EN|RU|UK
 Политика Украины
  23997  94

 ДИЗЕЛЬНЫЙ СКАНДАЛ С ГОСЗАКУПКАМИ В МИНОБОРОНЫ: ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ

Поручение Президента Украины, уголовное дело Генпрокуратуры и МВД, доклад Президенту контрразведки СБУ, расследование и заседание комитета ВР по обороне и, конечно же, две статьи "Цензор.НЕТ", репосты и лайки в "Фейсбуке"- и Министерство обороны перезаключает договора, и государство экономит около 80 миллионов гривен (точную цифру уточним, подсчитаем после того, как получим новые, перезаключенные договора).

Наше выступление на тему скандала с закупкой дизельного топлива Министерством обороны по ценам выше рыночных получило колоссальный резонанс, и благодаря включению всех государственных органов принесло быстрые результаты.
Скандальные договора по закупке дизельного топлива пересмотрены!

Комитет Верховной Рады по национальной безопасности и обороне провел обсуждение нашей статьи.

Вопреки сообщениям симпатиков Минобороны накануне в соцсетях, секретарь комитета и депутат Блока Порошенко Иван Винник отнюдь не поменял своего мнения по поводу завышенной цены закупки дизельного топлива и снова выразил свое возмущение этой историей. Винник предложил депутатам принять жесткое решение по данному вопросу с оценками действий МО.

Надо отдать должное, Президент Украины дал поручение разобраться компетентным органам с этой историей, и это здорово простимулировало ход расследования. Возбуждено уголовное дело Генеральной прокуратурой Украины с целью проверки фактов, изложенных в наших публикациях.

Депутаты комитета потребовали от Минобороны в кратчайшие сроки разобраться в ситуации и привести цены в соответствие с рыночными. И оказалось, что перезаключение договоров Минобороны с трейдером-победителем конкурса вполне возможно! Стоит только захотеть.

После заседания рабочей группы я записал интервью с директором департамента госзакупок Нелли Стельмах, волонтером Давидом Арахамия и руководством "ОККО". Там будут многие детали этой истории и вообще организации госзакупок в МО.

Нелли и Давид очень неравнодушно отнеслись к ситуации. Спасибо им. Они искренне отвечали на вопросы и всеми силами способствуют абсолютно прозрачному рассмотрению данной закупки топлива.

Итак, результаты на сегодня:

Сразу после заседания комитета ВР в Минобороны прошло заседание рабочей группы в составе Нелли Стельмах, David Braun, Ивана Винника и руководства "ОККО". И тут оказалось, что если захотеть и изменить формулу расчета цены, то можно одним махом сэкономить десятки миллионов для государства. Оказалось, что 17 марта Кабинет министров разрешил оплачивать закупки топлива по предоплате.

А договор на поставку топлива со всеми спецификациями на оплату был подписан 25 марта.

Но, увы, в МО это новое прекрасное постановление, которое позволяет изменить формулу цены на закупку топлива, либо не заметили, либо не сочли возможным изменять формулы договора, уже согласованные 17 февраля в начале переговоров, и 25 марта при подписании договора формула расчета осталась прежней,а цена составила 25980 гривен за тонну.

Первичные переговоры в феврале проводились на старой нормативной базе. А теперь после скандала на это постановление обратили внимание. И пришлось очень кстати - не надо коммерческому трейдеру брать кредит у коммерческого банка под 31% и включать кредитование в цену, и таким образом мы можем не тратить деньги армии на увеличении прибыли коммерческого банка, а закупать максимально гибко. Поскольку МО работает с крупными трейдерами, они, конечно, выполнят оговоренные условия.

К сожалению, еще до публикации "Цензор.НЕТ" один из контрактов на закупку топлива с компанией "Альянс" был оплачен Министерством обороны по старым невыгодным ценам. Узнаем, во сколько обошлась эта сделка, комитет ВР и Иван Винник продолжают расследование этой истории, а мы будем ее освещать.

Раунд переговоров по снижению цены произошел уже после заключения контракта 25 марта. 3 апреля Минобороны провело переговоры с "ОККО", и цена была снижена с 25980 гривен за тонну по договору до 24900 гривен за тонну по факту оплаты (3 апреля на переговорах Нелли Стельмах добилась фактического снижения оплаты по факту именно до этой цифры - 24900). Именно по такой цене - 24900, как я понял, был оплачен контракт с "Альянсом". Тем не менее, формула цены на этом раунде 3 апреля не была пересмотрена - хотя постановление №117 вполне позволяло это сделать. Информационный резонанс позволил ускорить переговорный процесс.

Надо отметить, что МО формирует свои лоты прозрачно, т.е. не сваливает в один лот горючее разных наименований. Таким образом, цена видна сразу. Другие госструктуры так делают не всегда, и затрудняют контроль.

Благодаря сегодняшнему пересмотру договора, Минобороны и "ОККО" заключит новое соглашение - и большая часть топлива будет закуплена по новым, значительно меньшим ценам!

Согласно гарантиям руководства "ОККО", цена будет изменена в договоре с 25980 гривен до 21500 гривен за тонну! Таким образом цена согласно договору снижается сразу примерно на 25% - на 4 490 гривен за тонну.

Ждем текст договора, внимательно его вычитаем и используем для иллюстрации к интервью.

Я спросил директора "ОККО": а можно ли еще снизить цену на дизельное топливо?

Он ответил: "Можно еще снизить. Для этого надо привязать цену на топливо к той же формуле с плавающей ценой, по которой осуществляют закупки коммерческие структуры. Это требует изменения нормативной базы - и в таком случае цены закупки топлива можно будет снизить и сэкономить еще больше средств".

Интересно, запросим в Кабинет Министров и в профильный комитет ВР - можно ли изменить формулу ценообразования для госзакупок в МО по образцу коммерческих структур? Ведь применение такой специальной процедуры позволит сэкономить дополнительное количество государственных финансов в МО.

А потом я спросил у Нелли - а почему не закупается дизель украинского происхождения?

Очевидно, что украинское производство может быть вполне конкурентным по цене с белорусами, особенно если поставщик - государственные компании, но при этом государству больше денег возвращается в казну.

Нелли сказала, что закупать топливо у "Укрнафты" и "Укргазвидобування" Минобороны не может - госпредприятие продает топливо только по процедуре аукциона, а МО не имеет права в таких аукционах участвовать - там свой порядок закупки, безаукционный.

Возможно, правительству следует немедленно обеспечить госкомпаниям возможность участия в конкурсах МО - это повысит конкурентность, снизит цены?

Теперь по поводу заявления директора ГП "Укртранснафтапродукт", который обвинил МО в том, что его не пригласили на торги - Винник приложил к публикации конверт с приглашением от МО, который был доставлен в ГП 25 февраля - через несколько дней после проведения конкурса 17-го.

Нелли предоставила распечатку своего письма из электронной почты, которым она пригласила на конкурс директора ГП с датой 12 февраля.

Что ж, теперь два государственных служащих предоставили взаимоисключающие аргументы в свою пользу. И теперь кто прав и кто виноват - будет рассматривать следствие. Дело не сложное - проверить и сделать кадровые выводы.

В общем, вечером поздно будет интервью - занят буду весь день, раньше не успею. Хочу поблагодарить Нелли Стельмах, Давида Арахамия, руководство "ОККО" за встречу и полезное информативное общение.


Выводы:

1. "Цензор.НЕТ" абсолютно справедливо поднял тему завышения цены закупки дизельного топлива. В результате скандала, поручения президента и совместной работы депутатов, департамента госзакупок, трейдера, условия договоров пересмотрены. Государство сэкономит огромную сумму денег.

2. Минобороны нуждается в самом пристальном гражданском контроле и нуждается в привлечении не только волонтеров, а в привлечении, прежде всего, профессионалов, экспертных групп к организации государственных закупок. Если бы специалисты помогали организации госзакупки дизельного топлива, то принятие постановления правительства №117 не осталось бы незамеченным еще при подписании договора 25 марта. И пересмотреть договора можно было уже тогда, на стадии подписания. Постановление -это не рядовая бумажка - это важнейший нормативный акт.

3. Хочу отметить позитив. Несмотря на огромный политический резонанс и очевидные риски для власти, президент Украины, комитет ВР по нацбезопасности и обороне, контрразведка Службы безопасности, милиция, содействуют объективному и открытому разрешению данной ситуации. На данный момент это факт. Хотелось бы надеяться, что дело будет расследовано и обществу будут представлены официальные результаты в самое ближайшее время.

4. Наибольший вклад внес в расследование народный депутат Блока Порошенко, секретарь комитета ВР Иван Винник. Очень неожиданно. Винник собирается довести дело до конца - хочет изучить контракт "Альянса" - можно ли договориться с трейдером уже после оплаты контракта о дополнительных поставках.

5. Нелли Стельмах и Давид Арахамия готовят комплекс мер по недопущению повторений ситуаций, аналогичных с закупкой дизтоплива. Все по делу. Мне кажется, что большой резонанс этой истории приведет к хорошим результатам и системному повышению прозрачности госзакупок. От себя могу сказать личное мнение, не претендуя на истину - нельзя принимать государственные решения на огромные суммы без привлечения независимых экспертов и постоянного парламентского контроля. Даже самый честный человек без привлечения специалистов может ошибаться. Надо выписать процедуры, которые бы делали такой контроль более эффективным.

6. Правоохранительные органы продолжают расследование уголовного дела.

7. Скоро будет статья по закупкам топлива СБУ, МВД, другими силовиками, госпредприятиями. Есть структуры, которые закупают дизель в два раза выше рыночных цен!

8. Советник президента и советник министра обороны Юрий Бирюков написал хамский статус в отношении "Цензор.НЕТ".
Чиновник Бирюков уже не раз был уличен во лжи. И когда обвинял в уклонении от мобилизации жителей Западной Украины, и когда обвинил батальон "Днепр" в провале наступления ВСУ в Донецком аэропорту, и когда обвинил в сдаче американского радара 55-ю артбригаду, и когда сказал, что "окружение в Дебальцево придумал Бутусов". В данном случае, Бирюков зачем-то попытался оправдать завышение стоимости дизельного топлива, что не может не вызывать вопрос - а на каком основании чиновник защищал эту завышенную цену?


Другие сотрудники Минобороны стремились наоборот - разобраться в ситуации.
Если бы Бирюков вместо написания пасквиля потратил время на изучение вопроса, на консультации с экспертами, на изучение нормативной базы - то есть, на то, что ему положено делать по служебным обязанностям, - то он бы, вероятно, сам обнаружил возможности пересмотреть договора и добиться снижения цены.
Стыдно чиновнику Бирюкову просить деньги у граждан и ругать журналистов за критику и одновременно защищать контракты, по которым Минобороны собиралось заплатить лишних 80 миллионов! Разработку нового головного убора Бирюков почему-то анонсирует, а конкурс на 700 миллионов гривен почему-то анонсировать не стал, хотя это был бы куда более яркий пример для реформы МО.
Странное поведение для госслужащего, который был назначен на должность только благодаря победе революции Достоинства. Только сев в кресло, Бирюков стал надменен, высокомерен, нетерпим к критике и готов сокрыть грубейшие нарушения и ошибки в зоне своей ответственности.

9. Строим демократию, учимся на своих ошибках. Победы и поражения у нас общие.

Что скажут эксперты?



Юрий Бутусов, Цензор.НЕТ

VEhrdlVXdGtSMFF3V1V4U1p6bEhRakJNTjFGemFVUlJjblJIUVRCTWFsRjFVemgyTUV4UVVYWjBSMEl3VEdaUmMwNUROakJaVUZGMk9VTTJNRXhvT0RCWlRGRjJkRU12TUV4MlVYVk9RM2t3VERVNE1FcDZVWFZPUXprd1REZFJjMlJES3pCWlJGRjJkRU01TUZselBRPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх