Общество, Происшествия
  13994  68

 Падение "ястребов": сколько крупных авиакатастроф произошло в Украине и России


Автор: Д.Попович

Во вторник, 16 сентября, в Винницкой области потерпел катастрофу украинский истребитель Су-27УБ. Оба пилота погибли. Инцидент вызвал злорадные комментарии российских "экспертов", указывающих на то, что украинская боевая авиация не готова к полетам, а летчики плохо подготовлены.

Впрочем, статистика, собранная Цензор.НЕТ, свидетельствует о том, что начиная с 2014 года, российские самолеты падали во много раз чаще, чем украинские. Причем, эти катастрофы были связаны не с боевыми действиями либо терактами, а как раз с низкой технической готовностью самолетов либо с ошибками экипажей.

Российские оскорбления

Как известно, инцидент в Винницкой области произошел во время международных военных учений "Чистое небо-2018". Главной целью этих учений для украинских военных является отработка совместных действий со своими коллегами из НАТО. На борту разбившегося Су-27УБ находились украинский и американский пилот - Сет Неринг и Иван Петренко. Оба они погибли.


Видео с места трегедии Су-27УБ под Винницей

После этой аварии прозвучали несколько заявлений российских военных "экспертов" о неудовлетоворительном техническом состоянии украинских военных самолетов и слабой подготовке летчиков. В частности, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко заявил о "деградации летного состава воздушных сил Украины".

Редактор еще одного российского журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков считает, что причиной аварии могло стать плохое техническое состояние украинских военных самолетов, вызванное потерей кооперации с Россией.

В еще более резком ключе высказался глава комитета Госдумы РФ по обороне и бывший командующий ВДВ РФ Владимир Шаманов: "Их (Украины. - Авт.) ржавые, на ладан дышащие самолеты, могут создавать только аварийные ситуации".

Оскорбляя украинских авиаторов, российские пропагандисты умалчивают о том, что в РФ масштабные авиакатастрофы с огромным количеством жертв давно стали массовым явлением. Почти все они связаны с низкой подготовкой летчиков либо халатностью обслуживающего персонала.

Так с марта 2014 по октябрь 2018 года, количество крупных катастроф военных и гражданских самолетов в России, не связанных с терроризмом или боевыми действиями, в 10 раз превышает аналогичные показатели в Украине. Последняя из таких аварий, к слову, произошла 18 октября 2018 года, когда в Азовское море рухнул самолет Л-39.

За этот же период в четыре раза больше погибло и российских вертолетов самых различных моделей.

Хроника катастроф

1.В Астраханской области, 27 июля 2014 года при выполнении планового тренировочного полета разбился российский истребитель МиГ-29. Его пилот, подполковник Алексей Двинянинов, погиб. Причиной катастрофы, предположительно, стал отказ бортового оборудования.

2. По этой же причине, 4 декабря 2014 года, рухнул опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ, возвращавшийся на аэродром в Жуковском, в Московской области. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов успели катапультироваться, и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря, Рыбников скончался в больнице.

3. 4 сентября 2014 года, в РФ близ Армавира, при выполнении учебно-тренировочного полета потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31. Об этом заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков. Оба пилота выжили. Авария же случилась из-за того, что при заходе на посадку "у самолета не вышла правая стойка шасси".

4. Спустя год, 30 октября 2015 года, еще один самолет МиГ-31 ВКС РФ, потерпел крушение и сгорел во время совершения полетов на Камчатке. Оба пилота уцелели.

5. Отказ оборудования стал причиной аварии МиГ-31 в Красноярском крае, 25 января 2016 года. Самолет выполнял учебно-тренировочные задачи. Пилоты успели катапультироваться.

6. Еще одно крушение самолета МиГ-31 произошло 24 апреля 2017 года в Бурятии. Пилотам удалось спастись.

7.И, наконец, еще один МиГ-31 потерпел аварию совсем недавно – 19 сентября 2018 года в Нижегородской области. В этом случае пилотам также повезло.



Крушение МиГ-31 в Нижегородской области

8. 20 октября 2014 года в московском аэропорту "Внуково" потерпел катастрофу частный самолёт Dassault Falcon 50EX, находящийся в операционном лизинге у французской компании Unijet. Инцидент произошел в результате столкновения со снегоуборочной машиной во время взлета. На борту находились четыре гражданина Франции: два пилота, бортпроводник и главный управляющий крупной нефтегазовой компанией Total Кристоф де Маржери. Все они погибли. Следствие установило, что одной из причин катастрофы стали неадекватные действия водителя снегоочистителя – Владимира Мартыненко, который, находясь в нетрезвом состоянии, выехал на взлетную полосу. При этом, руководитель смены аэродромной службы, в организме которого также был обнаружен алкоголь, должным образом не контролировал проведение работ на летном поле.


Катастрофа во Внуково

9. В 2015 году, 8 июня 2015, во время выполнения учебно-тренировочных полетов на аэродроме "Украинка" в Амурской области РФ при разгоне, российский стратегический бомбардировщик Ту-95 внезапно выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и взорвался. Кадры этого инцидента были показаны в сети только в январе 2016 года. Судя по масштабам катастрофы, экипаж не уцелел.


Взрыв бомбардировщика Ту-95

10. Год 2015-й вообще оказался довольно "богатым" на авиакатастрофы в российской армии. Так 11 февраля, во время посадки на аэродром "Мариновка" в Волгоградской области, произошло крушение тактического самолета-разведчика Су-24МР, который вылетал для изучения погодных условий. Экипаж, состоящий из двух офицеров, погиб.

11. 3 июля 2015 года, во время учебного полета в Краснодарском крае, неподалеку от границы с Украиной, потерпел крушение истребитель МиГ-29. Пилот - начальник службы безопасности полетов авиации ВС РФ, генерал-майор Александр Берзан - успел катапультироваться. Авария произошла из-за пожара в двигателе. В результате возгорания, боевая машина полностью разрушилась.

12. Месяцем ранее, 4 июня, под Астраханью, в районе полигона Ашулук разбился истребитель МиГ-29УБ. Пилоты - подполковник Виктор Тарола и капитан Алексей Титаренко были госпитализированы.

13. Еще большее количество масштабных авиационных трагедий произошло в России в 2016 году. Помимо уже упомянутого крушения МиГ-31 в Красноярском крае, 29 февраля 2016 года, в Ставропольском крае, разбился штурмовик Су-25. Находящийся в нем летчик погиб. Катастрофа произошла при выполнении планового учебно-тренировочного полета.

14. 30 марта 2016 года, из-за отказа двигателей, во время выполнении посадки на аэродром Черниговка Восточного военного округа РФ потерпел аварию самолет Су-25. Машина рухнула на частный сектор. По счастливой случайности, никто не пострадал.

15.9 июня 2016 года в Подмосковье рухнул истребитель Су-27, принадлежащий российской пилотажной группе "Русские витязи". Произошло это вследствие отказа обоих двигателей. Пилот – гвардии майор Сергей Еременко погиб. Пытаясь отвести неуправляемую машину от жилой застройки, офицер упустил момент для катапультирования.

16. А 1 июля 2016 года разбился транспортный самолет Ил-76ТД, вылетевший для тушения лесных пожаров в Иркутской области. После сброса воды, машина внезапно врезалась в сопку и разрушилась. Погибли 10 членов экипажа.

Кадры с места аварии Ил-76

17. Спустя несколько дней после происшествия с Ил-76, 6 июля 2015 года, во время тренировочного полёта на аэродроме Хурба в Хабаровском крае, разбился фронтовой тактический бомбардировщик Су-24М. Двое пилотов, находившихся на борту, погибли.

Сирийский список

30 сентября 2015 года российская армия ввязалась в сирийскую войну. Официально Кремль направил на помощь президенту Сирии Башару Асаду авиакрыло, которое понесло как боевые, так и небоевые потери.

В частности, в 2016 году, во время похода авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", было потеряно два самолета.

18. В середине ноября 2016 года рухнул палубный истребитель МиГ29К. Самолет просто сжег все топливо, кружа в воздухе и ожидая пока на палубе авианосца приведут в порядок аэрофинишер, поврежденный после посадки предыдущего самолета.

19. Еще один самолет - Су-33 выкатился за пределы палубы, вследствие обрыва аэрофинишера. Этот инцидент произошел 5 декабря 2016 года.


Падение Су-33 с палубы "Адмирала Кузнецова"

20. К сирийским небоевым потерям можно отнести и катастрофу самолета Ту-154, 25 декабря 2016 года. Этот гражданский авиалайнер был приписан к Министерству обороны РФ. Самолет выполнял рейс Москва-Сочи-Латакия и рухнул в Черное море через 70 секунд после взлета с сочинского аэродрома, где он осуществлял дозаправку. Погибли все люди, находившиеся на борту - 84 пассажира и 8 членов экипажа. В самолете летели все участники известного академического ансамбля песни и пляски российской армии им. Александрова. Причиной трагедии послужили ошибки и слабый уровень подготовки российского экипажа.


21. В этот же список следует занести катастрофу бомбардировщика Су-24СМ, которая произошла 10 октября 2017 года. Машина выкатилась за пределы взлетно-посадочной полосы в авиабазе Хмеймим (именно на ней базируется российское авиакрыло в Сирии). Экипаж погиб.

22. Кроме того, 6 марта 2018 года, не долетев 500 метров до взлетно-посадочной полосы авиабазы Хмеймим, рухнул самолет Ан-26. Погибли все 39 человек, находившихся на его борту. Причинами аварии назывались техническая неисправность либо изношенность самолета, который был изготовлен еще в 1980 году.

23. И, наконец, 3 мая 2018 года, во время взлета с авиабазы Хмеймим, уже над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30 СМ. По предварительной информации, причиной аварии стало попадание птицы в двигатель. Оба пилота погибли.

"Украинский след" в Подмосковье

В 2017 году, помимо уже перечисленных выше случаев, обращают на себя внимание инциденты, произошедшие во время широкомасштабных учений "Запад-2017", которые прошли в сентябре на территории России и Беларуси.

24. Так 15 сентября, на аэродроме Шайковка в Калужской области выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы стратегический бомбардировщик Ту-22М3. У машины подкосились стойки шасси она легла на корпус, получив существенные повреждения.

25. Спустя два дня, после случая с Ту-22М3, в Воронежской области, вблизи аэродрома "Борисоглебск" потерпел аварию учебно-боевой самолет Як-130. Пилоты не пострадали.

26. Инцидент с Як-130 повторился 12 апреля 2018 года, тоже в Воронежской области. Пилоты самолета были вынуждены катапультироваться после обнаружения неисправности в одном из двигателей. Машина упала в безлюдной местности, не причинив разрушений.

27. 11 февраля 2018 года произошла еще одна масштабная авиакатастрофа. Разбился гражданский самолет – Ан-148 "Саратовских авиалиний", выполнявший рейс из Москвы в Орск. Самолет рухнул возле деревни Аргуново в Подмосковье. Погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа, то есть абсолютно все люди, находившиеся на борту.

Ближнемагистральный лайнер Ан-148 разработан на киевском АНТК им.Антонова. "Украинский след" в происхождении самолета породил в России разговоры о том, что причиной трагедии стали конструктивные недостатки машины. Впрочем, расследование показало, что катастрофа произошла из-за слабой подготовки экипажа, который допустил обледенение датчиков скорости. Получив, в результате ложные сведения о скорости судна, экипаж предпринял ряд ошибочных действий, что и привело к аварии.

Падение ястребов: сколько крупных авиакатастроф произошло в Украине и России 01

28.5 октября 2018 года: в Московской области потерпел аварию истребитель МиГ-29. По данным российских СМИ, во время полета, из-за неисправности, машина стала неуправляемой, вследствие чего пилоты были вынуждены покинуть самолет.

29.9 октября 2018 года, в аэропорту "Якутск" произошло выкатывание самолета RRJ-95 "Сухой Суперджет", на борту которого находились 87 человек и 5 членов экипажа. У машины подломились опоры шасси.

30. И наконец, самая "свежая" авария произошла 18 октября 2018 года. В Азовское море упал российский военные самолет Л-39. По состоянию на 21 октября обломки машины, а также останки, предположительно пилотов найдены.

Суровая реальность

Впрочем, ужасные авиакатастрофы в России и ситуация в Украине - совершенно разные, не зависящие друг от друга. Поэтому, вполне возможно, что российские пропагандисты правы и украинские самолеты действительно регулярно падают с небес из-за плохого технического состояния и ошибок пилотов. Давайте проверим, так ли это?

На самом деле, украинский список выглядит намного скромнее российского:

1. Так 21 марта 2014 года Су-24М 7-й бригады тактической авиации Воздушных сил ВСУ разбился при заходе на посадку во время проведения плановых полётов в районе аэродрома Староконстантинов в Хмельницкой области. Экипаж успешно катапультировался.

2. Также, 11 ноября 2015 года под Запорожьем потерпел аварию штурмовик Су-25. В результате этой аварии погиб Егор Большаков - молодой пилот из Крыма.

Падение ястребов: сколько крупных авиакатастроф произошло в Украине и России 02
Егор Большаков

3. Замыкает список, уже известная нам катастрофа Су-27 УБ в Винницкой области, 16 октября 2018 год

Аварии вертолетов

Информация из открытых источников по небоевым крушениям различных вертолетов в России и Украине не очень полная. Тем не менее, не упомянуть о них также нельзя. С 2014 по 2018 год известно о 17 авариях вертолетов – Ми-2 в России. Есть информация, как минимум, о четырех погибших.

В отношении вертолетов Ми-8 есть информация, как минимум, о трех авариях, произошедших в интересующий нас период. Все они случились в России 26 октября 2017 года, а также 4 августа и 2 сентября 2018 года. Данных о человеческих жертвах нет.

Также, 16 сентября 2015 года российский боевой вертолет Ми-24 упал в аэропорту под Вязьмой, экипаж остался жив.

К небоевым потерям российских вертолетов в Сирии можно отнести катастрофу Ми-28Н, которая произошла 12 апреля 2016 года в провинции Хомс. Предварительная причина трагедии – ошибка пилотирования. Оба пилота погибли.

Еще один вертолет Ми-28 разбился 2 августа 2015 года в ходе демонстрационных полетов на аэродроме полигона "Дубровичи" в Рязанской области. Один из пилотов погиб.

И, наконец, очень резонансный инцидент произошел 3 октября 2018 года. Вследствие крушения вертолета АS-350 в Костромской области погиб заместитель генерального прокурора России Саак Карапетян и еще два человека.

В Украине за этот же период упали 5 вертолетов Ми-2. В частности, один из них рухнул 23 июня 2016 года, с высоты нескольких метров, при проведении открытого чемпионата Украины по вертолётному спорту. Пострадали два человека, которые были госпитализированы с травмами.

Кроме того, 26 марта 2017 года, в районе Краматорска, столкнувшись с линией электропередач, рухнул военный вертолет Ми-2. Погибли два летчика ВСУ.

Также, 24 марта 2015 года под Киевом в Васильковском районе, упал штурмовой вертолет Ми-24. Это случилось во время перелета Полтава-Житомир. Лётчик погиб, два члена экипажа получили ранения разной степени тяжести.

Выводы

Таким образом, с в 2014-2018 года в России произошло, как минимум, 30 крупных аварий военных и гражданских самолетов, не связанных с терроризмом или боевыми действиями. В Украине за этот же период зафиксировано только три аварии. Соотношение человеческих жертв также ошеломляющее – более 220 человек погибли в результате катастроф с участием российских летчиков и на российских аэродромах; в Украине - всего три человека.

Статистика по вертолетам – столь же неутешительна для россиян: с 2014 по 2018 год произошло, как минимум, 24 аварии российских машин и не менее 6 украинских.

Такой огромный разрыв нельзя оправдать тем, что в Украине имеется меньше самолетов и вертолетов, либо тем, что они реже летают. Наоборот, интенсивность полетов возрастает. К примеру, по информации ежегодного издания Минобороны "Белая книга-2017", в прошлом году средний налет часов летчиков Воздушных сил и морской авиации Украины составил от 50 до 60 часов. В 2014 году этот показатель составлял в среднем 10 часов. Исходя из этих данных, вряд ли российские "эксперты" имеют право рассуждать о некомпетентных пилотах либо "ржавых, на ладан дышащих украинских самолетах".

Денис Попович, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3092275
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх