EN|RU|UK
 Политика Украины
  7171  21

 МЫ САМИ НЕ НОВЫЕ… ПРОСТИТЕ, НЕ МЕСТНЫЕ: ЧТО ТОРМОЗИТ РЕФОРМУ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

Недоверие в коалиции, неспешность в законотворчестве и невнимательность к деталям могут привести к тому, что власть не выполнит очередное обещание, с помпой зафиксированное при ее же, власти, оформлении. Речь идет об обещании по-новому провести местные выборы, на которые тем временем весьма рассчитывают вчерашние "регионалы".

По Конституции, данные выборы должны состояться 25 октября. Даже месяц назад многие политики выражали сомнения, что они пройдут в срок. Сейчас сомнения, кажется, исчезли. Но вот по каким правилам это будет - на этот счет сомнений достаточно.

В коалиционном соглашении, подписанном еще 27 ноября прошлого года, парламентарии обещали сменить систему местных выборов от района и выше на так называемую пропорциональную с открытыми списками. Грубо говоря, это значит, что избиратель голосует только за партийные списки, но сам определяет "проходимость" каждого кандидата. Насчет методики тут есть нюансы, о коих немного ниже.

Понятно (и давно), что Крыма и временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей выборы не коснутся. Большинство собеседников Цензор.НЕТ, имеющих отношение к подготовке нового закона, не видят в этом трагедии: провели же без Крыма и части Донбасса парламентские выборы в прошлом году.

Эксперты напоминают, что в частности, "ДНР" и "ЛНР" давно предложен закон об особом статусе: вот пусть выполняют его - будут им местные выборы, признанные Киевом и мировым сообществом.

Первый пошел от Тимошенко

"Батькивщина" - пока единственная из парламентских сил, кто уже подал свой проект, причем за подписью целых 12 депутатов во главе с лично Юлий Тимошенко. Выборы, как там подчеркивается, должны проводиться именно 25 октября 2015 года, всех без исключения городских, поселковых и сельских голов, а также депутатов всех областных, городских, районных, поселковых, сельских и районных в городах советов страны. То есть, включительно с Крымом и Донбассом. Хотя остается и ныне действующее правило, что выборы Верховного Совета Крыма назначает сам этот Совет - разумеется, "в соответствии с Конституцией Украины".

В переходных положениях, правда, сказано, что выборы мэра Севастополя (но только мэра!) не проводятся до принятия нового закона об особенностях местного самоуправления в Севастополе. Такой закон много дебатировался, в разных вариантах, еще при президентстве Януковича.

Впрочем, при сравнении 166-страничного документа с ныне действующим законом бросается в глаза, что существенная новация там одна: максимальное расширение власти партий над своими депутатами на местах.

Проводится это под сосусом все тех же "открытых списков". На деле к ним относится, и то примерно, лишь одна идея: члены партийного списка в орган местного самоуправления распределяются (согласно не очень-то тщательно выписанным правилам) по отдельным квази-округам "с примерно равным количеством избирателей". И уже там каждый должен бороться за победу с политическими конкурентами.

При этом в версии "Батькивщины" первая пятерка списка все равно идет на выборы "чохом". И если избиратели поддерживают данную партию, то и отказать в доверии ее "первопятерочникам" на местах они не могут.

В проекте сказано, что выдвигать своих кандидатов в многомандатных округах якобы могут и избиратели. Но на самом деле - только через парторганизации, причем детали этого процесса практически отсутствуют. Даже отзыв депутата-списочника "по народной инициативе", и тот не обойдется без соответствующей партии: именно в ее местных органах считают подписи избирателей, собранные за отзыв (!), потом голосуют (!!), и только потом передают вердикт в избирком.

Наконец, документ выписан так, что "вышестоящие" партийные структуры, включая центральные, могут отозвать местного депутата и сами. Причем, фактически, для этого достаточно одного лишь их желания.

Финальный штрих: действующий закон позволяет лишить местного депутата полномочий за невыполнение решений соответствующей рады. А в прокте Тимошенко этот пункт почему-то снимается. Зато за несоблюдение линии партии депутату не поздоровится.

"Никто, кроме Батькивщины", голосовать за этот проект не будет", - заявил Цензор.НЕТ народный депутат от БПП, экс-глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Отметим, однако, что соратники Тимошенко хотя бы подсуетились и обозначили позицию, с которой будут торговаться за свои голоса с остальными членами коалиции, когда дойдет до "общего" законопроекта…

Кстати, лидер фракции БПП Юрий Луценко обещал, что такой проект зарегистрируют до конца недели. Но, во всяком случае, в ночь на воскресенье этого еще не произошло.

Общий проект - правда, до конца мая - еще 6 апреля обещал в эфире ICTV и спикер Гройсман. По его словам, тогда уже подготовлено "более пяти" отдельных проектов. Теперь, по словам Луценко, их три: вышеописанный от "Батькивщины" и два от, скажем так, остальной коалиции.

Горы камней преткновения

Насколько удалось выяснить, в других проектах тоже прописаны те или иные варианты "открытых списков" вроде предлагаемого "Батькивщиной". Сельские и поселковые советы продолжают избираться по "мажоритарке", что все эксперты считают здравым.

Вместе с тем, с созданием единого зконопроекта остается большое число правовых, организационных и политических проблем.

К последним относится недоверие внутри коалиции. Некоторые партнеры БПП подозревают Банковую в намерении "слить" часть местных рад на Юге и Востоке под вчерашних "регионалов", как это якобы уже имело место быть в мажоритарных округах на парламентских выборах. Это может позволить "Оппозиционному блоку" укрепить свои позиции в попытках добиться переформатирования коалиции и получить влияние на правительство.

Естественно, больше всего такая перспектива беспокоит действующего премьера Арсения Яценюка. В свою очередь, его недоброжелатели в коалиции утверждают, что первый министр сам виноваты в своем низком рейтинге, который дает его "Народному фронту" невысокие шансы серьезно выступить на местных выборах.

К организационным проблемам относится параллельная подготовка новой Конституции, конкретно - в части децентрализации власти, которой занимается Конституционная комиссия во главе со все тем же Гройсманом.

Теоретически, оба процесса доллжны быть увязаны, об этом - правда, еще в сентябре - говорил и президент Порошенко. Практически же, как в большинстве своем считают опрошенные нами эксперты, с законом о выборах можно успеть, а вот с конституционной реформой - вряд ли.

Как напоминает, в частности, замглавы Комиссии Виктор Мусияка, эту реформу надо принять 226 голосами ВР, провести ее экспертизу Конституционным судом и европейской Венецианской комиссией, и на следующей сессии утвердить 300 голосами. Эксперт сомневается именно в реалистичности последнего пункта.

По этому поводу активизировалось обсуждение идеи, впервые услышанной корреспондентом Цензор.НЕТ еще два месяца назад: избирать новые местные власти на краткий срок (часто звучит фраза "на два года"). А уж новые полномочия ввести для их преемников. По мнению политолога Владимира Фесенко, заодно это снизит накал предвыборной борьбы.

Однако, как полагает глава "Лаборатории законодательных инициатив" Игорь Когут, как раз в силу шаткого политического положения частые выборы стране не нужны. "Россия будет раскачивать ситуацию при каждых выборах", - указывает он. Кроме того, по мнению ряда экспертов, сокращение сроков полномочий местных властей требует уже не просто закона, а изменения Конституции.

Наконец, не совсем ясно, как и кто будет выбирать. В частности, коалиция в прошлом ноябре обещала проводить выборы мэров крупных городов в два тура и по системе абсолютного большинства. Но этого пункта нет даже для Киева в обсуждавшемся выше законопроекте Тимошенко - хотя во времена столичного мэра Леонида Черновецкого как раз "Батькивщина" на этом категорически настаивала.

Непонятно, пойдут ли на этот шаг и УДАР с его союзниками на той же Банковой. В первом туре конкурентов у Виталия Кличко вроде нет - так зачем проводить второй тур?..

Что до избирателей, то, скажем, первый замглавы Центризбиркома Андрей Магера указывает, что несовершенство законов ставит под угрозу участие в местных выборах "переселенцев" с оккупированнх территорий. Хотя Виктор Мусияка видит здесь коллизию: "Если человек временно переехал в этот район, а завтра возьмет и вернется домой - должен ли он был избирать местную власть там, куда переехал?" - спрашивает он.

То есть, вопрос дискутируется. Как и проблема участия в местных выборах бойцов АТО. Так что Игорь Когут даже предполгает, что выборы таки пройдут по старым правилам. "Я не вижу в этом парламенте готовности создать общий закон об этих выборах", - сказал он Цензор.НЕТ. Остальные эксперты менее пессимистичны, но, все до одного, упоминают необходимость "наличия политической воли".

Остается напомнить, что когда к прошлой осени перед новой властью встала дилемма: своевременное проведение парламентских выборов по старому закону или исполнение обещаний о новой избирательной системе - выборы состоялись по-старому…


Александр Михельсон, Цензор.НЕТ

VEhrdlVXdE9RemN3VEZoUmRYUkhRakJNUkZGMlpFTXdNRmxCWnpCS2VsRjFUa2RHTUV4WVVYVTVSMDB3V1VoUmRuUkRPVXg1TDFGemRFZE1NRXhJVVhaMFIwRXdXWFE0TUV4NlVYUmtSMEl3V1V4UmRtUkhUREJNVldjd1RFeFNhVGxEZURCTU4xSm5Ua2RNWms1SFFUQk1XRkpvVGtNck1GbEVVWFpPUjB3PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх