EN|RU|UK
 Экономика
  13440  25

 Своим – всё, чужим – закон, или Почему возобновились старые схемы на украинских таможнях?


Автор: Татьяна Галковская

На недавней встрече Владимира Зеленского с бизнесом рефреном звучала тема контрабанды. Предприниматели говорили о том, что старые схемы, которые только, было, остановили, опять начали работать. Президент обещал, что покончит и с контрабандой, и со всеми схемами, через которые деньги оседают в карманах у чиновников-коррупционеров.

В прошлую субботу, 6 июля, он побывал на Закарпатской таможне, где устроил настоящий разнос чиновникам, настоятельно посоветовав уволиться начальникам Львовской, Черновицкой, Закарпатской и Волынской таможен. Разговор был очень жестким, Зеленский задавал вполне логичные вопросы: "зачем вы пришли на таможню, если очень низкие зарплаты", "откуда у вас айфон, если зарплаты маленькие", "скажите, у нас есть контрабанда", "а как вы с ней боретесь", "сколько дел в суд передали", "если вы не можете остановить контрабанду, зачем вы там работаете".

Вместе с Президентом на Закарпатье, в том числе, приехали и и.о. главы СБУ Иван Баканов, глава Офиса Президента Андрей Богдан, новый глава Гостаможслужбы Максим Нефьодов, и.о. главы ГФС Александр Власов.

Последнему тоже был адресован ряд неудобных вопросов, однако, говоря языком чиновников, оргвыводов не последовало.

Между тем, по данным Общественного совета ГУ ГФС в Одесской области, именно Александр Власов стоит за большинством наиболее "эффективных" схем на таможне. Еще в прошлом году глава Совета Виктор Берестенко обнародовал эту информацию, и показал, как работают все эти схемы на Одесской таможне, которую в то время как раз возглавлял Власов. После этого в мае 2018-го была проведена тематическая проверка Одесской таможни, по результатам которой составлен акт проверки на 159 страниц (!), которым были задокументированы нарушения.

Проверка проводилась выборочно, тем не менее, были выявлены вопиющие случаи нарушения законодательства и нанесения государству существенного ущерба. По словам Виктора Берестенко, были выявлены 15 видов нарушений на Одесской таможне.

Среди них есть несколько наиболее возмутительных. Так, компании, близкие к А. Власову, проводили таможенное оформление транспортных средств с занижением таможенной стоимости в среднем на 30-40%. Минимизация таможенных платежей только по данным выборочной проверки составила порядка 1 млн. грн. Если бы проверка была проведена полностью, то, предполагают в Общественном совете, недоплата составила бы сотни миллионов гривен.

Своим – всё, чужим – закон, или Почему возобновились старые схемы на украинских таможнях? 01

Или же – время таможенного оформления. Есть группа компаний, таможенное оформление которых проводилось в течение нескольких минут. А те компании, которые не хотят действовать по этой схеме, вынуждены оформлять свои транспортные средства неделями. В акте проверки задокументировано, что таможенное оформление составляло около 90 часов – порядка 4 суток, что является грубым нарушением Таможенного кодекса.

Еще одно нарушение, на которое обращает внимание В. Берестенко, это оформление кондиционеров. По его словам, схема очень проста. Есть ряд компаний, которым таможня определяла на одну и ту же позицию товара по одному и тому же товару один код, с которого оплачивалось 10% таможенных платежей - это неугодные компании. Есть те, которым определялось 2%, это приближенные, и есть "свои" компании, которым таможня определяла код с нулевой ставкой пошлины. То есть, вообще освобождая от любых платежей в бюджет. И это также задокументировано в акте проверки деятельности Одесской таможни, во время руководства ею Власовым.

Глава Общественного совета отметил подмену номенклатуры товаров, а также игры с минимизацией, которые ведут к уменьшению таможенных платежей, в том числе, через подмену страны происхождения товаров. У нас есть страны, которые используют преференции, и их товары освобождаются от таможенных платежей. В ряде случаев эти преференции были использованы необоснованно.

В свое время, было много информации о краже 37 контейнеров, принятых на хранение, конфискованных и изъятых по решению суда за нарушение таможенных правил. Сумма недостач по данному имуществу составила порядка 223 млн грн. Каким образом таможня конфисковывает, а потом это куда-то теряется? Как это происходит?

Как считают в Общественном совете, основная идея заключается в том, чтобы создать условия, при которых бизнес загоняется в схему. Схема – организация официальных платежей в бюджет, чтобы потом минимизированные платежи распределить по определенным карманам.

По результатам акта проверки в конце августе того же года Власова отстранили от должности в связи с обвинениями в причастности к краже тех самых 36 контейнеров. Однако совершенно неожиданно в дело в дело вмешался премьер Владимир Гройсман, и Кабмин, всего спустя две недели – 5 сентября – назначает А. Власова исполняющим обязанности главы ГФС!

Своим – всё, чужим – закон, или Почему возобновились старые схемы на украинских таможнях? 02

Несмотря на обвинения прокуратуры, акт проверки и открытые против него 6 уголовных дел, Александр Власов объявил о необходимости усилить борьбу с тем, в чем, как раз, его и обвиняли в 2018 году – с контрабандой. В результате, 28 мая 2019 года он объявил о начале операции "Бастион". В качестве ее основных целей были названы необходимость перекрыть каналы контрабанды, остановить злоупотребления на таможне, а также обещание ежемесячно давать дополнительно в бюджет 2 и более млрд грн.

В ГФС операцию считают успешной. Ежедневно на сайте ведомства появляются новости об успехах "Бастиона". То изъяли контрабандный спирт, сигареты, лекарства или янтарь, то поймали предпринимателя, который вдвое занизил стоимость своего авто или же обнаружили несколько тонн незадекларированного мазута. Но даже, если поверить, что операция эффективна, возникает вопрос: а без "Бастиона" все эти товары так и шли в страну или из нее с нарушениями, а бюджет терял деньги? Или же для проведения операции наняли каких-то других таможенников, более обученных и честных? Зачем в принципе понадобилась спецоперация?

Виктор Берестенко полагает, что для реанимации схем, вскрытых актом служебной проверки деятельности Власова на должности начальника Одесской таможни, и их масштабирования на все таможни страны.

Как рассказали представители бизнеса, на сегодняшний день работа таможенной зоны полностью парализована, таможенный терминал заполнен нерастаможенными автомобилями. Их количество таково, что невозможно за один день все оформить. Такая ситуация возникла из-за договоренностей высшего руководства ГФС и группы предприятий, которые входят в группу Южная Пальмира (ее связывают с Александром Власовым). Эти предприятия пытаются взять под контроль оформление в Автохабе. Он сегодня разделен на две очереди таможенного оформления. Первая – это общая очередь подачи электронных деклараций, а вторая – оформление через другую таможенную точку, где обыкновенно открываются автомобили. Подать там таможенную декларацию и оформить ее на сегодня практически невозможно. В этой очереди находится 300-400 автомобилей. Очередь идет медленно. При этом, ежедневно меняется курс и, естественно, приходится каждый день подавать декларацию заново. Плюс осмотры, таможенная оценка… В результате, декларации находятся от недели до двух недель в электронной очереди. Отследить же это невозможно из-за того, что декларации подаются ежедневно и можно лишь увидеть, когда подали ее в данный конкретный день.

Заместитель В. Берестенко в Общественном совете Владимир Максимович считает, что на Одесской таможне создана система коррупции и контрабанды: "Когда-то Аугусто Пиночет, чилийский диктатор, говорил: "своим всё – чужим закон". Так вот, на одесской таможне действует это правило. Сутками люди не могут оформить грузы. Делают взвешивание, вынимание всего груза, на этом хозяева товаров несут миллионные убытки. При этом, проценты выявленных нарушений – единицы".

Кроме того, отмечает Максимович, на таможне специально созданы условия, при которых сотрудники просто не могут не требовать деньги от бизнеса:

"Постоянно меняется кадровый состав таможни, постоянно идут посадки. Есть месяцы, когда по одному человеку сажают, есть – когда по 5 сразу. В сентябре прошлого года начальника отдела Одесской таможни, причем, находившегося не на оперативной работе. Это, по сути, элита таможни. В Южном порту задерживается начальник отдела оформления за взятку 600 долларов. Это сотрудник, который всю жизнь проработал в таможне. Женщина должна была уже выйти на пенсию. Но система создана такая, что нужно брать. Если нет плана по инкассации сверху, то таможенник работает без взяток. Но если ему спускается сверху план, сколько он должен со смены сдать, за месяц и так далее? Тогда единицы ловят, а остальные выполняют план. Причем, им говорят – если нет денег, то приносите из дому, иначе вы работать не будете. Мы взяли только одесскую таможню, но тут нужно ломать всю систему".

Общественный совет при ГУ ГФС на Одесской таможне постоянно информирует высшее руководство страны о том, что происходит.

"В частности, мы обратились в правоохранительные органы по поводу злоупотреблений на Одесской таможне. Почти во всех экспертных сообществах оцениваются потери бюджета от поступлений в таможню из-за этих схем – порядка 30-40%. Если мы умножим этот показатель на объем поступлений, это составит порядка 100 млрд грн ежегодно. Т.е. не 2 млрд в месяц, как анонсировал Власов", - говорит В. Берестенко.

Он далее отметил, что члены Совета "подготовили обращение с актом проверки, с документом, на основании которого в нормальных цивилизованных странах, уже давно не только бы отстранили, но и посадили. Мы требуем, чтобы Власова отстранили от исполнения обязанностей главы ГФС и расследовали его, по нашему мнению, незаконную деятельность".

"Цензор.НЕТ" направил ряд вопросов и.о. главы ГФС Александру Власову относительно эффективности "Бастиона". Мы поинтересовались, как он может прокомментировать тот факт, что, по словам представителей бизнеса, после начала операции "Бастион" старые теневые схемы вернулись. В ответ нам сообщили следующее:

"Мы неоднократно встречались с бизнесом, представителями Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты, в постоянном контакте находимся с "Укрлегпромом". Ни от одной компании мы не слышали жалоб на суть операции или возвращение теневых схем.

…Аналитика последних месяцев нам показала, что все же существует ряд схем, именно поэтому мы и предложили премьер-министру, министру финансов начать "Бастион" и в режиме 24/7 контролировать операции по поставке товаров в Украине от таможенной границы до потребителя".

Также мы поинтересовались первыми результатами "Бастиона". Как говорится в ответном письме, "среднедневные таможенные отчисления составили более 1.5 млрд грн, что является очень неплохим показателем за последние годы. В некоторые дни после запуска операции поступления в день превышали 2 млрд грн. Платежи по товарам широкого потребления и промышленной группы увеличились на 15-20%.

Пример по турецкому товару. К началу операции сумма таможенных платежей с одного транспортного средства составляла 400-500 тыс. грн, сейчас - около 750 тыс. грн. То есть почти на 10 тыс. долларов больше. По высоколиквидным товарам - до 1 млн грн.

Идет масштабная отработка по ввозу брендовой одежды. Например, на прошлой неделе один из известных импортеров брендовых вещей самостоятельно повысил таможенную стоимость вдвое - до 3 млн грн. Платеж в бюджет с одного транспортного средства составил 300 тыс. грн.

К сожалению, вопрос "где раньше оседали все эти деньги", был проигнорирован. Зато об особом отношении с "приближенными" компаниями был дан подробный ответ:

"В Украине 26 таможен, более 160 пунктов пропуска и десятки тысяч субъектов внешнеэкономической деятельности. Те, кто говорят, что у таможни "хорошие отношения" с некоторыми компаниями, - просто не знают таможенное дело. Или, как показывает практика, так говорят те, кому мы перекрыли схемы.

У нас круглосуточно работает мониторинговый центр, который подключен ко всем таможням. Этот же центр аккумулирует систему рисков, поэтому любые действия таможенников, манипуляции с декларациями, попытки занижения таможенной стоимости либо неосмотр транспортного средства, по которому сработал риск, все это мгновенно попадает на центральный уровень.

Более того, как можно пропустить товар без уплаты таможенных платежей? Как вы себе это представляете? Это прямое нарушение закона и превышение служебных полномочий, а то и уголовное производство".

Сложно сказать, как представляет это г-н Власов, но лично мне сложно понять, как человек, отстраненный от работы за столь серьезные нарушения, связанный с несколькими уголовными делами, смог не только вернуться на прежнюю работу, но и получить повышение. И вопрос этот, скорее, уже не к и.о. главы ГФС, а к премьер-министру Владимиру Гройсману, с которым согласовывали эту кандидатуру.

А в качестве оценки ситуации на нашей таможне (а, может, и во всей стране) хочу еще раз процитировать В. Максимовича: "в Америке и Европе взятку платят, чтобы нарушить закон, а у нас – чтобы его соблюсти. Специально создается система, которая препятствует честному белому бизнесу, вынуждает предпринимателей платить, обходить, нарушать. Этот Карфаген, эта система взяточничества и коррупции должна быть разрушена".

Когда материал был уже дописан, на сайте Президента Украины появился Указ №505/2019 "О мерах по противодействию контрабанде и коррупции при таможенном оформлении товаров". В нем содержатся новеллы, которые, вполне вероятно, смогут остановить и сделать невозможными большинство из тех нарушений, о которых говорится в этой статье. Возможно, это именно тот ответ, который бизнес ждал от Президента Владимира Зеленского – не новых "смотрящих", не новых схем, а реальной помощи. Теперь все зависит от того, как глава Гостаможслужбы Максим Нефьодов сможет реализовать указ, и какой будет политика новой таможни.

Татьяна Галковская, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3136784
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх