EN|RU|UK
 Экономика
  5932  26

 В ОЖИДАНИИ РЕФОРМ ОТ МИНИНФРАСТРУКТУРЫ

Уже больше полугода у руля Министерства инфраструктуры стоит новая команда, успевшая озвучить множество реформ. Однако дальше слов продвинуться пока у них не получилось. Более того, недавний громкий скандал вокруг Госавиаслужбы и ее руководства свидетельствует о проблемах в ведомстве. Но обо всем по порядку.

Железная дорога

Наибольшие финансовые потоки в украинском транспорте сосредоточены на железной дороге. Новые управленцы Мининфраструктуры успели объявить о разработке и продвижении так сказать в массы нескольких кардинальных законопроектов - как о реформе самой железной дороги, так и о создании независимой комиссии по установлению тарифов в этой отрасли.

Вместе с тем когда новым управленцам необходимо доказать свою сноровку не словом, а делом, у них все резко меняется. В условиях девальвации себестоимость перевозок резко выросла, однако добиться повышения тарифов "Укрзализныце" не удается.

После повышения тарифов в начале года недавняя попытка вновь их поднять на 25% провалилась. Причина - отказ в регистрации соответствующего документа со стороны Государственной регуляторной службы.

Как следствие, в долгосрочной перспективе "Укрзализниця" теряет свои возможности по перевозке грузов. Отсутствие средств на модернизацию практически полностью изношенного подвижного состава уже через несколько лет приведет к тому, что перевозками по больше части будут заниматься частные компании, которые, монополизировав рынок, смогут устанавливать заоблачные тарифы.

Руководящий с прошлого года "Укрзализныцей" Максим Бланк в прошлом месяце объявил о наступлении технического дефолта по долговым обязательствам. И сразу же заявил о планах по реструктуризации внутреннего и внешнего долга на общую сумму около 32 млрд грн.

Максим Бланк обосновал дефолт сложной ситуацией в государстве, отсутствием контроля над Донецкой железной дорогой и еще множеством проблем как-то коррупцией и тому подобное. На что он потратил год управления огромнейшим предприятием остается загадкой.

Авиация

До дефолта в авиации еще не дошло, однако борьбой с иностранным инвестором управленцы от авиации уже успели отметиться. В начале весны прошлого года Кабинет министров руководить Государственной авиационной службой поставил Дениса Антонюка, до этого работавшего в авиакомпании "Международные авиалинии Украины". Ему удалось пересидеть на своей должности бывшего министра инфраструктуры Максима Бурбака и остаться при действующем Андрее Пивоварском.

Но не прошло и нескольких месяцев после назначения Дениса Антонюка, как вокруг деятельности Госавиаслужбы разгорелся крупный скандал. На украинской авиарынок запланировала выйти новая компания "Атласджет Украина" - "дочка" турецкого перевозчика "Атласджет". Однако руководитель Госавиаслужбы - выходец из МАУ - встал жестко на сторону своего бывшего работодателя и заблокировал выдачу необходимых документов новому конкуренту. Мотивировал он это тем, что действующая нормативно-правовая база не соответствует Воздушному кодексу. Поэтому он стал настаивать на приятии своего приказа, который устанавливает новые правила игры на рынке, а именно выдачу прав на авиамаршруты.

Результатом этой борьбы стал ступор авиарынка. Мало того, лоукостер "Визз Эйр Украина" назвал такие игры с перетягиванием каната одной из причин своего ухода с украинского рынка.

В результате выходцу из МАУ удалось отстоять свои права на выдачу назначений на авианаправления, и "Атласджет Украина" только в июне текущего года "выбил" первые регулярные международные маршруты у Госавиаслужбы.
И вот буквально на днях деятельность Дениса Антонюка получила оценку от высшего руководства. Сначала он вступил в словесную перепалку с губернатором Одесской области Михеилом Саакашвили на пресс-конференции на тему введения в аэропорту Одессы принципа "открытого неба". А уже на следующий день, 27 июня, Президент заявил о том, что в отношении деятельности Госавиаслужбы будет проведено служебное расследование.

"Собрал главу Одесской ОГА и министра инфраструктуры. Выслушал аргументы Андрея Пивоварского и Михеила Саакашвили. В результате относительно деятельности Госавиаслужбы будет проведено расследование, на время проведения которого глава службы Денис Антонюк будет отстранен от исполнения должностных обязанностей", - написал Петр Порошенко на своей странице в Facebook.

С непростой ситуацией столкнулось Мининфраструктуры и при попытке провести конкурс на должности руководителей аэропортов "Борисполя" и "Львова". Широко анонсированный отбор был с треском провален - заместитель генерального директора по экономике и финансам "Борисполя", бывший менеджер "АэроСвита" Кирилл Звонарев подал иск в суд, который запретил Мининфраструктуры проводить данный конкурс.

В результате главными авиаворотами Украины - аэропортом "Борисполь" продолжает управлять команда, назначенная еще при Максиме Бурбаке. Основу этой команды составляют выходы из авиакомпаний Игоря Коломойского - МАУ и "АэроСвит".

Мало того, некоторые назначенцы в отрасли вообще удивляют своим необычным карьерным ростом. В середине июня и.о. президента госпредприятия "Антонов" назначен нардеп Михаил Гвоздев. Примечательно, до депутатской карьеры он руководил компаниями по продаже автомобилей "Транс-Груп ЛТД" и "Ауди Центр Хмельницкий". Единственное, что может утешить руководство Мининфраструктуры - к этому назначению они не имеют отношения, поскольку "Антонов" сейчас подчиняется "Укроборонпрому".

Дороги

Об успехах новой команды управленцев с ремонтом украинских дорог украинцы могут судить по собственным ощущениям каждый день.

Андрею Пивоварскому достался "в наследство" от Максима Бурбака на должности руководителя "Укравтодора" Сергей Пидгайный. Он был назначен на этот пост больше года назад, однако значительными успехами так и не отметился.

И причина этого банальна - "Укравтодор" постепенно превращается из "главного по дорогам" в стране в госучреждение, основной функцией которого становится возврат долгов. В 2015 г. в госбюджете на "Укравтодор" заложено около 21 млрд грн, однако почти все - 17,4 млрд грн - он должен будет отдать кредиторам по займам, которые были получены в предыдущие года. Соответственно на прямую функцию - развитие и содержание карты дорог уйдет чуть больше 3 млрд грн.

Однако даже получение этих "копеек" руководство "Укравтодора" не может проллобировать в Министерстве финансов. В частности, по данным пресс-службы "Укравтодора", из предусмотренных на март-май 2015 г. дорожники, для того, чтобы ликвидировать ямы на дорогах, получили только 740 млн грн.

Мало того, Сергей Пидгайный допустил из-за нехватки финансирования торможение дорожных работ. Если в апреле и в начале мая объемы выполнения работ еженедельно достигали 400 кв. м, были задействованы 575 бригад рабочих и более 1 тыс. единиц дорожной техники, то уже с конца мая из-за недостатка финансирования темпы проведения ремонтов сократились втрое и составляли не более 140 тыс. кв м в неделю, указывается в сообщении пресс-службы "Укравтодора"

Порты

Одной из наиболее перспективных отраслей транспорта является портовая. Расположение Украины на пути с Востока на Запад как нельзя лучше должно было бы способствовать развитию портового хозяйства.

Назначение в начале марта текущего года на должность заместителя министра инфраструктуры, который должен курировать портовую отрасль, Юрия Васькова, ранее занимавшего должность руководителя госпредприятия "Администрация морских портов Украины", а еще ранее - начальника Одесского порта, вызывает определенные вопросы. На должность в АМПУ и порт он был назначен еще при предыдущей власти Виктора Януковича. Более того, в свое время он входил во фракцию Партии регионов Одесского горсовета.

Несколько лет назад Юрий Васьков руководил строительством порта "Карантинный мол" в Одессе. Грандиознейшая стройка обошлась госбюджету в 2 млрд грн. По данным СМИ, строительство велось с грубыми нарушениями. В результате часть строений ушла под воду, в частности буквально утонул волнолом.

Еще один пример спорных назначений - 25 мая текущего года рассматривались претенденты на замещение вакантных должностей руководителей сразу десятка госпредприятий.

Одним из наиболее популярных госпредприятий оказался "Укрводшлях" - сразу 20 человек захотели претендовать на этот пост. Чиновникам удалось отобрать шесть претендентов. Однако никто из них так и не смог пройти конкурс. На следующий день решением министра инфраструктуры исполняющим обязанности руководителя "Укрводшлях" был назначен Сергей Прохоренко, который даже не прошел первый этап отбора конкурса. По данным СМИ, Сергей Прохоренко якобы является "протеже" первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера.

Свою "компетенцию" показали нынешние руководители Мининфраструктуры и при назначении руководителей портов. Еще в апреле ведомство объявило несколько конкурсов о назначении на должности глав "Ильичевского морского торгового порта" и "Бердянского морского торгового порта". Подведение результатов должно было состояться в 20-ых числах июня. Однако конкурс на самый лакомый актив - "Ильичевский морской торговый порт" - был отменен практически в самый последний момент. Причиной к этому послужило внесение порта в перечень предприятий государственного сектора экономики, которые имеют наибольшие по размерам активы. Теперь конкурс должен быть перезапущен снова, но уже по специальной процедуре назначения глав таких больших предприятий.

Все что удалось Мининфраструктуры из портовых назначений, так это провести конкурс на должность руководителя малозначимого "Бердянского морского торгового порта". Недавно на этот пост был выбран Николай Ильин, который и так с прошлого года исполнял обязанности начальника данного порта

В результате такого прошлого и настоящего управленцев Мининфраструктуры не стоит удивляться тому, что судоходная и портовая отрасли, которые еще 20 лет назад были лидерами в транспортной сфере, утратили свои позиции.

Редакция готова предоставить упомянутым в статье чиновникам возможность высказать свою точку зрения на перечисленные проблемы.

Артем ВОЛОШИН

VEhrNGRrdzVSME13V1VSUmMwNURPVEJaU0ZGMk9VTXJNRmxFVW1kdWVsRnVUa00wTUV3elVYVk9Remt3V1ZSU1owNURkekJaU0ZKbmRFZEJNRmxRVVhWMFIwTXdXVkJTWjA1SFRBPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх