EN|RU|UK
 Общество
  29130  63

 "Химеры" и "Демоны": как в Украине создаются новые беспилотники


Автор: Д.Попович

Во время военного парада на День Независимости, 24 августа зрителям показали три беспилотных комплекса, которые используются в украинской армии: "Лелека", "Фурия" и PD-1. Они предназначены для разведки, корректировки огня артиллерии и передачи данных о наземной обстановке в реальном времени. Однако в Украине уже делаются более совершенные БПЛА.

Они способны предоставить ВСУ не только устойчивую связь между подразделениями, но и дополнительные средства поражения противника.

Беспилотники на марше

Попытки обеспечить армию беспилотными комплексами (БПАК) предпринимались задолго до войны. В 2008 году, в Минобороны начали изучать возможности израильского БПАК Bird Eye стоимостью в $1,3 млн. Для испытаний была закуплена одна из таких систем, но в армию Bird Eye так и не поступил. В итоге, войну на Донбассе ВСУ встретили, имея в своем распоряжении старые советские беспилотные комплексы ВР-2 "Стриж" и ВР-3 "Рейс", поставленные на вооружение еще в 1970 годах.

Обе системы морально устарели. Во-первых, их можно было запускать только с громоздких колесных платформ, а во-вторых сьемку местности они вели с помощью фотопленки. Выполнив задание, советский беспилотник возвращался на базу, после чего фотопленку следовало проявить и расшифровать. Актуальность полученной информации при этом снижалась, поскольку за это время ситуация на фронте могла существенно измениться.

Химеры и Демоны: как в Украине создаются новые беспилотники 01
Беспилотный комплекс ВР-3 "Рейс"

В любом случае, боевые действия показали, что армии нужны современные беспилотные комплексы, способные передавать информацию в реальном времени. Сначала дроны поставляли, как правило, частные и волонтерские организации. И только в 2018 году Генштаб принял решение, позволяющее оснастить ВСУ достаточно большим количеством беспилотников. Соответствующая потребность была определена в количестве 500 различных систем.

Успехи в этом направлении были показаны 24 августа 2018 года, во время военного парада, по случаю Дня Независимости. Публика увидела беспилотные летательные аппараты из состава комплексов "Лелека-100", "Фурия" и PD-1.

Из этой троицы настоящим ветераном боевых действий может считаться БПАК "Фурия", который был разработан киевским предприятием "Атлон-Авиа". Уже в 2014 году он начал поступать в распоряжение подразделений Нацгвардии. В 2015 году первые "Фурии" были переданы и ВСУ. БПАК "Фурия" состоит из трех дронов, а также станции управления. С его помощью можно производить разведку местности в любое время суток в радиусе 45-50 км.

Разведывательный беспилотник PD-1 совершил первый полет в 2015 году. Финансирование этой разработки осуществлялось путем сбора средств через волонтерский "Народный проект". Этот БПЛА способен развивать скорость до 140 км.ч., находиться в воздухе до 5 часов а также передавать FullHD видео в реальном времени в радиусе до 50 км.

Наконец, "Лелека" был разработан в 2014 году и поставляется компанией Deviro, основанной в городе Днепр. Он способен выполнять самые разнообразные задачи - от разведки и патрулирования до проведения агитационных мероприятий. Максимальная скорость "Лелеки" составляет 120 км.ч., а в воздухе аппарат может находиться до 2,5 часов, совершая полеты на расстояние до 100 км.

Тем не менее, в Украине уже существуют БПЛА, которые способны выполнять еще больше полезных функций.

Всевидящее "Око"

Такие аппараты производит киевское предприятие MATRIX-UAV, сооснователем которого является известный волонтер Юрий Касьянов. Предприятие сконцентрировалось на создании коптеров, то есть беспилотных аппаратов с четырьмя или более двигателями. Подобного рода систем в распоряжении ВСУ сейчас нет. Те же дроны "Лелека-100", "Фурия" и PD-1 выполнены по "самолетной" схеме с одним двигателем.

Аппараты производства MATRIX-UAV являются универсальной платформой, которая может быть построена на трех типах шасси – электрическом, гибридном или привязном. Например, коптер "Химера" оснащен шестью двигателями, которые могут быть как полностью электрическими (при этом аппарат способен летать на расстояние до 20 км), так и гибридными. В этом случае аппарат оснащается двигателем внутреннего сгорания, который подает питание на электромоторы. С гибридным шасси дальность полета "Химеры" возрастает до 100 км.

Химеры и Демоны: как в Украине создаются новые беспилотники 02
Коптер "Химера"

Однако наиболее интересным является привязной вариант этого же аппарата. В этом случае "Химера" зависает на высоте от 50 до 150 метров, получая питание по кабелю от земли. Коптер превращается в некоторое подобие радиовышки, которая может служить ретранслятором сигналов, лазерным целеуказателем либо даже радиорелейной станцией, которая обеспечивает связью другие беспилотники и воинские подразделения на земле.


Работа "Химеры" в привязном режиме

По словам Юрия Касьянова, полезная нагрузка "Химеры" составляет 5 килограммов. "В этих пределах аппарат способен поднять любую оптику, лазерный целеуказатель либо ретранслятор сигналов. "Химера" управляется по закрытому радиоканалу, так что противник не сможет засечь этот аппарат", - пояснил "Цензору" Юрий Касьянов.

Такими же функциями наделен еще один восьмимоторный коптер под названием "Око". "Его грузоподъемность составляет уже 10 кг. Это единственный в мире носитель РЛС для обнаружения других беспилотников, низколетящих крылатых ракет и вертолетов. Обычные наземные средства ПВО из-за рельефа местности часто не могут обнаружить такого рода объекты", - отметил Юрий Касьянов.

Химеры и Демоны: как в Украине создаются новые беспилотники 03
Коптер "Око"

Принцип работы системы очень прост. Если армейская радиостанция нуждается в обученном персонале для работы и требует времени для развертывания, то коптер за пару минут может поднять в воздух практически любой человек. Зависнув высоте в 100 метров, аппарат "раздает" связь в радиусе до 90 км, а время непрерывной работы в привязном режиме ограничивается только ресурсом подшипников электромоторов – до 45 суток. "Двадцать таких аппаратов могут покрыть связью всю линию фронта на Донбассе", - отметил Юрий Касьянов.

Специалисты MATRIX-UAV объединяют свои коптеры в единую сеть, которая будет обеспечивать разведку, целеуказание и уничтожение объектов. Если разведывательные функции могут быть возложены на "Око" и "Химеру", то для уничтожения предназначены уже другие изделия.

Полет "Демона"

Например, это ударный квадрокоптер "Демон", оружием которого являются размещенные на нем гранатометы РПГ-22 или РПГ-26. Информацией о целях "Демона" снабжают уже знакомые нам "Око" или "Химера", а непосредственную атаку на цель будет проводить оператор, управляя аппаратом из безопасного укрытия.

Химеры и Демоны: как в Украине создаются новые беспилотники 04
Ударный БПЛА "Демон" с подвесным гранатометом

При этом бронеобъект будет расстреливаться практически в упор. В этом отношении пользователь коптера находится в более выигрышном положении, чем оператор ПТРК в окопах на передовой, который, выполнив пуск противотанковой ракеты, вынужден сопровождать ее до попадания в цель, подвергая опасности свою жизнь.

Ударный квадрокоптер "Демон" можно также начинить семью килограммами взрывчатки, превратив его в дрон-камикадзе. Тогда "Демон" превращается в подобие высокоточной управляемой ракеты, способной поражать объекты на расстояниях до 90 км. "Это уже дальность оперативно-тактического комплекса. Таким образом, решается проблема загоризонтного обнаружения и уничтожения целей", - отмечает Юрий Касьянов.

Насколько эффективен "Демон"? Его стоимость - всего $10 тыс. А вот, например, управляемая противотанковая ракета для ПТРК "Корсар" стоит $20 тысяч, а танк Т-72, который сейчас находится на вооружении террористов на Донбассе, в довоенные годы стоил от $250 тыс. за единицу. Все эти выкладки говорят о том, что "стрелять" из "Демона" выгодно, а в боевой обстановке его не жалко и потерять.

И, наконец, самый настоящий прорыв способен обеспечить БПЛА под названием "Командор". Это большой ударный коптер, грузоподъемностью от 30 до 50 килограммов, который может быть вооружен ПТРК "Корсар". Впрочем, такой БПЛА может перевозить и другие грузы. Незаменимая вещь для командира подразделения, если необходимо срочно перебросить боеприпасы или медикаменты на фланг обороны или помочь своим бойцам отразить танковую атаку с помощью подвесных ПТРК.


БПЛА "Командор"

Коптеры "Око", Химера", "Командор и "Демон" могут использоваться на бригадном и батальонном уровнях. А вот на уровне взвода и роты в единой сети будет действовать небольшой беспилотный комплекс, который безвозмездно поставляется войскам с 2014 года. Речь идет об аппарате "Катана". "На фронт ушли уже сотни этих аппаратов", - пояснил Юрий Касьянов.


Полет "Катаны"

БПАК "Катана" состоит из двух "самолетов" и одной управляющей станции. Это классический дрон вроде "Фурии", "Лелеки" или PD-1, который можно запускать с руки. Однако возможности "Катаны", если ее использовать под управлением больших коптеров, гораздо шире, чем у тех аппаратов, которые были показаны 24 августа на параде. "Зимой на Донбассе бывает низкая облачность. До 200 метров. В таких условиях "Фурия", "Лелека" и PD-1 не летали. А "Катана" летала в любую погоду", - пояснил Касьянов.

Инженеры MATRIX-UAV также планируют научить свои коптеры садиться в автоматическом режиме на борт кораблей, чтобы сделать "зрячими" украинские ВМС. А когда война закончится, эти же БПЛА смогут использоваться и в мирной жизни. Например, в интересах полиции либо пограничной службы.

Денис Попович, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3083445
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх