Хорошие результаты есть и точечно - на уровне отдельных районов. К примеру, вы можете не знать, что на Черкасщине "Громадянська позиція " все эти годы была точечно в местной власти. Там у нас есть мэр районного центра, мощное представительство в городском и районном советах. Это постоянно бесило все власти; там уже сменили человек 8 глав районных администраций - чтобы переломить ситуацию и чтобы очередная партия власти вместо нас получила там большинство… Не получается! Наши партийцы честно работали и работают; уверен: они победят и на этих выборах.

- Назовите несколько имен, чтобы наш разговор не касался одних только географических названий.

- Александр Биленко, мэр города Тальное в Черкасской области. Избран уже третий раз. Это офицер МВД из тех, которые менты, а не мусора. Работал в уголовном розыске, люди его уважают. Это человек, который не запятнал себя никакими взятками или бюджетными махинациями. Достаточно посмотреть, в чем он одет и как работает. Сейчас немного приболел, дай Бог ему здоровья. Абсолютно честный, правильный человек!

- Идем дальше.


- Во Львове сейчас очень активно работает Владимир Гирняк. Мы его выдвинем на мэра Львова - понимая, что побеждать будет непросто. Хотя выбор в 2 тура дает больше шансов. Владимир руководит группой "Громадянська позиція " во Львовском горсовете, там у нас 5 человек. Четкая, честная, понятная позиция по всем ключевым вопросам. Не заигрывает, не боится власти, честно говорит о том, что считает правильным.

Далее. Петр Ландяк, руководитель нашей Тернопольской областной организации, мы его выдвинем на мэра Тернополя. Он у нас там единственный депутат в горсовете. Твердая, честная позиция - особенно на фоне того, как местная мэрия разворовывает земли и прочее. Ландяк уже остановил несколько таких афер, предал их гласности. Непросто, будучи одному, идти против течения. Петр Дмитриевич - достойный человек, дважды избирался в горсовет. На президентских выборах там у нас был показатель больше 10% - при том, что вся страна хотела победы в один тур.

Поддерживать мы будем и кандидата в мэры Луцка Александра Кралюка. Знаю его много лет: офицер, имеющий, помимо военного, еще и экономическое образование. Сейчас получает третье. Добровольцем пошел в АТО; служил в разведке в должности замкомандира роты. В мирной жизни честный, достойный предприниматель.

"БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ СОЗДАТЬ ВНУТРИПАРТИЙНУЮ СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ. ПОТОМУ ЧТО ПОЛЕЗЛА ВСЯКАЯ ШУШЕРА"

- Судя по вашим словам, люди достойные, пользующиеся авторитетом на местах. Но неизвестные всей стране. И здесь я вижу откровенно слабое место партии "Громадянська позиція". Если спросить у людей в разных регионах, кого из ГП они знают и помнят, большинство назовет только вашу фамилию. За исключением, разумеется, тех городов, о которых вы только что рассказывали.


Вместе с тем, на парламентские выборы вы пригласили в список несколько молодых политиков из "Демальянса" и не только: Гацько, Шабунин, Соколенко, Деревянко. Да, попасть в Раду не удалось, но ход был верным. Удается ли сейчас вписать в вашу компанию более-менее известных людей? Или с учетом специфики местных выборов в этом нет острой необходимости? Ходят слухи, что вы вели переговоры с "Демальянсом" и "Силой людей"…


- Давайте так: во-первых, я абсолютно искренне хочу, чтобы знали не только Гриценко, а еще 10, 20, 100, 200 членов команды. Потому что, по своей жизненной позиции, люблю опираться на тех, кто сильный; кто оказывает сопротивление. Просто хронологически так сложилось, что после 2010 года избирательные кампании были персонифицированы. На президентских выборах вся команда работала на Гриценко. Парламентскую кампанию 2012 года мы пропустили: было принято решение идти по списку "Батьківщини ", и "ГП" тогда не рекламировалась вообще. Потом мы признали, что то было не лучшее наше решение…

Во время прошлой парламентской кампании, кроме меня, ездили и выступали по стране, участвовали в эфирах более 20 человек. Кое-кому удавалось попасть на центральные каналы. В ток-шоу ходили Гацько, Шабунин, Соколенко, Канивец, Деревянко, Апаршин, Цибульский, Нещадим. Не только Гриценко. Так что здесь нет какой-то эгоистической жадности. Наверное, чтобы новые лица проявились в масштабах страны, требуется время. И местная кампания дает такой шанс. Сам теперь буду ездить и их поддерживать. Я вижу результаты опросов, которые мы сами редко заказываем; зато их проводят другие. Так вот, в большинстве областей действительно рейтинг Гриценко примерно в 2 раза выше рейтинга партии "Громадянська позиція". Но есть области, в которых эти показатели уже сровнялись. В частности, во Львовской и Тернопольской: 10 и 12%. Это уже хорошо. Значит, "Громадянська позиція" ассоциируют и с другими людьми, которые там работают - и население эту работу видит. Это плюс.

Что касается объединения усилий и привлечения новых людей. Сразу скажу: к сожалению, объединить перечисленные вами партии не удалось. Мы искренне делали все для того, чтобы об ъединение состоялось. Проводили консультации с "Демальянсом" и "Силой людей". То есть с партиями, близкими нам по ценностям. Не удалось: они приняли решение идти на эти выборы самостоятельно, решили попробовать свои силы. Пожелаем им успеха, но после выборов будем и дальше продолжать наши усилия по объединению. Поскольку в стране - 285 партий, на эти выборы идут 160. Это очень много, до неприличия много. Я понимаю, что есть процесс дробления, который инициируется каждой властью плюс олигархатом.

- И нынешней властью?

- И нынешней - точно так же. Идет создание новых партий - как местечковых, так и центральных - с тем, чтобы захватить ту или иную нишу. Вы же сами видите висящие повсюду борды - и "Наш край", и партии "простых", и "решительных", и всяких разных "людей".

В то же время, наши объединительные переговоры все же дали результат. Как минимум, мы объединим усилия на уровне подсчета голосов и обеспечения честности кампании - и с "Силой людей", и с "Демальянсом", и с "Батьківщиной ", по этому поводу я встречался с Юлией Тимошенко. Чтобы не было взаимного нападения. Вообще, мы ориентируем нашу партию на то, чтобы доносить до людей свою программу, а не скандалить с другими.

И еще. Давайте скажем откровенно: сейчас у многих партий больше округов, чем подготовленных партийцев-кандидатов. Мы стараемся привлекать новых людей, не членов партии. И когда пройдет регистрация, вы увидите, что под флагом "Громадянської позиції " на выборы пойдут сотни людей - не членов партии.

- Из какой среды?

- Из среды тех, кто уже проявил себя активно. В контроле местной власти, в прозрачности, открытости, в борьбе с коррупцией. Тех, кто проявил себя в волонтерском движении; тех, кто зубасто держат за горло власть, и за это их уважают в своем микрорайоне. Таким людям мы делаем предложения. Многие согласились, и я этому рад. Потому что это - свежая кровь и свежие идеи в "Громадянській позиції". Надеюсь, что большинство этих людей затем вступят в партию и ее усилят.

Правда, в связи с этим наметился и опасный тренд.

- Что вы имеете в виду?

- Полезла шушера, из-за чего мы были вынуждены создать свою внутрипартийную систему безопасности.

- И какова ее задача?


- Доступными нам средствами проверять людей, которые предлагаются в качестве кандидатов. И уже есть десятки случаев, где мы ответили отказом.

- Приведите один-два примера.

- К примеру, смотришь биографию - а там: был в Партии регионов. Вычеркиваем. Мы на съезде приняли решение: тех, кто был в Партии регионов, СДПУ(о) и КПУ, отсекать. Даже если кандидат будет рассказывать, что он классный, он ректор или главврач, а тогда он просто проявил слабость, его заставили вступить в Партию регионов… Если заставили - значит, он слаб; точно так же его заставит и эта власть, и любая следующая.

- На что еще смотрите?

- За некоторыми обнаруживаются бюджетные и криминальные скандалы. Отсекаем и таких людей. Я понимаю наших руководителей на местах, которые, в отсутствие денежных средств, начинают где-то понижать планку. Но наша задача - держать эту планку. И есть города, где мы в очень благоприятных условиях, с рейтингом более 5% уже сейчас, не пойдем на выборы - именно из-за отсутствия средств. Лучше не пойдем на выборы вообще, чем наберем вот эту шушеру, за которую потом будет стыдно.

"НА МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ ПОЛНОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ РЕШЕНИЙ, КОММУНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ"

- Какие основные тезисы на этих выборах постарается донести до избирателя команда "Громадянської позиції"?


- Доносить будем то, что мы отстаивали с момента создания партии. С учетом уровня выборов - выборы местные. И здесь я бы хотел, чтобы люди задумались над смыслом тех бордов, которые сейчас предлагают другие партии. Вы, кстати, в Киеве не видели наших бордов, правда?

- Нет, не видел.

- Это тоже к вопросу о средствах. А если почитаешь то, что сейчас на бордах обещают партии, то создается впечатление, что это выборы парламентские или президентские. Одни пишут о контрактной армии, другие - о сохранении страны; третьи - о Конституции… А ну-ка давайте опустимся на землю! Масштаб этих выборов - село, город, районный центр, областной центр, областная рада. И внимательно почитайте функциональные обязанности и полномочия органов, куда вы хотите избираться. У вас там нет возможностей решать вопросы оборонной политики, внешней политики, вопросы госслужбы и так далее.

- Хорошо, о чем будете говорить вы?

- Действуя в обозначенных рамках логики и правдивости, мы будем, прежде всего, говорить о полной прозрачности органов местного самоуправления. Добиваясь того, чего я добивался, будучи депутатом Верховной Рады - регистрируя законопроекты о том, чтобы все заседания всех местных советов были полностью открытыми. И чтобы все проекты решений предварительно обнародовались - через сайт или иным способом. Чтобы нельзя было с кондачка внести что-то, быстренько поделить, там, 100 земельных участков в Киеве. Итак, первое - это прозрачность работы и принимаемых решений.

Второе - это прозрачное, до копейки, использование местных бюджетов и коммунального имущества. Поскольку если копнуть глубже, то на местном уровне есть очень много ресурсов, которые для людей не задействованы. Начиная с серой, а то и черной, системы парковки - и до серой, а то и черной системы аренды. До создания - через исполкомы при органах местного самоуправления - коммунальных предприятий, на которые в виде активов переписывают земельные участки. Впоследствии эти участки - безо всяких открытых аукционов! - сдаются в аренду, субаренду, продаются, перепродаются и исчезают с баланса коммунальной собственности. Чтобы не допустить этого, мы и будем требовать полной прозрачности использования бюджетных и коммунальных ресурсов.

- Третий тезис?

- Абсолютная прозрачность расчетов по тарифам. Мы знаем, что большинство этих получастных предприятий типа "Местное энерго", "Местный водоканал", "Местный газ" - зарегистрированы не в стране, не в городе, а в оффшорах. Стало быть, выведение и припрятывание денег уже имеет место быть.

Кроме того, эти предприятия, как правило, зарегистрированы через подставных лиц. Это кто-либо близкий к мэру, его семье, главе администрации. Поэтому нужна полная прозрачность собственности. И далее - контроль качества и максимальная прозрачность тех денег, которые собираются с населения как плата за услуги ЖКХ.

- Объясните, почему здесь необходима полная прозрачность?

- Во-первых, из-за качества услуг. К примеру, в ваш и соседний дома подается "горячая вода", но при этом температура воды отличается на десятки градусов. Поэтому ключевой темой здесь становятся счетчики - тепла, воды, газа... Причем за счет тех, кто поставляет, не за счет населения! Так записано в законе, и вот добиться этого и предстоит нашим депутатам - вместе со всеми остальными. Чтобы каждый отдельный владелец квартиры или дома четко знал, какого качества к нему поступает электроэнергия, тепло, вода, газ и так далее.

И это не есть проблема! Я недавно был в Израиле, возил детей на святые места, и мы заезжали на палестинскую территорию. Обратил внимание: хоть хибары там и небольшие, но у входа каждой из них - свои счетчики, на все! Кстати, после установки счетчика на воду в своей квартире, мы стали платить в 5 раз меньше! А до этого на нас списывали свои расходы и откаты владельцы всей этой системы водоканала…

Очень важно качество того, что поставляется. Проверьте у себя электричество: там необязательно будет 220 вольт плюс-минус допуск. Может быть 240-250 вольт - поскольку напряжение множится на ток и далее скорость вращения счетчика растет, вы на ровном месте платите больше, плюс раньше времени сгорают ваши электроприборы. И потом, куда пошли собранные деньги?

- И что вы предлагаете сделать?

- Открыто, используя свое влияние на местном уровне, депутаты должны определить: а сколько денег пошло на ремонт тепло-энерго-водных сетей? Или они просто ушли в оффшор, и на этом все закончилось?

Вот где нужно добиться полной прозрачности! Вот где нужно привлекать людей! Плюс включить активность людей даже там, где в рамках действующего законодательства (а я повторяю: мы избираем органы местного самоуправления, которые законов не меняют!) можно и добиться этой прозрачности, и уменьшить расходы людей.

"НА МАЙДАНЕ БЫЛ ОБРАЗЕЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. НЕ БЫЛО СЛОВА "ПРОБЛЕМА" - БЫЛО СЛОВО "ЗАДАЧА"

- Мне кажется, уменьшить расходы людей обещают едва ли не все партии на всех местных выборах. В наших условиях это вообще реально?


- Это реально - без популизма. Приведу пример. За последние годы уже в нескольких десятках крупных домов во Львове мы расшатали жителей, которые, с одной стороны, хотят уменьшить себе квартирную плату, а с другой - не находят времени или желания собраться даже на один час на собрание жильцов и принять важное для них решение в этом направлении! Так вот мы их просто достали - и показали, что когда собрание жильцов внимательно пройдется по платежке, по ее структуре, и примет путем простого голосования решение, - то люди могут значительно уменьшить себе квартплату. На 20 или более процентов!

- И каким же это образом?

- Они читают: первое - "прибирання горищ". Никогда не убирались, отказываемся от этой "услуги". "Прибирання підвалів" - тоже никогда не прибирались, отказываемся, будем убирать сами. "Прибирання ліфтів" - то же самое. Ежемесячная "дератизація" (борьба с грызунами) - отсутствует, отказываемся.

И далее по списку. "Прибирання прибудинкової території" - тоже никогда не было, а ведь они за эту услугу всегда платили! Далее проголосовали и большинством голосов приняли решение: мы за это платить не будем! Все, это решение власти обязаны реализовать.

- Так уж и обязаны?

- В некоторых случаях затягивали с решением - кстати, та же местная администрация во главе с Садовым. Тогда мы через прокуратуру (я тогда был депутатом и помогал) заставляли это делать! В итоге, люди получали для себя эффект даже без изменений законодательства - они платили меньше, все было чище и привязано к качеству работы.

Делаю вывод: вот эти все вещи нужно решать на местном уровне. Через прозрачность, бюджет, коммунальные ресурсы. Через полную открытость. Вот тогда люди поверят - и почувствуют, что на самом деле на местные выборы ходить выгодно. Вот если вы приедете в любую европейскую страну и сравните, сколько людей ходит на центральные выборы и на местные - вы обнаружите, что на местные выборы ходит гораздо больше людей. Почему? Потому что реальная жизнь там, а не в столице. И реальные вопросы решаются там! Вот моя мама в маленьком городке Ватутино, если видит, что света на улице нет, просто идет в мэрию и говорит: "Мыкола, там он немає світла". А попробуй в такой ситуации к Арсению Петровичу или Петру Алексеевичу достучаться? Я желаю успеха…

Поэтому нужно людям дать ощущение, что эта местная власть - для них. А для тех из них, кто был на Майдане, - просто возродить то прекрасное ощущение, этот величайший плюс Майдана…

- Что вы имеете в виду?

- Вспомните: на Майдане было больше 100 тысяч людей. Минус 23-24 была зима. И здесь не было никаких судов, прокуратур, МВД, местного бюджета и местного самоуправления. Люди самоорганизовались так, что они явили всей стране и самим себе образец качественного самоуправления. На Майдане не было слова "проблема" - было слово "задача". Нужен wi-fi? Появился wi-fi. Нужно, чтобы было тепло? Появились дрова, бочки, отопительная система. Безо всякого государства, без всяких выборов! Просто люди включались, подставляли плечо, сами все делали и контролировали. Если кто-то появлялся пьяный, его немедленно уводили. Пока власть не пошла на Майдан с огнем, он был самой безопасной территорией во всей стране! Там не было преступлений - притом, что там не было этих многочисленных государственных структур.

Вот это - суперобразец самоуправления. Значит, можно то же самое сделать на своем островке, где живешь. Поэтому другие политические партии, которые с такими же установками пройдут в местные советы, - мы будем с ними искать точки соприкосновения. Опираясь на местные громады - чтобы изменять жизнь на местах и двигаться дальше по вертикали. Вот в чем я вижу смысл местных выборов.

"НА ФРОНТ ВЛАСТЬ ГОТОВА ОТПРАВИТЬ ВСЕХ НЕУГОДНЫХ, ЛИШЬ БЫ РОТ ЗАТКНУТЬ"

- Вы и сами делаете упор на армейскую тему; и журналисты, зная ваш огромный бэкграунд по этой части, да еще и при идущей войне, тоже просят вас комментировать. В связи с этим у меня был разговор с одним из депутатов от пропрезидентской партии. Он сказал: "Если Гриценко такой умный; если он считает, что знает, как надо воевать - пускай берет автомат и идет добровольцем на войну. А то надоело смотреть, как он умничает".

В таком роде у нас мыслит немалая часть населения. Если абстрагироваться от раздраженных оценок недолюбливающего вас политика, скажите: а почему, в самом деле, вы не взяли автомат и не пошли на фронт?


- Знаете, на фронт власть готова отправить всех неугодных, лишь бы рот заткнуть. Причем тон задает лично президент. Против "особого статуса" - бери автомат и на фронт; против назначения муженков, шокиных, гелетеев и всяких рошенов - на фронт; выступаешь за свободное приобретение огнестрельного оружия - на фронт, там настреляешься… Вслед за президентом заносит и губернаторов: нарушил закон - в наручники и на фронт. Типа как в исправительную колонию. При том, что начиная с Банковой, далее Совбез, Кабмин, Рада, прокуратуры и суды - своих сыновей от фронта высокие чиновники прячут надежно. Кто за границей, кто в парламенте, кто в Укроборонпроме… Ваше издание не раз описывало эти истории, в лицах и должностях.

Своего сына я не прятал. После российского плена, когда его допрашивали и избивали на базе в Севастополе, Алексей сразу же пошел в военкомат и сам написал заявление. Когда мобилизовали, честно отслужил офицером, командиром взвода на востоке. Больше года. Охранял аэродром, с которого работали наша армейская авиация и спецназ. Назовите мне фамилии хотя бы трех-пяти высоких киевских чиновников, сыновья которых были в АТО год или больше? Сложно, правда? И это проблема - проблема доверия к власти.

Теперь о себе. По военно-учетной специальности я не танкист или снайпер - инженер-авиатор. В нашей армии и в резерве таких в избытке, тем более, что военная авиация использовалась ограниченно, а вот уже больше года - вообще стоит на приколе. Мне 57 лет, в таком возрасте даже в период Второй мировой не призывали. Но вы правы, у меня есть знания и опыт работы на военно-стратегическом уровне. И здесь я действительно мог бы помочь стране - в организации обороны, планировании операций, в обеспечении войск и укреплении армии на перспективу. Как оказалось, нынешней постмайданной власти это не нужно. Порошенко в том числе. Отсюда грязная кампания с Банковой по дискредитации Гриценко, милиционер Гелетей во главе Минобороны и "договоренности" с Путиным...

И все же, для истории, давайте вспомним начало войны. Я тогда был в парламенте. Никто меня не звал и не приказывал - сам поехал в Минобороны и в течение недели работал там практически круглосуточно. Считал своим долгом помочь вновь назначенным и объективно неопытным, министру обороны Тенюху и начальнику генштаба Куцыну, моим бывшим подчиненным. Подставил плечо и, чем мог, помогал - в принятии решений, разруливании сложных вопросов.

В те дни в рабочем режиме, непублично, я готовил предложения и стучался во все двери: председателя СБУ, который был обязан начать антитеррористическую операцию тогда, когда в Крыму еще было только 200 "зеленых человечков", захвативших здания в Симферополе. И их тогда можно и нужно было нейтрализовать. Достучался до самого верха, до Турчинова как Верхового командующего. Изложил ему лично, что надо делать, и последствия, которые наступят, если этого не сделать. Но после "Хорошо, хорошо…" действий не последовало. И когда понял, что власть бездействует на самом верху, что это завершится сдачей Крыма, лишь тогда я сделал публичное заявление: это предательство; за это нужно сажать - и надолго.

Когда от центральной власти не идут правильные решения, не исходят спокойствие, уверенность, а вместо этого идет истерика и бездействие - тогда одним стрелком на фронте больше, одним меньше - это ничего не решает.

Напомню, парламент в то время работал напряженно, с колес, я не мог его бросить и считал своим долгом сделать максимум полезного для обороны как депутат.

- Удалось?

- Да, как минимум, три важных для армии вопроса решить удалось.

Первое - 19 мая был принят и стал законом мой законопроект, который решил важный вопрос для десятков тысяч членов семей военнослужащих. В чем суть? По тому законодательству, которое действовало, в случае, если умирал гражданский госслужащий, неработающие члены его семьи получали денежную компенсацию в размере от 70 до 90% его зарплаты. А если погибал военнослужащий любой силовой структуры, эта компенсация составляла не 70-90%, а 30-40%. Дискриминация и несправедливость полнейшая! Я этот закон продвигал несколько лет, его не воспринимал никто. Но с началом войны удалось пробить. Закон вступил в действие с первого января 2015 года. Это важное решение, которое повлияло на десятки тысяч людей. Это для армии важнее, чем один стрелок в окопе.

Второе. Когда принимали Закон о Национальной гвардии (проверьте стенограмму), я буквально с голоса (поскольку не все успели прочитать законопроект) внес ключевые поправки, которые дали возможность использовать Нацгвардию на фронте. Законопроект был выписан так, что Нацгвардию можно было применять лишь в условиях военного положения. Его, кстати, так и не объявили - ни Турчинов, ни Порошенко. Поэтому в условиях крика и суеты я все-таки пробился к микрофону и предупредил Турчинова: "Мы сейчас создадим 60-тысячное воинское формирование, вложим туда миллиарды - а применять его не будем иметь права!" И моя поправка была принята с голоса. Не был бы в тот момент в зале - создали бы Нацгвардию, но без права ее применения.

Третий пример: когда первый резервный фонд - 6 млрд гривен - выделили на АТО, я тогда тоже с голоса внес предложение: чтобы деньги не разворовали и использовали по назначению, включить в созданную при Минфине правительственную комиссию по распределению этих средств - представителей двух парламентских комитетов. Одного - по вопросам обороны и безопасности (и был включен Кузьмук); и второго, в котором работал я (комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. - Е.К.). Меня и включили. И, затем работая в этой, мало кому известной, структуре под руководством зама министра финансов, мне удалось остановить несколько дурных решений по распределению средств и провести несколько полезных решений.

- К примеру?

- Военные машины - Генштаб, Минобороны - работают по шаблону, по рельсам. И когда им дали деньги, они принесли свои запросы, которые вытащили из шухляды, заготовленные в мирное время. И там из этих 6 млрд. было: столько-то десятков миллионов выделить на научные исследования, столько-то десятком миллионов - на закупку системы "Кольчуга"; столько-то на ремонт устаревшей техники. И тому подобное.

Я сказал: "Нет, ребята, такого не пропущу, деньги вам выделили на войну! Здесь нужнее: бронежилеты, тепловизоры, снайперские винтовки большого калибра, оружие для спецназа и другие вещи". И только когда эти позиции появились в списке, поставил свою подпись - и дело пошло.

И еще одно хотел бы сказать. Все-таки военный - это профессия. Не любой человек может командовать батальоном. Вырастить толкового батяню-комбата, который будет получать победы, а не котлы, и станет беречь жизни своих солдат, - это минимум 10 лет подготовки и напряженного труда. Этот человек должен понимать тактику взаимодействия родов войск и т.д. А не просто: собрали 100 человек, назвали это батальоном и без подготовки-слаживания кинули в бой. Поэтому к военным действиям надо относиться профессионально. Непрофессионализм, который до сих пор продолжается на уровне государства, и привел к той сложной ситуации, которая сложилась. Когда уже был избран Президент Порошенко, я точно так же изложил ему, что надо сделать для улучшения ситуации на его уровне. В его блокнот это все записал: и про то, как нам надо бригады разворачивать, и какими людьми следует заменить Муженко и ему подобных, и кого показательно посадить за преступления.

К сожалению, когда вижу, что этого не делается; что принимаются решения совершенно другого порядка…Понимаете, не переломишь все это одиночным походом на фронт. Здесь нужны решения на высшем на государственном уровне.

"МОСТОВАЯ БЫЛА ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ Я ШЕЛ В ПОЛИТИКУ"

гриценко мостовая

- Вы с Юлией Мостовой являете собой очень яркую, как для нашего политикума, семейную пару. Неудивительно, что вас не разделяют, каждому достается "за себя и за того супруга". В соцсетях и на Интернет-форумах так и считают: если Мостовая написала статью - значит, она проталкивает вперед мужа и "мочит" его оппонентов. Если Гриценко вышел с какой-то инициативой - понятно, с чьего голоса он поет, Мостовая нашептала.

Вам не надоела такая трактовка вашего семейного союза?

- Краткий ответ: нет. И никогда не надоест, потому что я Юлю люблю и до последней секунды буду любить. А кто там как за спиной комментирует нашу жизнь или работу…мне это малоинтересно. Это первое. Второе, по сути вопроса: мы познакомились, полюбили друг друга и образовали семью в зрелом возрасте, когда каждый из нас уже состоялся в жизни. Юлия Мостовая была дважды признана лучшей журналисткой страны задолго до нашего с ней знакомства. Поэтому предполагать, что Гриценко диктует Мостовой какие-то тексты, по меньшей мере, несерьезно, глупо.

Признаюсь, я читаю "Зеркало недели" раньше, чем пересічний читатель - но только потому, что в пятницу звоню в приемную главного редактора и прошу: "Марья Павловна, пожалуйста, когда Юля будет идти домой, распечатайте ее статью и вложите ей в сумку". А когда Юля приходит домой, я у нее из сумки статью вытаскиваю и читаю. До того, как она появится на сайте газеты.

Теперь о другом. Могут ли быть созвучными мои выступления и Юлины публикации? Могут. Ведь мы с ней и сошлись, сначала как друзья, затем супруги, потому что наши ценности и взгляды на жизнь близки. Есть ли позиции, в которых мы не сходимся? Тоже есть.

- И много таких?

- Нет, не много.

- Приведите пару примеров.

- Первый пример свежий. Мы долго спорили и не сошлись во мнениях, как нужно поступить с теми "бриллиантовыми прокурорами", которых Сакварелидзе взял за жабры, но при этом были нарушены формальные процедуры КПК. Я считаю - их нужно сажать. Мостовая против, она считает, что заменять беспредел одних беспределом других - недопустимо, это путь к диктатуре. На самом деле, это наш давний спор. Начался он еще когда позволили убежать депутату-убийце Лозинскому. Тогда, на месте президента, я бы дал команду на его арест, невзирая на депутатский мандат. Почему? Да потому, что принцип верховенства права - выше принципа верховенства закона, даже Основного Закона. И если депутат лишает жизни человека, а несовершенный закон позволяет ему бежать - нужно руководствоваться принципом верховенства права и арестовывать убийцу, кем бы он ни был. А потом уже совершенствовать законы. Юлия Мостовая считает такую позицию нигилизмом, попранием закона. Не пришли к согласию...

- Второй пример ваших разногласий?

- (Думает) Наверное, это разногласие глобальное: Юля была против моего похода в политику. И против того, чтобы я шел в правительство на пост министра. С самого начала. Она боялась, что вот эта грязь, все эти серпентарии друзей - меня сломают. Она знала всю эту подковерную политику еще с начала 90-х. С тех времен, когда я, будучи майором, подполковником, занимался своим делом в армии и мало интересовался тем, что происходит здесь, на Печерских холмах. Юля была тогда и сейчас убеждена, что в наших условиях гибкий ум - проиграет гибкому хребту. Лишь единожды она твердо поддержала мое решение - участие в президентских выборах 2014 года: "Иди, сейчас война и стране нужен именно такой президент".

На самом деле, парламентская работа, работа в правительстве, если к делу относиться ответственно, это изнурительно и нервотрепно. Понимаю, что семья во многом потеряла. Недовидели мужа и отца; отец недовоспитал детей...

- А Юлия Мостовая, выходит, недописала энное количество статей?

- Ясное дело, когда я работал в правительстве, Юле Мостовой было сложнее. И тем не менее, именно "ЗН" первым обнародовало коррупционные аферы того времени - с Тендерной палатой, РосУкрЭнерго, УкрГазЭнерго, и слов Мостовая особо не подбирала. Ведь масштабы афер - десятки миллиардов. Нравилось это власти, в которой я работал министром? Вопрос риторический.

Другое дело, что мой поход в политику, наверное, ощутили и читатели "Зеркала недели".

- Каким именно образом?

- Когда в политическом смысле я был никем, я очень часто печатался в "ЗН" как автор. А теперь посмотрите за период моей деятельности в политике: сколько раз выходили мои статьи или интервью в "Зеркале недели"?

- Подшивки под рукой нет. Так сколько же?

- Ну, вот, сейчас по памяти вспомню: в августе 2008-го, в октябре 2009-го, в 2011-м в марте. И, по-моему, все! Это к вопросу о продвижении газетой "Громадянської позиції ". Кстати, бывали случаи и обратного порядка, когда из-за "Зеркала" получал упреки в свой адрес. От разных идиотов...

- К примеру?

- Хорошо, я вам приведу пример. 2005 год, работаю в Минобороны, один очень говорливый вице-премьер звонит мне и говорит: "Пане міністре, вот, я до сих пор постоянно поддерживал военную реформу, которую вы реализовываете, на всех голосованиях в правительстве. Но после того, как я увидел свою фотографию на третьей странице "Зеркала недели", и она мне не понравилась, то я теперь внимательно изучу эту военную реформу и подвергну ее уничтожающей критике!"

- Что, вот так, прямым текстом, и сказал?

- Прямым текстом, по правительственной "двухсотке". Я вначале не понял: "Так в чем дело?". Он: "Ну, ты там "Зеркалу" скажи…". Я отвечаю: "У тебя есть телефон Мостовой? Так возьми, набери ее…а вообще ты понимаешь, о чем говоришь? Ты думаешь, что я на самом деле сижу и отслеживаю, кто о чем пишет и какие фотографии дает? И это ты после Майдана с такой позицией приходишь в правительство? Или с таким мурлом?"

Ну, бросил трубку, мысленно послал подальше…

- А в эти сложные дни как часто вам приходится слышать от супруги: "Может быть, ты ушел бы из политики и вернулся в аналитику, на которой сделал себе имя? Занялся бы семьей, детьми…"?

- Юля - человек разумный и понимает мое состояние. Сама такая. Неравнодушная, беспокойная, не терпит лживости и несправедливости. У нас обоих часто сжимаются кулаки от бешенства: вот, уроды, ну разве так можно? ну они же должны были это сделать! их же предупреждали о последствиях! Ну нельзя же быть такими тупыми и вороватыми!

Главное для активных и думающих людей - иметь возможность повлиять. Поэтому, отход от политики и от политической журналистики - для таких людей, как Мостовая, как я, как вы - наверное, невозможен в принципе. Потому что когда ты имеешь знания, возможности и позитивный опыт решения вопросов, молчать - это безответственно. По отношению к самому себе, к детям, семье. По отношению ко всей стране.



Евгений Кузьменко, "Цензор.НЕТ"
TUVwNlVYUmtSMEl3V1V4UmRtUkhUREJNVldjd1RFeFNhVGxEZURCTU4xSm5Ua2RNU1VSSmQwMVVWWFpNT1VOVU1GbEVVWFZPUjBjd1RGaFJkbVJETmpCTU5HY3dTa1JSZG1SRGR6QlpURkYyZEVNM01FeHFVWFZZZWxGdGRFZEVNRXhtVW1wT1F6Z3dURmhSZG1SRE5qQk1OR2N3U2xoUmMzUkRlakJNV0ZGMlpFTTBNRXhyZGt3NVEza3dXWFpSYzJSREt6QlpSRkpwZHowOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 2 из 2
<<<1 2
Страница 2 из 2
<<<1 2
 
 
 
 
 
 вверх