EN|RU|UK
 Общество
  7625  18

 Комфорт, стандарт и эконом: Почему "Укрзализныце" нужно разделить поезда на классы


Автор: Роман Боярчук

В Киеве 30 апреля состоялся запуск нового поезда сообщением Киев-Мариуполь. Почему для пассажиров важен этот поезд? Все просто: именно он станет точкой отправления для "Укрзализныци" в вопросе разделения поездов на классы и, собственно, улучшения качества перевозок.

"Это модернизированный поезд категории "комфорт". И именно с мариупольского направления мы начнем разделять пассажирские поезда по уровню сервиса, с разным подходом к установлению тарифов. При этом подчеркну: поезда категории "комфорт" будут курсировать только по направлениям, где есть и альтернатива", - написал глава правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов на своей странице в Facebook.

Инициативу по разделению поездов поддерживает и Мининфраструктуры — ведомство уже согласовало необходимые документы и, по планам, в апреле планирует нововведение. "Мы полностью поддерживаем этот подход… Это инициатива УЗ, она согласована Мининфраструктуры", — сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Почему УЗ важно уйти от старых и неэффективных методов управления и перенести качество пассажирских услуг на новый уровень и как разделение поездов поможет со временем обновить весь пассажирский состав?

Комфорт, стандарт и эконом: Почему Укрзализныце нужно разделить поезда на классы 01

Что было раньше?

Не секрет, что уровень пассажирских железнодорожных перевозок в Украине был далеко не на высоком уровне. Причин такого состояния несколько.

Первая - отсутствие интереса к пассажирскому сообщению как таковому. Дело в том, что пассажирское сообщение для УЗ убыточно (об этом позже) и реально за годы независимости ж/д ведомство не обновляло подвижной состав, эксплуатируя "советские" вагоны и постоянно продлевая им жизнь путем ремонта. Это привело к тому, что на сегодня 93% пассажирских вагонов изношены, а средний возраст вагонов пассажирского парка составляет 31,8 года. Последние годы УЗ активизировалась в вопросе обновления пассажирского подвижного состава. Так, в 2018 году УЗ удалось модернизировать 118 пассажирских вагонов и купить 8 новых. Однако даже такие позитивные изменения - лишь капля в море. Напомним, в рабочем состоянии находится около 2,9 тыс. пассажирских вагонов.

Вторая - тарифы. Все просто: УЗ сама не может повышать тарифы на пассажирские перевозки. Для этого ей необходимо согласовать повышение с рядом госструктур, в том числе и ОГА. Местные власти не хотят "повышения", боясь при этом потерять свои позиции. Потому, несмотря на рост цен товаров, которые потребляет железная дорог, тарифы на пассажирские перевозки много лет остаются на том же уровне.

Третья - хроническое недофинансирование государством пассажирских перевозок. Для "Укрзализныци" такие перевозки - социальная функция, которую ведомство обязано выполнять. Вместе с тем государство обязано компенсировать УЗ за перевозку льготных категорий населения. Однако в последние годы сумма компенсаций за льготных пассажиров планомерно уменьшается. Для понимания: местные органы власти за последние 5 лет недокомпенсировали УЗ 1,4 млрд грн за перевозку льготных категорий населения.

Отсутствие в государственных бюджетах всех лет независимости законодательно установленного финансирования пассажирских перевозок привело к тому, что они фактически полностью финансируются за счет грузовых. Более того, в УЗ признаются, что в течение следующих пяти лет "Укрзализныце" необходимо 111,4 млрд грн на покрытие убытков от пассажирских перевозок и капитальные инвестиции в сектор.

Позитивные изменения

В апреле "Укрзализныця" сможет полномасштабно внедрять новый подход к пассажирским перевозкам с внедрением классов "стандарт", "комфорт" и "эконом". Разделение поездов на классы позволит УЗ не только улучшить сервис и со временем обновить весь подвижной состав, но и предоставить пассажиру, который покупает билет, информацию об уровне сервиса, который будет ему предоставлен в том или ином поезде.

"Уже 9 апреля мы получим полностью зарегистрированные новые правила перевозок, которые предусматривают классы "комфорт", "стандарт" и "эконом". Сразу после этого мы вводим классификацию и начинаем ее популяризировать. Основная наша задача - быть честными перед пассажирами, быть "прозрачными" перед пассажирами", - рассказал начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан.

Комфорт, стандарт и эконом: Почему Укрзализныце нужно разделить поезда на классы 02

В чем новизна?

Если пассажир покупает билет на поезд класса "комфорт", он получит новый вагон (срок службы до 10 лет), биотуалеты и кондиционирование. Маршрутная скорость в таких поездах будет составлять не менее 70 км/час. Поезда самого высокого класса будут прибывать в самое удобное время.

В поездах типа "стандарт" также будут вагоны с кондиционером и с биотуалетом. В этих поездах будет скорость меньше, чем 70 км/час, соответственно, в пути они будут немного дольше.

В эконом-поездах будут вагоны старше, допускается отсутствие биотуалета и кондиционера. Но это будут чистые и теплые поезда. Основное отличие - в пути они будут дольше всех.

Самое важное - цены на билеты в связи с введением классовости поездов меняться не будут. В "Укрзализныце" есть коэффициенты фирменности, которые влияют на цену билета. Соответственно, билеты на поезда класса "комфорт" будут выше по коэффициенту.

"Это не означает повышение или снижение тарифов на поезда. Тарифы сегодня регулирует государство, и УЗ сама не может менять тарифы. Более того, тарифы на внутренние перевозки в этом году пересматриваться или меняться не будут", - уточнил Красноштан.

Однако у пассажиров в любом случае будет выбор, поездом какого класса он воспользуется. Более того, если на направлении будет курсировать только один поезд, он обязательно будет категории "эконом" с самыми дешевыми билетами.

Пилотный проект

Как пример в УЗ называют направление из Киева в Мариуполь. Так, сообщением Киев-Мариуполь сегодня курсируют три поезда. Это пока "пилотный" проект классовости, который наглядно показывает пассажиром, насколько может повыситься уровень комфорта в поездах УЗ.

Первый новый состав класса "комфорт" - это ночной экспресс № 010 Киев-Мариуполь отправлением 19.00 из Киева и прибытием в 9.53 в Мариуполь. В пути он пребывает почти 15 часов. Подвижной состав поезда сформирован из капитально отремонтированных вагонов (обновление одного вагона стоит около 10 млн грн). В вагонах установлены надежная система кондиционирования воздуха, экологические вакуумные туалеты, увеличено количество розеток. Также в поезде обновили интерьер, в том числе установили шумоизоляционное покрытие и роллетные системы из огнеупорной ткани.

Однако также маршруте Киев-Мариуполь курсирует еще два поезда - № 104 (17 часов в пути, класс "стандарт") и № 84 (чуть более 18 часов в пути, класс "эконом").

"Например, в Мариуполь можно сегодня доехать за 160 грн в плацкарте - это поезд № 104 Киев-Мариуполь и за 440 грн поездом № 10 Киев-Мариуполь. Но в чем преимущество нового запущенного поезда № 10 Киев-Мариуполь? Это кондиционер, это биотуалет, это новые вагоны, хорошее освещение и другой уровень комфорта. Но это не значит, что УЗ будет запускать "убитые" вагоны на поезде класса "эконом" по типу поезда № 104 Киев-Мариуполь. Нет, в поезде будет чисто, тепло. Единственные различия  - поезд будет ехать не так быстро и будет чуть ниже уровень комфорта", - поясняет Красноштан.

Комфорт, стандарт и эконом: Почему Укрзализныце нужно разделить поезда на классы 03

Для пассажиров такие изменения станут более чем позитивными. Подтверждением тому стала 100%-ная загрузка новоназначенного поезда Киев-Мариуполь. Со временем УЗ своими силами сможет настолько улучшить качество перевозок, что единственным различием между классами станет время в пути и время прибытия в конечный пункт. Это станет возможным даже без ущерба для пассажиров и "бюджетных денег", о которых государство так часто забывает.

 Роман Боярчук

Источник: https://censor.net.ua/r3120661
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх