EN|RU|UK
 Экономика
  23034  90

 Госрезерв - бесполезная, убыточная, коррупционная "кормушка"

Д. Кружко

Многие слышали о существовании такой организации как Госрезерв. Мнения не однозначные. Некоторые думают, что это структура где храниться стратегический, материальный запас страны, иные считают эту организацию источником веcьма успешной коррупции и финансовых махинаций.

История создания организации берёт начало с Постановления СоветаНародных Комиссаров СССР от 17 октября 1931 года, которым учрежденГосударственный Комитет резервов при Совете обороны итруда.

В то время, когда существовала реальная опасность внешнейвоенной угрозы, функционирование такой структуры, наверное, былооправдано. С развалом Советского Союза часть стратегических запасовперешла в собственность Украины. Постановлением Кабинета МинистровУкраины №299-04 от 1 ноября 1991 года было принято решение «ОСоздании Государственного Комитета Украины с государственногоматериального резерва», на базе которого с апреля 2011 года началофункционировать Государственное агентство резерва Украины.Положением об Агентстве предусмотрено 25 различных направлений егодеятельности. Проще говоря, организация структурно разделена на двечасти: государственный резерв - это запасы на случай чрезвычайныхситуаций, стихийных бедствий (пожары, наводнения, ураганы и т.д.) имобилизационный резерв - это запасы в случае объявления в странемобилизационного периода, например во время военныхдействий.

Мы все-таки побывали в Генпрокуратуре, Финансовой инспекции, вМинистерстве обороны, на многих предприятиях - хранителяхГосрезерва, которых по Украине насчитывается 3 4, с общимколичеством работающих в системе около 7 тыс. человек.

Что закупаем и храним в Госрезерве? Консервымясные, рыбные, замороженную говядину, масло сливочное,подсолнечное, полиэтилен, дизельное топливо, бензин, медицинскоеоборудование и т.д.

В беседе с работниками Госрезерва выяснились интересные вопросык номенклатуре товаров. Как, например, доставить и использоватьзамороженную тушу говядины весом до 90 кг, в район военных действийили зону чрезвычайных ситуаций если продукты нужны ещё вчера? Никтонам не ответил и не показал документ зачем нужен полиэтилен, ведьмногообразие его марок зависит от назначения: конструктивный(трубы, детали), медицинский (шприцы), упаковочный (для мешков). Отаких экзотических товарах, как кобальт, ниобий ни один работникГосрезерва внятно не мог сказать зачем они нужны.

Было бы забавно поговорить на эту тему, если бы все эти товарыне закупались в огромных количествах, на огромные суммы бюджетныхсредств.

Что касается мобрезерва, то здесь вся информация под грифомсекретности. Единственное удалось узнать со слов работниковведомства, что в списке товаров мобрезерва насчитывают десяткитысяч давно снятых с производства, никому не нужных товаров.Очевидным подтверждением этого является тот факт, что за времявоенных действий на Востоке Украины ни одна из позиций мобрезерване передана Украинской Армии. Что касается публичной продажи этогоимущества, то исходя из сегодняшних темпов, на полную реализациюэтих неликвидов потребуется несколько тысяч лет. Возникает вопрос,зачем нужна такая система мобрезерва, которая не влияет набоеспособность армии.

Важным является вопрос, где и как храним материальныеценности?

В основном все предприятия - хранители были построены впослевоенное время и на тот момент выглядели современными. Напротяжении 60-ти лет на их модернизацию средства не выделялись.Сегодня созданы современные коммерческие склады, холодильники,зерно-, нефтехранилища и на этом фоне все старые предприятияГосрезерва являются неконкурентоспособными.

В конце концов, не важно чей товар государственный или частный,но его нужно хранить там, где себестоимость хранения меньше, аусловия - лучше.

В какое сравнение идут современные холодильники со старымихолодильниками Госрезерва, с огромными удельными энергозатратами,на которые уже давно не выпускаются запасные части, а требуемыйтемпературный режим реально поддерживать только на бумаге? Чтобудет с тысячами тонн замороженного мяса, если никем уже невыпускаемая запасная часть сломается? Ясно одно - хранить напредприятиях Госрезерва товары, особенно продуктовой группы дорого,условия далеки от требуемых, а на модернизацию предприятий нужномного денег. Есть ли выход? Специалисты говорят есть.

Нужно собираться, обсуждать и искать его с учетом мирового опытаи здравого смысла.

Не нужно пытаться сохранить и воссоздать «государство вгосударстве»- это большая и не нужная роскошь для, к сожалению,пока бедной Украины.

Как, например, единственный в системе «Иванковский сахарныйзавод» (Черкасская обл.) может ли обеспечить Украину сахаром прикаких-то чрезвычайных ситуациях, если этот завод на ладан дышит, восновном стоит, а не работает, имеет долги по зарплате?

Индикатором «неизлечимой» болезни нынешнего Госрезерва являетсяогромные долги (более 5 млн. грн.) по зарплате по системе вцелом.

Украина более чем 3 месяца ведет военные действия стеррористическими группировками на Востоке. Только в конце июняГосрезерв осуществил первый отпуск материальных ценностей для армиив виде дизельного топлива и бензина. Это яркое свидетельство того,что система Госрезерва не работоспособна и не отвечает современнымтребованиям. Ведь отпуск товаров в этом случае долженосуществляться мгновенно, до «выстрела первой пушки».

Следующий самый интересный вопрос, как и где закупаем ипродаем?

В этом направлении Госрезерва не все, но многие руководителиведомства исповедовали три основных принципа.

Принцип 1. Покупаем одну по цене двух, продаем два поцене одного.

Принцип 2. Работать только с фирмой-посредником, исключивконтакты с прямым производителем продукции.

Принцип 3. Для эксклюзивных «продавцов» закупалисьсовершенно не нужные стране дорогостоящие товары или товарысомнительного качества.

Эти принципы постепенно были обличены чиновниками в законы иправила с одной целью - чтобы воровать легко и сразу много, и неотвечать за это.

Высокую цену покупки обосновывает вообще посторонняя Госрезервуфирма, при необходимости «поддерживают» профильные управленияМинэкономики. Что касается низкой цены продажи - это затраты, приэтом снизилось качество или вообще товар пришел внегодность.

Огромная разница между ценой покупки и продажи самая«интересная» для «игроков» и криминальная часть деятельностиГосрезерва. Она только не интересна обществу, потому что каждый изнас ограблен на часть этой разницы.

Принцип 1 невозможно реализовать без Принципа 2 - нужна фирмапосредник, которая не может отвечать своим имуществом передпокупателем, которым в конце концов является государство. Ведьпроще и логичнее закупать товар у производителя. Но в Госрезервеесть отговорка - закупаем огромные количества и один производительне в состоянии поставить такие количества, поэтому нужен посредник,который соберёт у ряда производителей сразу много товара. Можноразбить на лоты в соответствии с возможностями производителей. Но,тогда сложнее «вытащить» долгожданную разницу. Поэтому«по-государственному» работать правильно только с посредником, а неиначе.

Фирма-посредник нужна ещё и для того, чтобы поставить некачественный товар, который неизбежно приходит в негодность, а вэто время фирма-посредник банкротиться и исчезает вместе сподставными учредителями и директорами. Но «разница» в этом случаеуж очень большая. Реальные же хозяева регистрируют будущих«успешных» для Госрезерва посредников и всегда готовы«помочь».

Как пример, по такой схеме компанией-посредником «Ввико» былипоставлены мясные консервы более 1 млн. банок, которые пришли внегодность на комбинате «Троянда» г. Ходоров, Львовской обл.Использовать их никак нельзя. На утилизацию консервов государстводолжно еще дополнительно потратить деньги. С кого спросить?Непонятно. Банки лежат на комбинате «Троянда», постепенновзрываются. Параллельно идет переписка, даже выигранные суды, ноперспектива ясна - убытки потерпит только государство.

Что касается Принципа 3, то его реализация возможнатолько с благословения великих мира сего. Нужна, например, командаПремьер-министра и если он попал на председателя Госрезерва,который не имеет моральных принципов и готов выполнять ролькамикадзе, то все получается.

Так, любимой темой для Н.Я Азарова была закупка медицинскогооборудования для Госрезерва, «Наша газета» писала об этом. Тогдаруководители Госрезерва нашли мужество не выполнить просьбу НиколаяЯновича. А вот в декабре 2010 года такой контракт на сумму около145 млн.грн. был «успешно» реализован нынешним первым заместителемпредседателя Госрезерва Жуковым В.Е. Цена контракта, существеннопревышала реальные рыночные цены. Сюда входит аппарат искусственнойвентиляции легких, насос для дозирования введения лекарственныхпрепаратов, рентгеновский комплекс и т.д. Это сугубо медицинскиесистемы и в Госрезерве нет ни одного специалиста, который хотьчто-то в этом понимает. Сегодня все это никому ненужное добро, дажене смотря на военные действия, лежит на складах Госрезерва. Никтотов. Жукову почему-то не задает вопросы, не смотря на то, чтофинансовая инспекция передала эти дела в Генеральнуюпрокуратуру.

Попытки в течении ряда лет передать бесплатно это медицинскоеоборудование Минздраву или областям не увенчались успехом. Дажедаром никто не берёт.

Не только не задают вопросы, но и доверили, как председателюТендерного комитета, закупить на огромные суммы материальныересурсы сегодня. При этом указанные принципы никто неотменил.

Тут мы переходим к вопросу «Кто стоит у руляГосрезерва?». В декабре 2013 года Указами ПрезидентаУкраины Януковича В.Ф. были назначены: Председателем Госрезерва -Корытько В.В., Первым заместителем - Жуков В.Е., заместителем -Варламов В.В.

Много раз самими же руководителями повторялось, что:

Корытько В.В - «человек» Просолова.

Жуков В.Е - «человек» Азарова.

Варламов В.В. - «человек» Арбузова.

Если Госрезерв в значительной степени секретная организация и помногим документам сегодня это так, то по цепочке Жуков-Азаров,Варламов-Арбузов, страна-агрессор будет легко знать государственныетайны в части Госрезерва и не нужно даже назначать на руководящиедолжности в Госрезерв граждан России, чтобы они по-прежнему всезнали. А что если коррупционные схемы в Госрезерве сохранились?Каких либо косвенных признаков их ликвидации нет. Тогда«заработанные» деньги разойдутся «по карманам» или пойдут нафинансирование террористов на Востоке? Наверное, СБУ какие-товыводы должно сделать?

Что делать дальше? Понятно будет не логично, если останетсяхотя- бы кто-то один с нынешнего руководства. Но кого поставитьвзамен? Где гарантия, что придет человек с высокими моральнымиустоями? Здесь не важно руководитель выходец с «Партии Регионов»,«Свободы» или «Батьк ивщины». Назначение по принципу партийнойпринадлежности ничего не поменяет.

В конце концов дело и не в людях. Нужно прежде всего менять самусистему резервирования в стране, обратив внимание на опытЕвропейских стран, куда мы мечтаем войти. С существующей системойГосрезерва смешно претендовать на членство в Евросоюзе.

Нужно, чтобы функционирование системы обновленой структурыделала невозможным существование коррупционных схем. Т.е. сегоднянужен не конкурс кандидатов на должность, а конкурс идей нареформирование системы Госрезерва, а потом уже назначать тех,которые являются авторами самых прогрессивных идей.

Дмитрий КРУЖКО

Источник: https://censor.net.ua/r295432
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх