EN|RU|UK
  308  227

 "ЮЩЕНКО ГОТОВИТ СПЕЦСЛУЖБЫ К ВОЙНЕ С ЯНУКОВИЧЕМ"

Обострение внутриполитической борьбы за контроль над правоохранительными органами, прокуратурой и спецслужбами стало знаковым моментом прошедшей недели.

Экстренная замена почти всей коллегии МВД людьми, связанными с Виктором Януковичем, говорит как о декоративности Василия Цушко, так и о намерении лидера «Регионов» взять под жесткий контроль очередной рычаг управления — милицию. А вот для «ручного» контроля за деятельностью СБУ со стороны секретариата президента создана новая государственная структура. Пытаясь противодействовать этому процессу, антикризисное большинство в Верховной Раде отказалось удовлетворить представление президента Виктора Ющенко об отставке председателя СБУ Игоря Дрижчаного. Развал и уничтожение украинских спецслужб как дееспособного инструмента обеспечения государственной безопасности стало делом ближайшей перспективы.

Причины отставки Дрижчаного представитель президента в ВР Роман Зварич, конечно, не огласил. Неофициальная версия такова: на стол президенту «доброжелатели» Дрижчаного в СП якобы положили распечатки телефонных разговоров неких «объектов наблюдения», среди которых был и сам Виктор Ющенко. Таким образом демонстрировалось доказательство работы Дрижчаного против главы государства. Мол, под кого копаете?!А если к этому добавить тесные связи Дрижчаного с Генпрокуратурой, вызывающей у Ющенко аллергию; доклад СБУ президенту о тематике встреч Виктора Балоги с Виктором Медведчуком; гнев президента по поводу невыполнения Службой своих элементарных обязанностей, вследствие чего на крымской даче Януковича без прохождения пограничного таможенного контроля появляется один из российских вице-премьеров…

Пересидев на «больничном» большую часть правления Александра Турчинова, Дрижчаный заслужил пост главы спецслужбы и звание генерала армии. Сейчас в критический момент Игорь Васильевич вновь «заболел» и, никуда не показываясь, решил дать возможность антикризисной коалиции оставить его в должности жертвы оранжевого террора. (Любопытно, но на сайте СБУ до сих пор, несмотря на указ президента, по-прежнему значится: руководитель — генерал армии Дрижчаный. То есть звание Дрижчаному в соответствии с указом президента сообразительные сотрудники «повысили», но с должности не «сняли», хотя указ об отставке последовал раньше, чем «генеральский». Впрочем, согласно букве закона, считается ли он отставленным без соответствующего решения Рады — вопрос спорный.). Сам же Дрижчаный по большому счету так и не понял, за что был отставлен, поскольку категорически отвергает любые подозрения в своей работе против президента. Он отказался от поста молча, не посмел защитить ни себя, ни свой разрекламированный проект реформы СБУ, который, похоже, уже направлен в утиль.

Кто сменит Дрижчаного — пока не знают в самом секретариате. Согласно последней котировке кулуарных версий, наибольшими шансами располагает бывший начальник управления военной контрразведки, официальный глава Службы безопасности кандидата в президенты Виктора Ющенко, экс-начальник столичного УСБУ Олег Чорноусенко. Но это на сегодняшний день. Сводки с фронтов меняются быстро. С высокой долей вероятности о Черноусенко — человеке насколько порядочном, настолько и мягком, — можно сказать, что он войдет в новую коллегию СБУ на правах зам.возглавляющего контрразведку.

В минувший понедельник президент совершил еще одно беспрецедентное усилие, направленное на внесение ясности в перечень задач, стоящих перед разведорганами, и упорядочивание информационного потока, идущего от них к главе государства. Он впервые за два года провел предметное совещание с главами украинских спецслужб.

Присутствовали: временно исполняющий обязанности председателя СБУ Наливайченко, руководители Службы внешней разведки Маломуж и главного управления разведки Министерства обороны Галака. Кроме того, «совет в Филях» почтили своим присутствием глава Государственной пограничной службы и шеф комитета по военно-техническому сотрудничеству. Разумеется, вместе с Ющенко присутствовал и глава секретариата Виктор Балога. Кстати, к огорчению последнего в беседе принимал участие секретарь СНБОУ Виталий Гайдук, призванный, согласно закону, осуществлять координацию деятельности разведорганов от имени президента.

По данным источников «ЗН» в секретариате президента, речь шла не просто о смотре сил, обсуждались и некие секретные вопросы координации работы между ведомствами, а также нормотворческие новации президента.

Но и после этого совещания Виктор Андреевич, вспомнивший наконец-то о том, что в стране есть спецслужбы и что от них может быть не только вред, но и польза, подписал 12 декабря указ «О мерах по усилению контроля за деятельностью Вооруженных сил Украины и других военных формирований». Как можно сделать вывод из текста, задача — поставить спецслужбу под «ручной» контроль секретариата президента, который и стал инициатором создания документа. Этим указом учреждается новая контрольная структура — Инспекция по вопросам контроля за деятельностью военных формирований. Нечто вроде генеральной военной инспекции, которая существовала при Леониде Кучме. В принципе президент как верховный главнокомандующий имеет на это право. Вот только почему вопросами подобного рода он озаботился лишь через два года, понять сложно. Есть основания полагать, что идею создания Инспекции в президентский секретариат привнес Александр Кузьмук, по свидетельствам очевидцев, поселившийся в приемной у Виктора Балоги. Но что касается самого указа, детализация полномочий Инспекции дается только применительно к СБУ: «вопросы по соблюдению конституционных прав и законодательства в оперативно-розыскной деятельности и деятельности в сфере государственной тайны органов и подразделений Службы безопасности Украины, а также соответствия выданных Службой безопасности Украины положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний Конституции и законам Украины».

В переводе с бюрократического языка на человеческий это означает, что Инспекция станет супервайзером любых действий и решений СБУ и обязана быть в курсе любых проводимых ею операций. Таких масштабных полномочий доселе не имел ни один государственный контролирующий орган, даже прокуратура. И действительно, сколько президентский секретариат может находиться в неведении по поводу того, что творится в силовых структурах? Вот УБОП, например, полтора месяца рыл под команду Ивченко в НАК «Нафтогаз». А президент об этом ни сном, ни духом! И правильно: доколе?!

В СБУ указ президента укрепил ощущение того, что глава государства и его команда до сих пор так и не уяснили специфичности целей и методов работы спецслужбы.

После данного указа о каком-либо тайном специальном ведомстве говорить не приходится. Такая публичность предполагает другой статус — что-то вроде контрольно-ревизионного управления. Подобных прецедентов в практике цивилизованных государств не найти. Более того, даже в Советском Союзе, где деятельность спецслужб находилась под полным контролем ЦК КПСС, существовали грифы секретности, согласно которым информация о многих тайных операциях КГБ была доступна только генеральному секретарю — непосредственному руководителю государства. Причем следует отметить, что, кроме публичного указа о контроле за СБУ, президент издал секретный указ о контроле за внешней разведкой и госслужбой спецсвязи. Сразу хочется спросить авторов этого документа: о каком контроле за государственными тайнами может идти речь, если вся секретная информация должна направляться в стороннюю организацию; если за ходом тайных операций могут следить не только исполнители, но и люди, которые не отвечают за результат и непосредственно не заинтересованы в успехе? Заинтересовано ли государство, чтобы информация, например, о несанкционированном интересе нашей контрразведки к дипломатическим кодам и иностранным посольствам получала хождение по сторонним инстанциям? Стоит ли докладывать, какими методами вербуется агентура и добывается информация, в том числе и за рубежом? Неужели непонятно, что, будучи обязанным «сливать» любую информацию в Инспекцию, ни один из руководителей или оперативников СБУ не рискнет отдать санкцию на проведение какой-либо тайной операции, которая будет способна вызвать политический скандал и навлечь кару на головы всех исполнителей, которые имели несчастье подписаться под документами, позволяющими эту операцию? В истории наших спецслужб и без того нередки примеры, когда оперативные материалы, переданные на доклад лично президенту, оказываются вскоре в руках лиц, против которых ведется следствие. И тогда оперативники из героев невидимого фронта вместо орденов получают ба-а-альшой пинок.

Забудем здравый смысл. Зачем нам контрразведка? У нас все враги внутренние. Но все-таки: как можно создавать очередной правоохранительный орган, если он не имеет никакой правовой базы для своей работы? Инспекция просто не может действовать в правовом поле указа президента. Ведь данные ей президентом полномочия не согласованы с нормативной базой, регламентирующей правоохранительную деятельность и контроль за таковой. В законе об оперативно-розыскной деятельности среди структур, которые имеют право на контроль за этой сферой работы спецслужб, дается исчерпывающий перечень контролирующих структур — никакая инспекция там, конечно, не значится.

Учитывая кадровую политику, которую сейчас секретариат президента проводит в спецслужбе, ни о какой лояльности и речи быть не может. По уверениям многих источников, близких к руководству спецслужбы, секретариат президента готовит в СБУ массовые кадровые чистки. Говорят, что заготовлено 8—12 указов по другим эсбэушным начальникам, причем в первую очередь ожидается смена руководства оперативно-технического управления, которое ведает установкой и контролем средств оперативного наблюдения — «жучков», проще говоря. Со своих должностей уже сняты начальники Ривненского и Волынского областных управлений, но самой знаковой жертвой стал начальник управления «наружки» СБУ. Кто теперь будет руководить тайной слежкой и за кем приоритетно будет вестись наблюдение? Впрочем, это вопрос риторический. Ведь на сегодняшнем этапе становления политической культуры и обострения властных межветвевых войн говорить о том, что для приложения усилий спецслужб закрытых зон не будет — попросту наивно. А это значит, что на мушке МВД будут оппоненты одной политической силы, на мушке СБУ — другой, а за право наводить орудие прокуратуры оппоненты еще намерены побороться.

Перед тем как писать эту статью, автор встретился с целым рядом экспертов, представителей СБУ и Верховной Рады. Состоялась также встреча и с первым заместителем главы секретариата Арсением Яценюком. Арсений Петрович поставил перед собой амбициозную задачу — реформировать СБУ. И сейчас с молодым задором и большой энергией разрабатывает методологию этого непростого процесса. Создание инспекции — разработка, которую он считает вполне эффективной. После предыдущей статьи в «ЗН», где некоторые методы работы Яценюка подверглись критике (как то сбор рекомендаций по реформе спецслужбы путем вызова напрямую, через голову председателя СБУ, в секретариат начальников управлений и подразделений СБУ), Арсений Петрович провел, как он считает, работу над ошибками. На прошедшей неделе Яценюк сложил с себя полномочия куратора СБУ в секретариате. Бремя персонального реформатора спецслужбы нести нелегко. И Яценюк не отказался бы от него, даже несмотря на то, что этот процесс плодит очень много нешуточных врагов. Но в то время, как он набирался знаний и опыта в данной сфере, за спиной Яценюка и без ведома перспективного бюрократа, опытные в аппаратных делах люди, прикрываясь его же именем, по-хозяйски хватко и энергично меняли в СБУ начальников.

У самого Арсения Петровича пока нет никаких намерений возглавить СБУ, но ему действительно интересно провести реформирование важной госструктуры, которое он планирует реализовать на основе своей административной практики. Для Яценюка создание инспекции не столько повод поставить каких-либо протеже в спецслужбу, сколько удобный инструмент реформировать СБУ, действуя за спиной авторитетных товарищей. Честно говоря, при нынешнем подходе шансы Яценюка провести реформу СБУ очень близки к нулю. Методика подхода к реформированию Службы весьма поверхностна, что явствует хотя бы из прочтения недавнего интервью Яценюка в журнале «Корреспондент». Зиждется она на основе повышения качества разработки соответствующих нормативных документов в секретариате. Кроме указа о создании инспекции, специалисты СП допустили несколько курьезов. Например, 20 ноября, накануне отставки Дрижчаного, команда Балоги подготовила указ, направленный против опоры Игоря Васильевича в СБУ — зампредов Валентина Наливайченко и Анатолия Мудрова. Указ гласил, что в СБУ именно заместители председателя не могут быть гражданскими лицами. Наливайченко и Мудров являются штатскими. Указ вступил в силу, но… Президент вопреки своему же указу сохраняет этих людей на должности! Более того, Наливайченко сейчас временно исполняет обязанности председателя, а во время его отсутствия врио становится Мудров.

В изданном на прошедшей неделе распоряжении президента «О мерах по реформированию СБУ» обозначены абсолютно нереальные сроки разработки концепции новой реформы СБУ: за три месяца ее надо не только полностью подготовить, но даже согласовать на коллегии. Вызывает удивление состав комиссии по разработке реформы. Критерии подбора специалистов совершенно непонятны, но судя по составу подбор осуществлен исключительно по политическим мотивам, и, очевидно, на скорую руку. В состав комиссии, например, позабыли включить хотя бы одного представителя института СБУ, профильной структуры, занимавшейся разработкой методологии реформ в самой спецслужбе. Да и многие «зубры» спецслужб почему-то приглашения даже не получили, что не может не вызывать сомнения в качестве запланированной «стахановской» работы.

Самый большой прокол реформы заключается в том, что она, как и предыдущая концепция, совершенно не связана с реформой всей правоохранительной системы и судебной реформой. Опять получается, что хотят построить порядок в отдельно взятом ведомстве, а под сурдинку бесконечного реформирования опять будут в ручном режиме тасоваться кадры. Зачем секретариату президента новый очаг напряженности? Ведь немотивированные кадровые решения только создают проблемы самому президенту. Вспомним, что нынешние враги президента в Генпрокуратуре, конфликт с которыми он сознательно обостряет, — его же недавние выдвиженцы! И сам Ющенко, и люди, находившиеся в его ближайшем окружении, были главными лоббистами назначения и генерального прокурора Александра Медведько и начальника следственного управления ГПУ Рената Кузьмина.

Нынешнее положение дел, вполне вероятно, может подтолкнуть президента к настроениям, при которых на ответственные должности будут назначаться люди верные, а не высокопрофессиональные. Отчет нового зампреда Александра Скипальского после трехнедельной работы в Донецке не порадовал секретариат какими-либо оптимистическими перспективами, скорее наоборот… Вряд ли это назначение станет долгосрочным — Скипальский на этом посту не пользуется авторитетом ни в эсбэушных, ни в политических кругах. Подобные действия оказывают разлагающее действие на личный состав. В настоящее время большая часть рабочего времени высшего и среднего командного состава спецслужбы уходит не на исполнение служебных обязанностей, а на кулуарные политические маневры. Происходящее в секретариате основная часть сотрудников СБУ восприняла как сигнал — ваша карьера зависит исключительно от политической лояльности, и ни от чего более. В принципе, сигнал не новый, и многие в Службе, чего греха таить, как и раньше, готовы его улавливать. Если бы не одно «но»: если бы не ощущение, что их судьбы и судьбы конторы пытаются вершить люди, понимающие в этом примерно столько, сколько недовольный пациент в реформировании системы здравоохранения или недовольный родитель в системе реформирования средней школы.

На что же рассчитывает президент и его команда, пытаясь столь жесткими мерами взять под полный контроль спецслужбы? Очевидно, на перспективность силового сценария в противостоянии между ветвями власти, и получении большей свободы действий в случае назначения досрочных парламентских выборов. По одной из версий, секретариат готовит отставку генерального прокурора Медведько, рассчитывая получить в Верховной Раде поддержку не только «НУ» и БЮТ, но и голоса социалистов, которые неоднократно грозили Медведько отставкой за отсутствие какого-либо продвижения в разоблачении организаторов убийства Георгия Гонгадзе.

И здесь у Ющенко есть джокер. Депутат-«регионал» Святослав Пискун, бывший генеральный прокурор, вполне может добиться третьего пришествия в Генпрокуратуру — и снова-таки по решению суда. Пискун, конечно, не тот человек, который будет как солдат выполнять приказы лишь одной стороны противостояния (слишком жизнелюбив), но в секретариате есть люди, которые уверены, что с ним можно договориться.

Допустим, на Банковую прилетит Санта-Клаус (не Мороз же!), и антикризисная коалиция одобрит создание новой инспекции. Допустим, работа спецслужб будет поставлена секретариатом президента под полный контроль посредством инспекции. Но куда при нынешних настроениях в СБУ вначале попадут материалы оперативной разработки оппонентов президента — на стол Балоги или на стол Клюева? Можно предположить, что своими неуклюжими действиями по реформе спецслужб Виктор Андреевич только укрепляет своих политических оппонентов. А ведь еще Левша, умирая на чужбине, просил: «Передайте нашим — нельзя песком чистить ружья». СБУ, как любой государственный институт, нуждается в «чистках» и реформе. Проблем у спецслужбы и со спецслужбой — выше крыши. Но решать их на марше, делая политический и косметический ремонт; использовать терминологию, на которую не решался даже Берия, — означает запустить бумеранг из стеклянного дома.

Перед вероятными досрочными выборами лучшей рекламой пропрезидентской политической силы могут стать, как полагают некоторые политтехнологи, эффектные акции в стиле «Бандитам — тюрьмы!», удары по мафии, повисшей на некоторых ветвях власти. Со времен Майдана много воды утекло, и слишком много полномочий потерял президент, в свое время сделавший немало антикоррупционных заявлений, но не обеспечивший, вопреки полному набору полномочий, их реализацию. Может, стоит задуматься об эффективности новой стратегии? Быть может, президент сможет победить «донецких», используя «недонецкие» и «незакарпатские» методы, а доказав, что он является более успешным государственным менеджером в тех отраслях, которые он контролирует? Ведь для прямого противостояния полномочий никогда не хватает. Насколько реально достижение победы в войне между государственными ведомствами, между президентом и правительством, между президентом и большинством в парламенте, между судами, между спецслужбами и милицией? Вряд ли кто-либо из ведущих игроков украинской политики сомневается в своей победе. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что в этой войне не может быть победителей.

Источник: Зеркало недели
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
    Страница 3 из 3
    <<<1 2 3
    Страница 3 из 3
    <<<1 2 3
     
     
     
     
     
     вверх