EN|RU|UK
 Политика Украины
  23486  40

 О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УКРАИНЕ

Утвержден новый состав Кабинета Министров Украины. На фоне существующих проблем в экономике и отсутствия какого-либо экономического роста в Украине появление на должностях министров финансов, экономики и здравоохранения иностранных специалистов воспринимается как нечто, что, возможно, наконец, позволит сдвинуться с мертвой точки.

Как сообщает Цензор.НЕТ об этом в своей статье пишет Президент Ассоциации "Украинские оборонные технологии" Владимир Грек.

Но не оставлял беспокойства вопрос, а все ли отрасли экономики Украины получили своих министров. Какое из министерств будет в этом правительстве отвечать за развитие промышленности? А это ракетостроение, авиастроение, автомобилестроение, кораблестроение, оборонная промышленность. Почему указанные отрасли экономики, которые должны определять лицо украинского государства остаются бесхозными.

Наука об управлении учит тому, что структуры создаются под задачи. Неужели наше государство не ставит перед собой задачи по развитию указанных высокотехнологичных отраслей промышленности? Если такие задачи есть, то правомерно поставить вопрос, а кто за это отвечает, если нет, то возникает вопрос компетентности людей, которые формирует стратегию развития государства.

Несколько лет назад в Украине было ликвидировано министерство промышленной политики. Космическая отрасль сохранилась в лице Государственного космического агентства. Авиационная отрасль осталась бесхозной и разорванной на части. Оборонная отрасль передана государством в управление хозяйственной структуре в лице Государственного концерна «Укроборонпром».

Закон Украины об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе вывел участников концерна (предприятия оборонной промышленности) из сферы управлении органов исполнительной власти. Управление концерном возложено на Наблюдательный совет. При этом, обращаю внимание, определено, что Наблюдательный совет действует на общественных началах. Но именно на этот орган управления возлагается ответственность за определение стратегии развития оборонной промышленности, направлений его деятельности, принятие решений по развитию, ликвидации предприятий и их жизнедеятельности.

По сути это означает, что государство практически переложило ответственность за развитие оборонной промышленности и обороноспособность государства, в части обеспечения ВСУ вооружением и военной техникой на хозяйственную структуру, какой и является концерн «Укроборонпром».

Созданная система управления в оборонном секторе экономики, не соответствует ст.17 Конституции Украины, которая определяет, что обеспечение экономической безопасности страны является важнейшей функцией государства.

Концерн не охватывает все сферы деятельности оборонной промышленности. В него не входят предприятия авиационной отрасли. Проведенная реформа в сфере ОПК разорвала связи между конструкторскими бюро и заводами производителями, которые всегда работали в рамках одной отрасли. В качестве примера можно привести к чему привели реформы в авиационной отрасли. Основные предприятия, которые и позволяют говорить о возможности развития авиации в Украине оказались в разных сферах управления: ДП Антонов, вроде бы в сфере управления Министерства экономического развития и торговли; ДП "Ивченко-Прогресс", в сфере управления ДК «Укроборонпром»; ООО Мотор-Сич приватизировано и находится вне стратегии и планов государственного развития.

Не углубляясь в законодательную сферу, можно с высокой степенью уверенности сказать, что в документах по созданию концерна «Укроборонпром» просматриваются признаки нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, прежде всего в вопросах высокой концентрации субъектов хозяйствования, их финансовой зависимости от концерна. В этих условиях настораживает, что создание концерна не было согласовано с Антимонопольным комитетом Украины.

Анализ деятельности концерна показывает, что его создание привело к еще большей монополизации производства, к снижению конкуренции и росту цен на продукцию предприятий концерна, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На уровне цен, безусловно, отражается необходимость содержания аппарата Концерна и обеспечения его жизнедеятельности, что возможно только за счет хозяйственной деятельности предприятий.

Концерн не стал и не может стать государственным органом управления в сфере ВТС, который бы системно представлял интересы государства при организации сотрудничества с другими странами. Он не имеет права законодательной инициативы, не является государственным распорядителем бюджетных средств, а следовательно, никак не может обеспечить развитие оборонных производственных мощностей, создание новых технологий, организации научных исследований в оборонной сфере, подготовку кадров для оборонных предприятий.

Существующие отдельные структурные подразделения в составе Министерства обороны и Министерства экономического развития и торговли, которые занимаются этим направлением деятельности, также не имеют возможности влиять на указанные процессы на государственном уровне и работают не эффективно.

В этих условиях невольно возникает ряд вопросов.

Какой орган государственного управления отвечает, за:

определение стратегии, направлений развития и планирование развития промышленности Украины;

планирование, организацию, финансовое обеспечение подготовки производства и развития современных технологий в производственной сфере;

оптимизацию существующих и внедрение новых производственных мощностей;

контроль выполнения государственного заказа по разработке и производству вооружения и военной техники предприятиями отрасли;

организацию научной работы в сфере машиностроения, прикладных исследований в КБ и НИИ отрасли; организацию фундаментальных исследований подразделениями НАНУ в интересах предприятий промышленности;

выработку требований к подготовке специалистов в высших учебных заведениях для потребностей предприятий промышленности, организацию подготовки специалистов рабочих специальностей;

организацию сотрудничества с другими странами в целях формирования международных коопераций по созданию новых видов промышленной продукции, внедрение современных иностранных технологий на предприятиях, разработку программ развития;

обеспечение продвижения продукции предприятий на международные рынки, проведение маркетинговых исследований и организацию закупки необходимого для предприятий иностранного промышленного оборудования и станков.

И вот наконец сегодня 11 декабря 2014 года, ми услышали от Премьер -Министра, что в рамках Программы действий правительства предполагается сформировать новый Государственный орган управления - Агентство по вопросам ОПК.

Эксперты вздохнули с облегчением. Но зададимся вопросом, а достаточно ли уровня руководителя агентства для решения важнейших вопросов обеспечения Вооруженных Сил Украины вооружением и военной техникой? Ведь важнейшие решения принимает Кабинет Министров Украины, а руководитель агентства не входит в его состав. В этих условиях, а также учитывая ситуацию на востоке Украины было правильней создать Министерство оборонной промышленности Украины.

Но, радует уже то, что процесс организации государственного управления в области оборонной промышленности начался.

Дальше посмотрим.



VEhrNGRrdzVRM2t3VERkUmRuUkhRVEJaVUZGMGRFTXhNRXd6VVhWT1F6Rm1Ua01yTUV4SVVYWjBSMEV3VERkUmRtUkRkMlpPUTJvd1RISlNaMDVES3pCTVNGRjJkRWRCTUV3M1VYWmtReTh3V1VSUmRuUkRPQT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх