EN|RU|UK
 Политика Украины
  13543  50

 СЕКРЕТАРЬ СНБО УКРАИНЫ АЛЕКСАНДР ТУРЧИНОВ: НУЖНО НАКОНЕЦ-ТО СНЯТЬ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ С ДЕПУТАТОВ И СУДЕЙ

"Вы знаете, в чем сегодня проблема России? Она сама себя уничтожает. Сегодня даже Крым становится камнем на шее России, превращающим ее в экономического утопленника. Россия не собирается, да и не в состоянии инвестировать свои ресурсы в оккупированную территорию Донбасса. Марионетки, которых РФ там поставила, не способны навести в регионе порядок. Они занимаются только одним – грабежами и переделом не уничтоженной собственности".

Предлагаем Вашему вниманию интервью секретаря СНБО Александра Турчинова для "Интерфакс-Украина".

- Какая на сегодняшний день ситуация в зоне АТО? Ожидаете ли Вы обострения обстановки?

- После февральских Минских соглашений была остановлена активная фаза противостояния, но не было ни одного дня, чтобы террористические группировки не нарушали режим прекращения огня. При этом практически каждый день у нас есть раненые и погибшие военнослужащие. Задача России, оккупировавшей Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей, состоит в том, чтобы любым путем дестабилизировать ситуацию в стране и уничтожить Украину как независимое демократическое государство. Мы наблюдаем постоянные их попытки взорвать ситуацию, вернувшись к фазе активного противостояния. Не дать возможности реализовать Минские соглашения и решить проблему мирным путем - это та задача, которая сейчас реализуется Кремлем. Поэтому постоянно вдоль всей линии противостояния остаются "горячие" точки, например, район Донецкого аэропорта и пригород Донецка. В частности, та же Марьинка, в которой, как вы помните, недавно было наступление, закончившееся фиаско и серьезными потерями со стороны боевиков. В каждом секторе есть своя "горячая" точка: и на территории Луганской области, и в районе Мариуполя. Пребывание наших войск в непосредственной близости от Донецка очень сильно напрягает РФ, там понимают, что Донецк постоянно находится под угрозой окружения. В то же время наша линия обороны достаточно надежна, и попытка разведки боем, которую они предприняли в Марьинке, когда хотели осуществить прорыв, войти в тыл наших ВС, продемонстрировала, что мы готовы быстро и эффективно реагировать на любую угрозу.

Несмотря на то, что Украина выполнила требования Минских соглашений об отводе тяжелого вооружения, нам необходимо достаточно ограниченное время, чтобы перебросить резервы и накрыть из артиллерии тех, кто пытается прорвать линию обороны.

Россия хочет сделать Донбасс смертельной раной для Украины, а для этого им надо конфликт постоянно поддерживать в активной фазе. Поэтому не уменьшается контингент военнослужащих РФ, находящихся на оккупированных территориях. А на границе со стороны России, вдоль оккупированной территории, находится очень мощный резерв. В частности там расположены 56 тактических групп (42 батальонных и 14 ротных), готовых в любой момент перейти границу и подключиться к наступлению.

- Уточните, сколько российских военнослужащих сейчас находится на Донбассе?

- На сегодняшний день на оккупированной территории в отдельных районах Донецкой и Луганской областей находится 20 тактических групп вооруженных сил РФ (14 батальонных и 6 ротных).

- Существует точка зрения, что на сегодняшний день стратегия России предусматривает реинтеграцию оккупированных территорий в Украину на ее условиях. Можно ли говорить об этом?

- Россия может говорить, что угодно, ложь и цинизм стали доминантой их политики, но ее действия говорят совсем о другом. Стратегия России - это уничтожение независимого демократического государства Украина. С этой целью проводилась оккупация Крыма и начата война на востоке нашей страны. Они не смогли поджечь, как планировали, весь юго-восток. Вспомните начало 2014 года, когда у нас от Харькова до Одессы разгорался пожар: массовые беспорядки, российские флаги, штурмы административных зданий. Фактически РФ ставила себе задачу в каждой области создать то, что сейчас происходит в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Мы остановили этот процесс, мы стабилизировали ситуацию, и эти их планы провалились.

Попытки перенести войну с Донбасса в другие регионы были также остановлены благодаря мужественным действиям наших солдат. Но тема дестабилизации ситуации внутри страны остается актуальной, учитывая сложность социально-экономической обстановки. Ведь война против нас ведется не только на поле боя, но и в экономической, энергетической и информационной сферах. Для дестабилизации ситуации в стране РФ готовит и использует диверсионно-террористические группы, скрытно финансирует деструктивные политические силы и организации, о чем свидетельствует множество доказательств, имеющихся у СБУ. И все это направлено на то, чтобы парализовать и в результате свергнуть центральную власть в Украине, посеять страх, хаос и таким путем фактически остановить наше движение в Европу, остановить те демократические процессы, которые происходят в нашей стране.

- Какая у нас ситуация со строительством фортификационных сооружений на линии столкновения? Их возведение уже завершено?

- К большому сожалению, их строительство сильно затянулось. Но, тем не менее, хочу сказать, что это уже финальная стадия и к 15 июля поставлена задача завершить строительство всех трех линий оборонных рубежей. Это достаточно серьезная в инженерном плане работа, причем особенно сложно было строить на первой линии обороны, поскольку работа велась практически под постоянным снайперским и артиллерийским огнем, что, безусловно, повлияло на сроки строительства. Создается серьезная правительственная комиссия, которая 15 июля начинает прием этих сооружений. Но кто не вложится в определенный срок, или если комиссия в составе представителей Минобороны, Генштаба и аппарата СНБО придет к выводу, что работы проведены некачественно, то ответственные за строительство не ниже заместителей глав администраций будут сняты с должностей.

- Если говорить о фортификационных сооружениях, боеспособности ВСУ и Нацгвардии, в целом Украина готова отбить атаку?

- Фортификационные сооружения - это достаточно серьезные конструкции. Задачи, например, железобетонных огневых точек и объектов укрытия - выдерживать прямое попадание мины или артиллерийского снаряда. В целом выстроенная система обороны должна отразить не только наступление российско-террористических группировок, но и наступление регулярных сил российской армии. Такую задачу мы ставим.

- В контексте вопроса мобилизации, не считаете ли Вы, что профессиональная армия в этой ситуации могла бы быть более эффективной?

- Безусловно, подразделения, состоящие из профессионалов, дают более ощутимый результат, нежели люди, призванные по мобилизации. Но в условиях нынешнего противостояния мы не можем отказаться от мобилизации и призыва срочников. Конечно, в наших Вооруженных силах будет возрастать профессиональная, контрактная составляющая. Но масштаб угрозы требует и масштабной мобилизации. То есть мы не сможем противостоять этой угрозе только за счет профессиональной армии. В перспективе, в мирных условиях - профессиональная армия может стать реальностью, но не в условиях войны и российской агрессии, ведь численность их армии существенно превышает численность армий европейских стран. В сложившихся условиях, мы также усиливаем наш оборонный потенциал за счет создания мощного резерва - фактически резервной армии, готовой в случае военной угрозы в кратчайшие сроки перейти к выполнению боевых задач. Уже сейчас мы подходим к созданию 100-тысячного резерва первой очереди. В основе резерва демобилизованные военнослужащие, получившие боевой опыт, они знают куда прибывать, где получать оружие, куда выдвигаться. Службу в резерве мы будем стимулировать, для них будут предусмотрены соответствующие льготы. Такой поход существует во многих странах, в той же Швейцарии, Израиле. И мы не исключаем, что в соответствии с опытом этих стран, для резервистов будет доступно их личное оружие, они будут проходить профессиональную подготовку и поддерживать постоянную связь с воинскими подразделениями, к которым они будут приписаны.

- Как изменилась ситуация с контрабандой на линии разграничения?

- Если говорить о пропускной системе, то по этому поводу поступает много жалоб. Но безопасность нашей страны является для нас приоритетом. Поэтому жесткая система пропуска людей и грузов в зоне АТО необходима с точки зрения противодействия террористической угрозе. Ведь происходят постоянные попытки просачивания из оккупированной территории диверсионно-террористических групп, подготовленных в РФ, пытающихся попасть в первую очередь в юго-восточные области, а также в Киев. Поэтому мы ни в коем случае не снизим жесткость контроля, как на линии соприкосновения, так и на границе с РФ.

С другой стороны проблема коррупции и злоупотреблений была достаточно реальной. И, как я и обещал, уже с 7 июля заработала новая электронная система пропуска через линию соприкосновения. Она заключается в том, что мы полностью избавили граждан от необходимости контактировать с лицами, предоставляющими это разрешение. Мы убрали бумажные пропуска, которые были предметом коррупции. В результате человек, желающий получить разрешение, подает заявку через обычную или электронную почту, также он может, заполнив соответствующий бланк, бросить его в прозрачный ящик, стоящий непосредственно на пункте пропуска. После этого заявка попадает в координационный центр. Если в объединенной базе силовиков человек проходит как сепаратист, член бандформирований или за ним числятся уголовные преступления - он будет задержан на КПП. Все остальные будут пересекать блокпосты безо всяких бумажных пропусков. Для этого нужно предъявить лишь паспорт.

Такая система ликвидирует коррупционные схемы и очереди при получении разрешений. Единственное, что хочу отметить, сами пропускные пункты и транспортные коридоры имеют ограниченную пропускную способность, более того, в случае обстрелов они закрываются. Поэтому, при большом количестве желающих выехать с оккупированных территорий, очереди при пересечении линии разграничения пока неизбежны.

Мы понимаем, в каких сложных условиях находятся люди на оккупированных территориях. Поэтому, учитывая сложность ситуации, в районах контрольно-пропускных пунктов и транспортных коридоров будут создаваться так называемые гуманитарно-логистические зоны. То есть это выделенные территории, где людям не обязательно пересекать линию разграничения и проходить контроль, чтобы попасть в гуманитарно-логистическую зону и приобрести предметы первой необходимости. Там будут расположены продовольственные магазины, аптечные киоски и т.д. При этом вырученные от продажи деньги будут оставаться на подконтрольной территории и ни копейки не пойдет на финансирование террористов.

Что касается грузов, то проблема контрабанды в зоне АТО связана, прежде всего, с автомобильными перевозками. С целью минимизирования возможностей контрабанды, координационный центр очень жестко определил количество грузов, которое можно перевозить. Основные грузоперевозки будут осуществляться исключительно железнодорожным транспортом. Ведь в этой ситуации груз легко отследить, проверить отправителя и получателя, что фактически к нулю сводит возможность перевоза контрабанды. В основном нас интересует уголь и металл, который нужен нашей стране. При этом разрешается поставка грузов только тех предприятий, которые зарегистрированы в Украине и платят налоги в госбюджет.

- Какая ситуация с демилитаризацией Широкино и других населенных пунктов в зоне АТО?


- В свое время я координировал операцию по взятию Широкино. Вы помните, какая тогда была ситуация, когда боевики начали обстреливать жилые кварталы Мариуполя. Было принципиально важно отодвинуть фронт как можно дальше от Мариуполя. Поэтому был осуществлен прорыв их обороны, и мы значительно отодвинули линию фронта, таким образом, защитив город.

Когда мы говорим о демилитаризации, то это не означает, что мы отходим, бросая тот или иной населенный пункт. Нет. Согласно Минским соглашениям, мы заставляем отходить боевиков. И в ситуации с Широкино мы не планируем оставить политые кровью наших героев стратегические позиции. После отхода боевиков, Широкино будет находиться полностью под нашим контролем. Схема демилитаризации предполагает присутствие в этом месте постоянного представительства ОБСЕ и обеспечение контроля после отступления боевиков нашей милицией, а также создания условий для возвращения мирных жителей. При этом все доминирующие высоты, необходимые для того, чтобы остановить любое наступление остаются под контролем наших военных.

Это как раз путь, позволяющий нам мирно восстановить контроль над временно оккупированной территорией. Это и есть как раз реализация Минских договоренностей, согласно которым на территории Украины не должно остаться ни одного российского солдата и везде должна быть восстановлена украинская власть.

- Как известно, лидеры так называемых "ДНР"/"ЛНР" заявляют о намерении провести свои "выборы" на оккупированной территории. Как Вы расцениваете такие попытки?

- Я считаю, что это провокация тех, кто хочет сорвать Минские договоренности, кто хочет сорвать процесс возврата оккупированных территорий под контроль нашей страны. Дело в том, что по Минским соглашениям выборы должны пройти исключительно по украинскому законодательству. Кроме того, местные выборы должны состояться в соответствии с демократическими европейскими нормами. То есть, для того, чтобы в этом регионе прошли выборы, там должны отсутствовать оккупационные войска. Крымский сценарий голосования под дулами российских автоматов - не пройдет. Захваченные административные здания должны быть освобождены, должны функционировать украинские партии и украинские СМИ без ограничений.

Также подчеркну, что за организацию и проведение выборов обязаны отвечать уполномоченные на это органы украинской власти, которые должны быть восстановлены в этих районах. Вот такой механизм, и только в таком формате можно проводить выборы. Относительно их избирательных потуг, то я хочу вам напомнить, что они уже проводили "выборы", которые никем не были признаны и ни к чему не привели. Заявление о проведении фейковых выборов говорит о том, что они отказываются выполнять Минские соглашения. И этот очередной фарс приведет лишь к затягиванию процесса нормализации ситуации и реинтеграции этих районов в Украину. Это еще одна попытка российских марионеток по команде Кремля фактически сорвать мирный путь восстановления украинской власти на Донбассе.

- Известно, что Россия не поддерживает создание международного трибунала по делу о сбитом на Донбассе малазийском "Боинге". Как Вы расцениваете инициативу создания такого трибунала и позицию Москвы в этом вопросе?

- Вы знаете, что Россия, чтобы скрыть свое преступление, всячески пыталась сорвать расследование и дезинформировать общественность. Вы помните их версии и "свидетелей", рассказывающих то об украинском самолете, то об украинской ракете, то какие-то другие бездарные и лживые версии. Такие провокации российской стороны не имеют никакого смысла, потому что безальтернативно доказано, что российский "Бук", обслуживаемый российскими военнослужащими, с оккупированной территории сбил гражданский самолет. Это очевидный факт, который имеет огромную доказательную базу. То есть это не предположение, это уже доказанный факт. И, безусловно, трибунал, создание которого мы инициировали и полностью поддерживаем, будет расследовать это преступление. Путин и его окружение понимают, что им придется отвечать. Отвечать и с политической, и с экономической, и с юридической точки зрения за то, что они превратились в банальных террористов. Именно понимая факт неизбежной суровой ответственности за такие действия, Россия и пытается заблокировать финальный этап расследования и рассмотрение этого дела в суде.

Я убежден, что Россия, как страна, превратившая своих военнослужащих в кровавых террористов, и несущая полную ответственность за это преступление, должна быть ответчиком на этом трибунале, и не имеет ни морального, ни юридического права блокировать решение о его создании.

Также хочу подчеркнуть, что создание международного трибунала для расследования дела о сбитом "Боинге" - это совместная инициатива Украины, Нидерландов, Австралии и Малайзии. Все, кто заинтересован в ответственности террористов за массовые убийства, поддерживают эту инициативу.

- Как сейчас развиваются отношения Украины с НАТО? Углубляется ли сотрудничество?

- Страны-члены НАТО являются нашими стратегическими партнерами. Когда мы говорим об усилении и реформировании сектора безопасности и обороны, то, конечно, мы ставим перед собой задачу перейти на натовские стандарты. Исходя из интересов безопасности нашей страны, мы активно сотрудничаем с Альянсом, а в перспективе планируем стать его членом. Ведь тема многовекторности и внеблоковости привела к ситуации, когда Украина оказалась одна перед лицом агрессии, без союзников, готовых вместе с нами с оружием в руках защищать безопасность в Европе. Я уверен, что нет альтернативы сближению Украины с НАТО. Понятно, что это очень напрягает Россию, и они будут всячески пытаться противодействовать этому процессу. Если посмотреть на их усилия в международном плане, то одним из требований и предметом шантажа является стремление РФ заблокировать движение Украины в ЕС и в НАТО. Но происки и провокации России нас не остановят. Мы будем исходить исключительно из интересов нашей страны.

- На Ваш взгляд, когда в Украине можно провести референдум относительно членства в НАТО?

- Давайте говорить честно: мы готовы вступать в НАТО, но НАТО сегодня не готово к тому, чтобы нас принять. И это объясняется очень просто: они понимают все риски военного конфликта с Россией, имеющей мощный ядерный потенциал, и всячески хотят избежать военного противостояния. Поэтому мы получаем только моральную поддержку при полном блокировании так нужного нам военно-технического сотрудничества.

С нашей точки зрения, это не совсем логично, ведь происходящее сегодня - это не только агрессия против Украины, это агрессия против цивилизованной Европы. Действия России полностью обесценили систему коллективной безопасности Европы, которая показала свою полную неэффективность. И, Украина, отказавшаяся от ядерного оружия, оказалась фактически один на один с агрессором. Да, у нас есть моральная и финансовая поддержка, с нами сотрудничает МВФ, хотя вы знаете, какие у них жесткие требования, но почему до сих пор заблокированы поставки нам оружия? Эти ограничения нам объясняются тем "чтобы не дразнить Путина". Но его наоборот как раз и дразнит то, что мы не получаем необходимое нам высокоточное летальное вооружение, современные военные технологии… Фактором мира в Европе может быть только мощная украинская армия, которая готова остановить продвижение Путина на Запад, и это нужно понимать всем мировым политикам.

Возвращаясь к вашему вопросу, мы должны опираясь на собственные силы опережающими темпами развивать наш ОПК, провести серьезное реформирование сектора безопасности, создать одну из самых сильных в Европе армий, перейти на стандарты НАТО.

Относительно референдума - его надо будет проводить тогда, когда вопрос о вступлении в НАТО перейдет для нас в практическую плоскость. Но до этого момента, скажу откровенно, - еще не один год. Ведь просто проводить референдум без готовности наших западных партнеров - это политический авантюризм.

- Многие считают, что возможные поставки оружия Украине со стороны Запада могут стать фактором сдерживания, но начнутся они только после новой волны агрессии со стороны РФ…

- Проблема в том, что поставки оружия - это достаточно длительный и сложный технологический процесс. Любые поставки оружия осуществляются под строгим международным контролем. Все этапы требуют прохождения сложной разрешительной процедуры. Оружие нужно загрузить, отправить, принять и главное - нужно подготовить людей, которые смогут его эффективно применять. Это работа не одного дня. А когда начинается активная фаза противостояния, то время идет на часы и сутки, а не на месяцы и годы. Мы пытаемся донести это до наших партнеров. Оружие необходимо до начала активных военных действий, а не после их окончания!

- На Ваш взгляд, эффективной ли будет подача исков к России о возмещении убытков в связи с оккупацией Крыма и некоторых районов Донбасса? Должны ли это быть иски отдельных структур или государства Украина?


- Россия грубо нарушила очень много норм международного права. Это не только захват территорий, это и банальный грабеж украинских банков, украинских предприятий, присвоение основных фондов и готовой продукции. Например, "Черноморнефтегаз". Они не только захватили это предприятие, они присвоили украинский газ, нефть, дорогостоящее оборудование. А захват украинских кораблей! Это ведь чистое пиратство. И каждая из этих позиций имеет свою юридическую форму рассмотрения. Поэтому это не может быть единый иск, это должен быть скоординированный процесс подачи целого ряда исков в суды различных инстанций. В ближайшее время мы собираемся рассмотреть вопросы активизации и координации этого важного процесса на заседание СНБО. Будут заслушаны все, кто обеспечивает подготовку и подачу исков от имени государства. Они проинформируют о продвижении процессов и о результатах, которые должна получить в ближайшее время Украина по искам к РФ. Речь идет об убытках, измеряющихся в миллиардах долларов. Аналогичные иски подают и негосударственные банки и предприятия, а также наши граждане, понесшие потери из-за агрессии России.

Также мы делаем подсчет убытков, принесенных и войной России против нас на востоке Украины. Ведь РФ цинично рассказывает, что мы проводим экономическую блокаду региона, что Украина должна финансировать захваченные ими территории, но сама РФ нанесла огромные убытки этим территориям. Ведь есть много объектов, которые уже невозможно восстановить. Например, затоплены шахты, для которых процесс разрушений перешел уже в необратимую фазу.

На оккупированной территории Донбасса есть одна давно закрытая шахта, где во времена СССР проводились ядерные испытания. И у нас нет информации, что с ней происходит, в каком она состоянии. В случае ее затопления могут быть трагические экологические последствия для местного населения. Эти проблемы нужно немедленно решать. В то же время вы понимаете, что из-за оккупации России и ее провокационных действий, у нас нет ни информации, ни возможностей решать эти проблемы. Это все на совести Путина и его окружения, на совести РФ. И экономически и юридически они будут за это отвечать, в том числе за экологические последствия оккупации. Подсчеты ведутся, но поскольку война еще не закончена, окончательные убытки подсчитать пока нельзя. Но мы работаем в этом направлении. Еще раз подчеркну, это колоссальные миллиардные убытки, которые на себе чувствует вся страна. Падение объемов производства и ВВП, безработица и инфляция, вызванные войной, стали сильнейшими ударами для каждого жителя Украины.

- Есть информация, что на оккупированные территории массово завозится российский рубль. Не приведет ли это к осложнению процесса реинтеграции оккупированных территорий в состав Украины?

- Вы знаете, в чем сегодня проблема России? Она сама себя уничтожает. Сегодня даже Крым становится камнем на шее России, превращающим ее в экономического утопленника. Россия не собирается, да и не в состоянии инвестировать свои ресурсы в оккупированную территорию Донбасса. Марионетки, которых РФ там поставила, не способны навести в регионе порядок. Они занимаются только одним - грабежами и переделом не уничтоженной собственности. И как только прекращаются активные боевые действия, все эти банды начинают жестко конфликтовать, что-то делить и "отжимать". Как только военные действия прекращаются, вылезают наружу все проблемы: безработица, бандитизм, социальная и экономическая незащищенность, полностью разбалансированные финансы. Русские скинули им старые, вышедшие из оборота рубли и людям ими выплачиваются зарплаты. Это просто издевательство над людьми. И в результате, при отсутствии активной военной фазы, начнется процесс, в ходе которого город за городом начнет проситься обратно под контроль Украины, понимая, что только здесь они смогут нормально жить. И в этом смысле российская пропаганда начинает пробуксовывать, в головах людей начинает что-то проясняться.

Да, это случится не сразу, не за один день. Но чем больше мы проведем времени вне активных боевых действий, тем глубже будет реинтеграционный процесс и желание людей вернуться к нормальной жизни. А это возможно только в рамках единой страны.

- Насколько на сегодняшний день актуальна возможность введения военного положения?

- В случае активизации Россией военных действий у нас не будет альтернативы введению военного положения. Более того, вы знаете, что закон принят. Ведь раньше одной из проблем было то, что закон принимался очень давно, когда никто не думал о реальной военной угрозе, доминировал пацифизм во внешней политике. Поэтому старое законодательство в этой сфере было нефункциональным. Внесенные изменения в закон сделали его эффективным и действенным. И в случае активизации агрессии со стороны России и перехода в новую фазу активного противостояния, у нас не будет альтернативы введению военного положения и мобилизации всей страны для отражения российской угрозы.

- Как вы прокомментируете последние события в Мукачево?

- Когда ты стреляешь из пулемета или гранатомёта по врагам на фронте - ты герой, но когда начинаешь стрелять из этого же оружия в глубоком тылу, и при этом гибнут люди - ты бандит и убийца. И здесь нет других вариантов. Бандиты и убийцы должны отвечать перед законом. Государство обязано защитить своих граждан. Вместе с тем, СБУ, МВС и ГПУ обязаны не только задерживать тех, кто стрелял в людей, но и жестко расправиться с теми, кто в регионе, прикрываясь должностями и депутатскими мандатами "крышует" контрабанду, нанимает для разборок криминалитет и вооруженных боевиков. Нужны серьезные кадровые изменения в регионе, как в силовом, так и в административном блоке. Нужно наконец-то в парламенте проголосовать снятие неприкосновенности с депутатов и судей. Нужно начать, в конце концов, очищать страну от бандитов и коррупционеров.

- В СМИ появилась информация, что якобы Россия предложила Украине признать Крым российским в обмен на списание долга в $100 млрд. Как Вы это прокомментируете?

- Мы территорией не торгуем. Поэтому и Крым вернем, и 100 млрд отсудим.

"Интерфакс-Украина"


VEhrdlVXOTBSMFF3V1VSU2FEbEROREJNTTFGMmRFTjVUSGs0UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх