EN|RU|UK
 Экономика
  26815  68

 ГРАБЕЖ НА УНИЧТОЖЕНИЕ: ВОРОВСТВО РОССИЕЙ СОТЕН ТЫСЯЧ ЛИТРОВ ТОПЛИВА РАЗРУШАЕТ УКРАИНСКИЙ НЕФТЕПРОВОД

"Происходит откачка технологических объемов, невзирая на постановления суда. В частности, целую ночь с 27 на 28 декабря откачивали дизтопливо, перегоняя его в Венгрию. Фактически, кроме сумасшедших денег, Украина теряет этот продуктопровод, так как он разрушается без технологического объема. Всего они откачали порядка 700 000 л уже", - так обрисовал Цензор.НЕТ критическую ситуацию Андрей Бойчук, директор департамента по вопросам функционирования и реформирования нефтегазового сектора Минэнерго. Речь идет о неконтролируемых государством процессах на нефтепроводах Украины, ранее принадлежавших российской компании "Транснефть".

Дело в том, что проходящие по Украине участки нефтепроводов "Самара-Западное направление" и "Грозный -Армавир-Трудовая" общей протяженностью 1433 километра признаны собственностью Украины. Соответствующее решение принял Ривненский апелляционный хозяйственный суд. Как пояснили в Генеральной прокуратуре Украины, участки нефтепродуктопроводов были незаконно оформлены на дочернее предприятие "ПрикарпатЗападтранс". А объем прокачки "ПрикарпатЗападтранса" составляет 1,7 миллиона тонн дизельного топлива в год, включая транзит и внутренний рынок. В 2010 году по нему было экспортировано около 2 миллионов тонн нефтепродуктов, в том числе 1 миллион тонн в Венгрию. Вот и забеспокоились незаконные пользователи и, приворовывая, стали воплощать принцип "Так не достанься же ты никому!"

Предыстория


После развала СССР не все имущество сразу распределили: спорных на протяжении двух десятков лет объектов в Украине насчитывалось около двадцати. Один из них - часть магистральных нефтепродуктопроводов "Грозный-Армавир-Трудовая" и "Самара-Западное направление", проходящая по территории Украины, длиной 1433 км. По этому трубопроводу довольно успешно транспортируются российские светлые нефтепродукты (дизтопливо) по Украине и за ее пределы.

Эксплуатировала трубу компания "ПрикарпатЗападтранс", дочернее предприятие российской акционерной компании "Транснефтепродукт". ДП, которое зарегистрировано в 2001 году и является правопреемником Прикарпатского управления "Прикарпаттранснефтепродукт", созданного в 1970 году. Центральный офис "дочки" расположен в городе Ривне, а ее структурные подразделения - в Житомирской, Львовской, Закарпатской и Ривненской областях. ДП распоряжается объектами на территории Житомирской, Хмельницкой, Ривненской, Волынской, Тернопольской, Львовской и Закарпатской областей.

В 1995 году между правительством Украины и правительством Российской Федерации было заключено соглашение об эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая, проходящих по территории Украины. Тогда было определено, что трубопроводы эксплуатируются предприятиями АК "Транснефтепродукт". Это соглашение ратифицировано Верховной Радой Украины в виде закона. В то же время, по поручению правительства Фонд государственного имущества Украины обязался определить правовой статус указанных нефтепродуктопроводов в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности. Фонд совместно с российской стороной проводил работу по сбору документов, необходимых для урегулирования прав собственности. Однако ни РФ, ни Украина до 2011 года права собственности на украинскую часть этих магистральных трубопроводов не получили.

22 марта 2011 года Хозяйственный суд Ривненской области удовлетворил иск заместителя Генерального прокурора Украины, поданный в интересах государства в лице Фонда госимущества Украины к дочернему предприятию "ПрикарпатЗападтранс" о признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Иск поддержали Министерство энергетики и угольной промышленности Украины. Очевидно, именно тогдашний глава Минтопэнерго Юрий Бойко и инициировал иск: во времена "крепкого хозяйственника" Януковича, который прибирал к рукам все, что видел, в стране не осталось ни одного неучтенного имущества. Однако, какую бы цель ни преследовал Бойко, начиная судебную тяжбу с российской компанией, этот иск хорошо послужил Украине.

С российской колокольни

Российская компания и ее "дочка", как и, собственно, государство РФ, не могли смириться с потерей такого стратегически важного объекта и в течение трех с половиной лет совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Российской Федерации пытались оспорить это решение во всех судебных инстанциях. Им даже однажды удалось качнуть весы Фемиды в свою пользу. Но Высший хозяйственный суд Украины отправил дело на новое апелляционное рассмотрение по существу.

25 ноября 2014 года Ривненский апелляционный хозяйственный суд, тщательно проанализировав правовые позиции сторон, своим постановлением оставил в силе решение Хозяйственного суда Ривненской области от 22.03.2011 г., т. е. признал право собственности на спорную часть магистральных нефтепродуктопроводов общей протяженностью 1433 км за государством Украина в лице Фонда государственного имущества Украины и вытребовал это имущество из владения ДП "ПрикарпатЗападтранс".

Аргументы российской стороны не выдерживали никакой критики, взять хотя бы основной довод, будто эти магистральные нефтепродуктопроводы не находились в общесоюзной собственности, а были только на балансе РСФСР, а в территориальное деление имущества СССР не подпадают. Действительно, в свое время магистральные трубопроводы были переданы из общесоюзной собственности в ведение Госкомнефтепродукта РСФСР, однако 6 марта 1991 был принят Закон СССР "О собственности в СССР", которым было определено, что магистральный трубопроводный транспорт, которым является нефтепродуктопровод, находится в общесоюзной собственности. Таким образом, к моменту провозглашения независимости Украины (24.08.1991 г.) Указанное имущество находилось во всесоюзной собственности. Поэтому с 24.08.1991 г. магистральный трубопроводный транспорт, который расположен на территории Украины, стал собственностью Украины на основании правопреемства.

ДП "ПрикарпатЗападтранс" пыталось доказать, что подобные дела вообще не должны решаться в судебном порядке, ссылаясь при этом на законодательство по объектам социального назначения, как будто магистральный трубопровод можно приравнять к санаторию-профилакторию. Суд также проигнорировал довольно неуклюжую попытку ДП выдать трубопровод за... иностранную инвестицию.

Выдавливание топлива

Решение суда вступило в законную силу, 1433 км магистрального трубопровода на законном основании признаны собственностью государства Украина. На страницах газет появилась новость, что по иску Генеральной прокуратуры Украины 1433 км нефтепродуктопровода возвращены в государственную собственность. В планах государства было отстранение ДП "ПрикарпатЗападтранс" от оперативного управления и передача его украинской государственной компании, например, "Предприятию по обеспечению нефтепродуктами". Такое теперь название у уже бывшего "Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами", которое после оккупации Крыма потеряло имущество, однако сохранило штат опытных специалистов. Такой шаг, с одной стороны, помог бы сохранению трубопровода как стратегического объекта, а с другой - способствовал защите интересов государственного предприятия, пострадавшего в результате российской оккупации (хочется верить, временной).

Но через две недели после вынесения судебного решения и.о. директора ДП "ПрикарпатЗападтранс" А.П.Ковальчук обратился в ОАО "Укртранснафта" с просьбой об аренде магистрально-компрессорной азотной установки (МКАУ). Он объяснил, что ДП "ПрикарпатЗападтранс" планирует выполнение работ по вытеснению нефтепродукта из магистрального нефтепродуктопровода от государственной границы с Республикой Беларусь к государственной границе с Венгрией. Дело в том, что указанный магистральный трубопровод - это не только большая и длинная труба, которая пересекает Украину с востока на запад, но и то, что в ней: то есть, соответствующий технологический объем дизельного топлива, без которого невозможно обеспечить движение этой жидкости. Именно благодаря ему труба работает: с одной стороны в нее закачивают дизель, с другой - получают, причем, мгновенно, с наименьшими потерями и затратами на транспортировку. Этот технологический объем является неотъемлемой частью трубопровода, без него нефтепровод просто не сдали бы в эксплуатацию. Но руководство ДП "ПрикарпатЗападтранс" цинично делает вид, что не знает этих очевидных вещей. Мол, вы же только трубу отсудили, так и забирайте ее, а мы откачаем "наше" дизельное топливо, в постановлении суда о нем ничего не сказано, значит, оно - наше. Действительно, вопрос принадлежности технологического объема в суде не рассматривался. Истец, вероятно, решил, что это очевидные вещи, которые не требуют отдельного упоминания, а ответчик воспользовался этим.

Тем не менее, трубопровод фактически уже наполовину пуст. "Менеджмент дочерних предприятий российской компании "Транснефтепродукт" хорошо спланировал этот грабеж: сначала они опустошили отрезок от Беларуси до условного Новоград-Волынского, перекачали объем на Смыгу, а теперь гонят его на Венгрию - видимо, с той стороной есть определенная договоренность. Кроме менеджмента, этот грабеж обеспечивает охранная фирма "Рикона" - 20-30 человек с автоматами на каждом объекте", - говорит Андрей Бойчук. Технологический запас дизтоплива составлял около 120 тыс. т. Если учесть среднерыночную стоимость нефтепродукта, ДП скачает из трубы топлива более чем на два миллиарда гривен! Эти деньги будут окончательно потеряны для государства. Но это не самое страшное. Пустая труба - это уже не нефтепродуктопровод, а декорация. Ею просто невозможно пользоваться. Ну, разве что опять закачав в нее 120 тыс. т топлива, что является просто нереальным. И из-за отсутствия средств, и из-за невозможности сделать это с территории Украины. Таким образом, вытеснение нефтепродукта приведет к полной остановке работы магистрального нефтепродуктопровода, потере 780 рабочих мест, в конечном итоге - к значительным убыткам, потому что бюджетные поступления на всех уровнях уменьшатся на сумму, превышающую 75 млн грн в год. Более того, если трубопровод не рекомендуется эксплуатировать, он начнет изнутри ржаветь, а впоследствии станет вообще непригоден для использования.

Цензор.НЕТ пробовал связаться с руководством предприятия "ПрикарпатЗападтранс ", а также обеспечивающей автоматчиками грабеж среди бела дня охранной фирмой "Рикона", однако ни один телефон, указанный на сайтах предприятий, не отвечает. " Менеджмент до сего времени скрывался, что затрудняло вручение постановления суда, однако 28 декабря оно вручено, и начальник ЛПДС "Дубрыничи" Стецык И.В. подписал его при получении", - говорит Андрей Бойчук. Возможно, это остановит уничтожение продуктопровода, ведь н а самом деле, ущерб от окончательного вытеснения технологического запаса будет нанесен не только Украине. Благодаря этому трубопроводу осуществляют продажу своего нефтепродукта российские компании, которые экспортируют его не столько в Украину, сколько за границу, украинская часть - только 30%. То есть, своими действиями "дочка" российской государственной акционерной компании "Транснефтепродукт" нанесет ущерб не только Украине, но и российским нефтеперерабатывающим заводам, которые живут от продажи дизельного топлива и гонят его по трубопроводу на Запад. Им нужно будет искать другие пути поставок, что, конечно, не лучшим образом повлияет на себестоимость горючего и сделает путь от производителя к потребителю значительно длиннее.

Как стало известно Цензор.НЕТ, 29 декабря дочернему предприятию "ПрикарпатЗападтранс" вручили постановление государственной исполнительной службы об открытии исполнительного производства по выполнению постановления Хозяйственного суда Ривненской области от 22.12.2014 года и объявили вступительную и резолютивную часть указанного постановления. От принятия Постановления суда сотрудники отказались, о чем составлен соответствующий акт.

Юрий ШЕВЧЕНКО, Цензор.НЕТ

VEhrNGRrdzVRemt3VEZoU2FFNUhRekJaZURnd1RETlJkR1JIUlRCWlRGRjBaRU12TUZsRVVYWjBRM2t3VERkUmRFaDZVVzlPUXlzd1dVaFNaMlJETkRCWk9EMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх