EN|RU|UK
 Общество
  8385  43

 "Рейдеры отбирают помещение у одного из крупнейших оперных театров, а министерство не может его защитить", - директор Харьковской оперы Олег Орищенко


Автор: Лариса Гальчук

Более 5 лет вокруг Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко идет нешуточная борьба. Здание площадью 52 000 кв м в самом центре Харькова, без сомнения, является лакомым кусочком для разного рода бизнесменов и рейдеров.

Именно сейчас, под шумок избирательного процесса, когда вся общественность увлечена президентской гонкой, активность вокруг здания театра обострилась до предела.

Охрана, отмена!

В четверг, 28 марта, опера "Севильский цирюльник", назначенная на 18:30, была отменена из-за нарушения техники пожарной безопасности. Один из входов, который является ключевым для обеспечения безопасности зрителей и артистов во время представления, заблокировали с помощью цепи и навесного замка. Из-за этого руководство театра не смогло подвести к сцене пожарные шланги и представление пришлось отменить.

Дирекции театра пришлось выйти к зрителям и вынести в публичную плоскость уже давно тлеющий конфликт между собственниками помещения. Это противостояние длится уже достаточно давно, но только сейчас из-за него были подвержены опасности жизни сотен людей, в том числе и артистов театра.

"Из-за заблокированного входа мы не можем обеспечить соблюдение норм, которые предусмотрены в нашем здании во время представления, при массовом скоплении людей. В случае пожара мы не можем гарантировать безопасность зрителей. Поэтому, к сожалению, спектакль отменяется", - извинялся перед зрителями заместитель директора театра Игорь Тулузов. Тогда всем желающим было предложено либо возместить в кассе стоимость билетов, либо обменять их на право посещения одного из будущих представлений театра. Однако многие люди, которые пришли посмотреть на своих любимых артистов, уезжали неудовлетворенными, некоторые со специально подготовленными большими букетами цветов. Праздник был безнадежно испорчен.

Рейдеры отбирают помещение у одного из крупнейших оперных театров, а министерство не может его защитить, - директор Харьковской оперы Олег Орищенко 01

(Игорь Тулузов: из-за заблокированного входа мы не можем обеспечить соблюдение норм, которые предусмотрены в нашем здании во время представления, при массовом скоплении людей.)

Разделяй и властвуй

Здание театра было построено ещё в 1991 году. 52 000 квадратных метров, здание в самом центре Харькова, на улице Сумской, 25, большой зал на полторы тысячи человек, малый репетиционный зал и камерный зал для проведения выставок. По тем временам это был достаточно "продвинутое" и передовое сооружение. До 2010 он находился в  коммунальной собственности, а в 2010 получил статус национального и перешел в подчинение напрямую Министерству культуры Украины.

Тут и началось самое интересное. Фундамент для будущих противоправных действий относительно театра был заложен в 2012 году, во время премьерства Николая Азарова. Тогда театр только недавно перешел в подчинение Минкульта, но здание пока ещё принадлежало харьковскому облсовету. Кабинет министров постановил передать целостный имущественный комплекс на баланс государства. "В областном бюджете не было средств на содержание столь большого здания. Предполагалось, что после получения статуса Национального и переход на баланс государства, театр сможет рассчитывать на государственное финансирование", - отмечает Игорь Тулузов.

Рейдеры отбирают помещение у одного из крупнейших оперных театров, а министерство не может его защитить, - директор Харьковской оперы Олег Орищенко 02

Особых публичных возражений со стороны властей не было, но, как оказалось, были непубличные. Во время передачи была использована классическая рейдерская схема, знакомая любому юристу. Целостный комплекс на 52000 метров был раздроблен на 3 части. Первая часть 36 000 квадратных метров действительно была передана государству. Остальное было в практически равных долях распределено между двумя коммунальными предприятиями областного совета. То есть вопреки постановлению, областной совет под председательством Сергея Чернова оставил лазейку для последующего контроля над театром и влияния на его деятельность.

Почти 14 000 метров были оставлены на балансе области через пару специальных коммунальных предприятий. По слухам одно из них - КП "Знахідка" до этого существовало, но не вело никакой особой деятельности. Сейчас проверить это утверждение сложно, но именно такой подход часто используют рейдеры. Они либо специально под проект регистрируют юридическое лицо, либо используют существующее без признаков какой-либо хозяйственной деятельности за предыдущий период. Дальше стало еще интереснее. Одно из коммунальных предприятий стало сразу же продавать помещения. Покупателями в основном были ФОПы или небольшие компании.

"И эта схема реализована местной властью вопреки постановлению Кабмина, никто не хочет на это повлиять. Я не могу себе представить ситуацию, когда где-нибудь в Италии или во Франции рейдеры отбирали бы помещение у одного из крупнейших оперных театров страны, а министерство не могло бы его защитить", - возмущается директор театра Олег Орищенко.

Оперное ОСМД

"Мы сейчас имеем ситуацию, когда любой владелец самого мелкого кабинета в театре может заблокировать даже решение целого Министерства культуры. Это было ярко проиллюстрировано ситуацией 2017 года. Тогда государство нам выделило деньги на реконструкцию крыши здания. Парадокс, но из-за того, что мы не контролируем ряд помещений последнего этажа, ремонт крыши не состоялся", - описывает ситуацию Олег Орищенко. "Ведь для этого нужно иметь доступ к любому помещению, прилегающему к крыше. И недопуск ремонтной бригады к этим площадям ведет к тому, что сколько денег в ремонт ни вкладывай, все равно останется территория, которая будет неотремонтирована",добавляет он. С одной стороны можно было бы переложить эту функцию на собственников помещения – пусть ремонтируют свою часть самостоятельно. Однако это как типичная ситуация с ОСМД – всегда найдется житель, которого и так всё устраивает, тратить деньги на общие объекты он не намерен. И таких общих объектов целый комплекс. Это и уже упомянутая крыша, и системы водоснабжения, отопления, противопожарной безопасности. Сюда же можно с уверенностью добавить канализацию. Каждая из них за 20 лет требует либо ремонта, либо полной реконструкции. И все они сильно влияют друг на друга. Если, например, есть проблемы с системой водоснабжения, то автоматически появляются трудности в работе противопожарной системы – таких примеров масса. С одной стороны, как показывает пример с крышей, наверняка в бюджете нашлись бы деньги на ремонт театра. А с другой – невозможно отремонтировать то, что не контролируешь. Например, из 36 входов в театр администрация уверенно контролирует только 13. То есть даже ремонт обычной двери становится непосильной и бессмысленной задачей. И это даже если не упоминать об аспектах безопасности. Харьков – регион, где, в силу ситуации в стране, должны очень внимательно относиться ко всем возможным угрозам. Особенно там, где бывают большие скопления людей. Однако местной власти важнее получить контроль над зданием в центре, чем обеспечить безопасность граждан.

Рейдеры отбирают помещение у одного из крупнейших оперных театров, а министерство не может его защитить, - директор Харьковской оперы Олег Орищенко 03

(Олег Орищенко: Мы сейчас имеем ситуацию, когда любой владелец самого мелкого кабинета в театре может заблокировать даже решение целого Министерства культуры)

С нынешней ситуацией вокруг театра знаком и народный депутат от объединения "Самопомич" Роман Семенуха, глава Харьковской областной организации политсилы.

"Наша команда в Харькове постоянно наблюдает этот беспредел. Могу точно сказать, что если бы у власти области была совесть, то театр оставили бы в покое еще в 2012 году. Тогда нужно было передавать в госсобственность весь имущественный комплекс, как и было указано в постановлении Кабмина. Видимо это рефлекс у некоторых деятелей области, вкладывать в любое свое решение какую-то рейдерскую схему", - говорит народный депутат.

Обращения руководства театра к министру культуры Евгению Нищуку не возымели должного эффекта. По факту даже министр не может повлиять на решения Харьковского облсовета. Ни одно из требований министерства за всё время противостояния не было выполнено в полном объеме. Последние же события министр пока не прокомментировал, но редакция готова опубликовать его комментарий, как только он будет в распоряжении журналиста.

Перекричать дискотеку

Что касается коммунальных предприятий, то многие оставшиеся площади они активно сдают в аренду. При этом, не согласовывая своих действий ни с кем из соседей. Законодательно – имеют право, но на практике это превращается совсем уж в абсурд. Например, малый зал сейчас находится в собственности КП "ООМТКЦ". Однако, по мнению руководителей театра и артистов, разделять Малый и большой зал между разными собственниками категорически нельзя. Во-первых, в большинстве театров именно такая структура - есть основная сцена для выступлений и отдельная в качестве репетиционной площадки. Без такого помещения театр работает неэффективно: либо артистам приходится пропускать репетиции, либо для них приходится использовать основную сцену. Такой подход неправильный и с точки зрения согласования времени, и с точки зрения затрат - всё же для репетиции не обязательно задействовать большое помещение на 1,5 тысячи зрителей.

Вторым, но самым важным недостатком становится также и несогласованность представлений. Дело в том, что малая и большая сцены находятся рядом, но звукоизоляция должного уровня между ними не предусмотрена. Она попросту не нужна, так как конструкцией предполагается, что весь комплекс принадлежит одному собственнику – государству. Но если не согласовывать планы по использованию помещений, и во время представления на большой сцене проводить громкое мероприятие в малом зале, то зрители будут отчётливо это слышать. Что не раз становилось причиной скандалов. Так, например, в декабре 2017 года во время выступления мировой знаменитости, одной из лучших мировых оперных певиц, Людмилы Монастырской на сцене ХНАТОБ, в малом зале без согласования с руководством театра проводилась дискотека. Звук был настолько громким, что практически половина зрителей в большом зале не слышали ровным счётом ничего. Тогда артистка возмутилась и пригрозила Харьковской областной государственной администрации публично. Но там, видимо, даже не поняли, кто к ним обращается. "Возьмите любой Национальный театр – это все целостные комплексы, со своими графиками выступлений, репетиций, других мероприятий. В любом из них такая ситуация не произошла бы ни при каких условиях. И только у нас такое происходит постоянно", - объясняет Орищенко.

Что касается нынешнего скандала с блокированием деятельности театра, то в нём задействована не столько харьковские власти, сколько другой фигурант – украинский тенор Владимир Гришко. Именно его представители перед Новым годом, до подписания договора аренды, силой вломились в здание театра, и именно они 28 марта закрыли пожарный выход, что и не позволило провести спектакль. Одним из арендаторов помещения театра выступила Школа оперного искусства Владимира Гришко. Под именем тенора как раз и арендовано помещение, прилегающее к проблемной двери. Представителем школы в Харькове является известный в городе адвокат Сергей Веприцкий. Он и ведет всю коммуникацию относительно деятельности вокруг театра, а также до недавнего времени был сооснователем школы. Этот персонаж известен в городе и резонансным уголовным делом за убийство подростка из огнестрельного оружия, и рядом дел, которые касались "отмазывания" детей местных "мажоров". Словом – харьковский "решала" со связями в высоких региональных кабинетах.

А что сам Гришко?

Восприятие народного артиста в Украине неоднозначное. Ещё в декабре 2013 года негативное отношение к тенору выразили львовские активисты Евромайдана. На тот момент Владимир Гришко планировал выступить во Львове в рамках своего всеукраинского тура. Активисты же настаивали на отмене данного концерта. Мотивы были достаточно весомыми – львовяне считали, что человек, который поет на антимайдане и открыто выступает против евроинтеграции Украины, не может быть встречен овациями в местной филармонии. Тогда Гришко пришлось отменить концерт во Львове, а также перенести на неопределенный период весь остаток тура

Рейдеры отбирают помещение у одного из крупнейших оперных театров, а министерство не может его защитить, - директор Харьковской оперы Олег Орищенко 04

Позже, в 2015 году в сети всплыла информация о том, что артист выступит в Ялте. Это вызвало бурю негодования среди активистов и коллег артиста, хотя он сам факт концерта активно отрицал.

Как отреагируют на захват театра представителями Гришко харьковчане - еще не известно, но Харьков выстоял в тяжелом 2014 году, благодаря подавляющему большинству проукраински настроенных граждан. Поэтому есть надежда на то, что и сейчас эти люди остановят произвол в исполнении человека, который замечен в связях с пророссийскими политическими силами.

 Лариса Гальчук

Источник: https://censor.net.ua/r3120773
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх