EN|RU|UK
 Политика Украины
  37729  66

 Стратегия АТО: что надо решить прямо сейчас?

Ю.Бутусов

Окончание перемирия в Луганской и Донецкой областях и возобновление операции по освобождению от террористов захваченных городов совпало с кадровыми изменениями на высшем уровне. Как повлияют кадровые перестановки на дальнейший ход боевых действий, и какие первоочередные проблемы обязано решать украинское командование в ходе АТО?

Об этом в статье для Зеркала недели пишет Юрий Бутусов, передает Цензор.НЕТ.

Кадры

Очевидно, на пост министра обороны Украины ВерховныйГлавнокомандующий подыскивал человека, совершенно неспособногостать Наполеоном. Да, этот не станет, в чем нет никаких сомнений.Назначение на пост министра обороны начальника управлениягосударственной охраны Валерия Гелетея, к сожалению, говорит о том,что страхи и комплексы сыграли при этом назначении большую роль,чем логика и рациональность. Очень жаль, что Петр Порошенко нечувствует, что война давно уже стала не кабинетной, а народной. Идля победы в войне и для сохранения государства нужен, преждевсего, лидер, который не боится опереться на волну народнойподдержки, который по интеллектуальным и волевым качествам способенбыть на гребне этой волны, который не только балансирует, нопоказывает личный пример и ведет за собой. И голосуя в один тур,страна, вполне очевидно, ожидала, что таким лидером станет самВерховный Главнокомандующий. Увы, Петр Алексеевич предпочел неличную ответственность, а делегированную, и ответственность несильных, а послушных. Думается, решающей гирькой, упавшей на чашувесов при выборе Гелетея, упали события 29 июня, когда на Банковуюна митинг протеста против продления перемирия пришли бойцыдобровольческих батальонов Министерства внутренних дел. Акциявызвала бурную эмоциональную реакцию в администрации президента.Там, где президент мог получить полную поддержку и политическиедивиденды, Петр Алексеевич предпочел увидеть проблему, которую самрешать не захотел, а захотел, чтобы кто-то это сделал вместо него.Видимо, Гелетей настолько впечатлил президента своими способностямипо переговорам с вполне дисциплинированными батальонами МВД, что вкачестве признания и сам тоже не ожидая получил министерский пост.Наверное, на случай, если на Банковую захотят прийти еще ивоеннослужащие Министерства обороны.

Давно назрела смена начальника Генерального штаба. НазначениеНГШ фактического руководителя АТО Виктора Муженко - логичный шаг.Согласно отзывам, Муженко - решительный командир, однако свойавторитет, как главы вооруженных сил, ему еще только предстоитзавоевать и доказать. К руководству АТО, тактике и стратегиидействий есть большое количество замечаний. Теперь, когда надМуженко нет Куцина, на которого можно списать эти ошибки,ответственность полностью на одном человеке. Это назначение -безусловный позитив, поскольку упрощается структура армейскогокомандования.

Юрий Косюк, бизнесмен, владелец компании "Наша Ряба", назначенпервым заместителем главы администрации президента - кураторомсилового блока. Структурно для АП это, наверное, усиление, когдапоявился сильный менеджер, нацеленный на выполнение основнойзадачи, за которую глава АП Борис Ложкин решил не браться в виду ееобъемов. Задача Косюка - координация и взаимодействие власти ивоенных, решение системных проблем. Посмотрим, насколько он будетэффективен в этом качестве. Ведь совершенно очевидно, чтодолжностишка - первый зам АП - для обладателя самой большой средиотечественных олигархов яхты и компании, экспортирующей своюпродукцию в половину стран ООН - тесновата. Согласно задумке, изхозяина "Нашей Рябы" может вылупиться или новый глава АП, или новыйглава КМ. Логистика АТО - это обкатка кандидата.

Основная проблема Украины в войне это не просто кадры - этосоздание дееспособных институтов власти, могущих выполнять задачисистемно и последовательно. Эти институты надо создавать как можнобыстрее, поскольку из-за их отсутствия Украина не может быстрозавершить военную операцию. Экстренного пересмотра организацииработы и систематизации требуют буквально все ключевые отрасливоенного управления.

1. Структура управления.

2. Логистика.

3. Разведка.

4. Информационная работа.

5. Стратегия.

6. Тактика.

7. Оперативное планирование.

8. Боевая подготовка.

9. Мобилизационная работа.

10. Перспективное планирование развития вооруженныхсил.

11. Привлечение иностранной военной помощи.

12. Организация работы оборонно-промышленногокомплекса.

Структура управления

Ключевой нерешенной проблемой Украины остается проблемауправления. То есть, быстрое получение информации об обстановке изразличных органов, анализ и принятие решений, мониторинг ситуации ввооруженных силах, государственных учреждениях, гражданскихорганизациях. Концентрация информационных потоков, интегральныйанализ, немедленная отработка и принятие решений представителямилибо руководителями всех задействованных государственныхинститутов. Такие структуры на случай войны и чрезвычайных ситуацийсозданы в большинстве развитых стран. А 28 марта 2014 годаНациональный центр обороны и управления государством заступил набоевое дежурство в России - именно с него сейчас Путин осуществляетуправление войной в Украине.

Функции НЦУОГ: контроль и управление всеми силами и средствами,действующими в интересах Генштаба РФ, как в военное, так и в мирноевремя. С центром связаны центральный командный пункт Генеральногоштаба и все ведомственные центры контроля и управления:Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России,"Росатом", Росгидромет, Росводресурсы и т.д. Руководство получаетчерез НЦУОГ в режиме онлайн информацию о военно-политическойобстановке, состоянии и изменении боевой готовности военныхокругов, видов и родов войск, сводки мониторинга информационныхматериалов, информация о ходе и мероприятиях оперативной и боевойподготовки войск, происшествиях и чрезвычайных ситуациях натерритории РФ. Для обеспечения повседневной деятельностиВооруженных сил центр сводит в единую систему данные об уровнефинансовых запасов страны, других материальных средств,укомплектованности личным составом, ходе реализацииГособоронзаказа, хозяйственной и другой деятельности структурныхподразделений Минобороны и другую информацию.

То есть, создан единый центр по анализу и структуризацииинформации в режиме реального времени, привлечена группааналитиков, в работе центра участвуют все представители ключевыхдля обороноспособности учреждений. Это позволяет быстро определятьуровень угроз и возможности по реагированию для принятияоперативных решений руководством страны. Аналогичная системаконцентрации информационных потоков и анализа данных необходима вУкраине. Отсутствие такого штаба, который мог бы стать СтавкойВерховного Главнокомандующего, является основной нерешеннойпроблемой. Отсутствие штаба красноречиво демонстрирует, чторуководство Украины по-прежнему плохо понимает, что представляетсобой война как системное явление, и не представляет себе те рискии подходы, которые необходимо решать в ходе войны.

Победа на Востоке в кратчайшие сроки возможна в результатепроведения не военной, а военно-политической операции.

Логистика

К сожалению, руководство государством колоссально недооцениваетзначение логистики в современной войне. Организация системыпоставок и снабжения - это самое слабое и заметное упущение.Необходимо создавать практически с нуля современную системуконтроля, учета, управления остатками, складами. Необходимо,наконец, составить бизнес-план: сколько ресурсов требует снабжениевооруженных сил; какие проблемы; как организована и сколько стоитдоставка? Всем этим армия не занималась никогда и не занимаетсясейчас. Необходимо срочно внедрять опыт транспортно-логистическихкомпаний и ритейлеров, надо привлекать коммерческие структуры длямодернизации работы тыла. Дикость: снабжение многих частей в зонеАТО осуществляется импровизированными средствами, и в некоторыхподразделениях регулярно возникают перебои даже со снабжениемводой!

Простой пример, приведенный мне владельцем одной крупнойтранспортно-логистической компании, который пока не может пробитьсяна прием к руководителям, чтобы предложить им услуги компании и еетягачей. Грузоподъемность "КРАЗа" составляет 6 тонн, ГАЗ-66 - 2тонны, а магистрального тягача "Скания" - 24 тонны. Расход топлива- "КРАЗ" - 40 литров на 100 километров, ГАЗ-66 - 21 литр на 100километров, а у магистрального тягача - 24 литра на 100 километров.Давайте посчитаем, а сколько бензина, техники, людей мы используемдля перевозки грузов для снабжения АТО? Можно ли эту цифруоптимизировать? Я попытался получить статистику в тыловыхструктурах Минобороны - сколько стоит доставка грузов в зону АТО,какие силы привлечены, как организована логистика, какова системаконтроля поставок, учета запасов? Увы, такой статистикинет.

Можно ли применять какие-либо меры экономии и оптимизации безналичия четкого бизнес-плана? Вопрос риторический. Но пора ужепонять - по сути, военное положение в Украине сохранится оченьдолго, и пора срочно переходить на современные методы управления ипланирования в военном деле. Необходимо системно сокращатьоперационные расходы, чтобы перебрасывать их на оснащение войск иповышение денежного довольствия без дополнительных бюджетныхассигнований. Нам пора научиться жить по средствам. И не проедать,а строить. Тем более, что именно сейчас уникальное время, когдагосударство бесплатно, за счет энтузиазма и поддержки народа, можетбыстро внедрять сложные решения без сколько-нибудь значительныхзатрат и получить огромную экономию и выгоду. Для этого оно должноперестать быть косным и обязано стать умным.

Разведка

Организация разведки - это, прежде всего, управлениеинформационными потоками и объективный анализ. К сожалению,огромный разведывательный потенциал Украины в Донбассе неиспользуется.

После 11 сентября США создали единое разведывательноесообщество, объединяющее все государственные структуры, занятыедобыванием разведывательной информации. С 2005 года сообществовозглавляет директор Национальной разведки, являющийся советникомпрезидента по вопросам разведки и советником по разведке в Советенациональной безопасности. В компетенцию директора входятобязанности по координации действий различных ведомств, входящих вразведывательное сообщество США. То есть, в США сохранена полнаянезависимость разведывательных структур, однако обеспеченаконцентрация информационных потоков, централизация запросов отруководства страны на добывание разведданных и централизацияанализа разведданных для принятия решений.

Все это полностью отсутствует в Украине. В результате анализом икоординацией действий разведсообщества заниматься попросту некому.Это колоссально обесценивает значение добываемой информации,замедляет ее реализацию.

В результате Украина в информационный век, век смартфонов имобильных коммуникаций очень слабо использует огромные оперативныевозможности по получению разведданных через социальные сети иинтернет.

Информационная работа

Системное понимание психологической войны и информационнойработы в зоне военных действий в Украине также отсутствует.Совершенно не используется вполне открытый зарубежный опыт прорываинформационной блокады на оккупированной территории, неорганизовано системное противодействие вражескойпропаганде.

Украинское руководство игнорирует очевидный факт, чтоинформационное оружие решает задачи снижения сопротивленияпротивника куда эффективней, чем любая бомбардировка. Этобескровный и наиболее массовый способ демобилизации противника иего готовности сражаться и мобилизации проукраинских сил.

Психологическая война особенно важна в Украине, поскольку мывоюем на своей территории, и даже побеждая, мы наносим ущерб своейинфраструктуре, своему будущему, провоцируем появление беженцев,разрушаем экономический потенциал страны.

К сожалению, информационной стратегии у руководства Украины нетни для войны, ни для мирного строительства и продвижения политикипрезидента и правительства.

Нет экспертной группы, которая бы выработала само понятиепсихологических операций, саму структуру информационной политикигосударства. Война, ее цели, цели и задачи украинского государства- все это необходимо освещать системно. Системы нет. Один разпремьер-министр Арсений Яценюк встретился с руководителямикрупнейших СМИ, чтобы обсудить вопросы освещения АТО. Получил массуполезных советов и рекомендаций, которые, к сожалению, так никто ине внедрил на практике. Созданный Б.Ложкиным координационный советпо информационному освещению АТО при СНБО остается скореедекоративной, нежели реальной структурой.

Информационная политика на практике - результат патриотизма иличной гражданской позиции работников украинских СМИ, а государствоникакого системного подхода не проявляет. Что говорить, если газета"Вести" бесплатно распространяется по всей территории Украины всемесяцы войны, являясь одним из инструментов психологической войныпротив нашей страны.

Поэтому смешно слышать неискренние восклицания многихруководителей о невозможности прорвать информационную блокаду наВостоке. Откровенно говоря, государство не сделало никакихсистемных шагов для такого прорыва и для создания информационногополя. Не используются возможности для вещания на Донецк и Луганск.Только-только начала зарождаться газета для военнослужащих в зонеАТО. Не блокируется вражеская пропаганда. Вспоминается, что в 1991году в Ираке группы психологических операций США использовалипростой и эффективный прием - распространяли среди мирногонаселения Кувейта и Ирака дешевые радиоприемники и транслировали наних сигналы нескольких радиостанций. Но кроме проблемы формата икоммуникации государство обязано думать и над качеством контента.Рассказы генералов о сотнях убитых в результате стрельбы по лесам,демонстрация батарей, бьющих по городам - это не демонстрацияэффективности, это глубокое непонимание сути процессов,происходящих в Донецкой и Луганской областях.

Стратегия

В условиях отсутствия эффективного управления военная стратегиякомандования АТО в целом построена вполне логично. Но проблема втом, что стратегия эта применяется весьма фрагментировано инекомплексно.

В целом, группировка украинских войск в настоящий моментдислоцирована грамотно. Она размещена на тех операционныхнаправлениях, которые позволяют не только осуществлять блокадутеррористов, но и возможное прикрытие в случае российскоговторжения.

Однако есть и нерешаемые проблемы. Совершенно необоснованноукраинское командование сохраняет в зоне АТО части ПВО. Не имеяподготовки и оснащения, эти части систематически уничтожаютсяроссийскими диверсионными группами. Украина теряет ценнуюдорогостоящую боевую технику, зенитно-ракетные комплексы ирадиолокаторы, которые необходимо сконцентрировать для прикрытиярайонов базирования нашей боевой авиации, штабов АТО и полетнойзоны - в тех местах, где обеспечена надежная охрана отпроникновения диверсионных групп противника. В современной войнегруппировка ПВО и ВВС должна действовать скоординировано. Ксожалению, если посмотреть на дислокацию наших частей ПВО и ВВС,очевидно, что элементарная военная логика во многих случаях непрослеживается.

При посещении аэропорта Днепропетровск, где боевые самолетыстоят на открытых стоянках, понимаешь, что наше командованиепозабыло книжки о Великой Отечественной и не заботится даже осооружении простейших земляных открытых капониров для защиты боевойтехники и простейших мерах тактической маскировки. Чем объяснитьтакую беспечность? Скорее всего, это недостатки системы управления,где отсутствует грамотное инспектирование района боевых действий иадекватная оценка возможных угроз.

Замысел стратегической операции по освобождению Донбасса оттеррористов предполагает отсечение группировки террористов отроссийской границы и постепенную зачистку населенныхпунктов.

Однако замысел - это только фрагмент концепции боевогоприменения. Очевидно, что ликвидация открытых очагов сопротивления- это конечная фаза уничтожения боевого потенциалапротивника.

Прежде всего, необходимо лишить противника возможности свободноманеврировать своими силами и обеспечения. Для этого нетнеобходимости строить блок-посты на дорогах и на границах. Вглубине территории Донецкой области, и прежде всего накоммуникациях по транспортным коридорам из России в Славянск,необходимо наладить постоянную работу мобильных "кочующих" малыхгрупп, которые будут осуществлять проверку транспорта, не выставляяоткрытые блок-посты, которые всегда будут мишенью террористов.Навязывая противнику маневренные боевые действия силамиразведгрупп, мы заставим его рассредоточить свои подразделения дляохраны, организовывать перевозки необходимых грузов только всоставе крупных охраняемых конвоев. Укрупнив конвои, мы усложнимлогистику противника, снизим скрытность перевозок, и главное -сделаем конвои заметными мишенями для нашей авиации.

Аналогичная стратегия требуется и на коммуникациях вокруг узловсопротивления в Луганской области.

К сожалению, системной борьбы на коммуникациях наши войска неведут. Значительная часть армейского спецназа занята охранойразличных объектов, сопровождением наших конвоев и даже принимаетучастие в штурмовых действиях. Неоднократно в зоне были случаи,когда отрядам спецназа ставились и ставятся задачи по охранеобъектов и даже по дежурству на блок-постах! Это нецелевоеприменение спецподразделений как элитной пехоты - следствиенесоблюдения принципа концентрации сил для выполнения основнойзадачи. Навязывая свою инициативу противнику, заставляя егообороняться, мы более эффективно сковываем его силы, чем пытаясьвезде быть сильными и охранять максимально возможное количествообъектов. Все эти ошибки советская 40-я армия проходила в 1980-1984годах в Афганистане, и очень странно, что украинское командованиеповторяет их 30 лет спустя. 70% результатов боевой работы в Афганедали действия спецназа на коммуникациях, а не армейские операции поштурму укрепрайонов. Применяя спецназ для работы по укрепрайонамтеррористов, наши войска несут неоправданные потеривысокоподготовленных специалистов, которых можно было бы избежать вслучае правильного определения наиболее уязвимых мест накоммуникациях противника.

Аналогичная глубокая проблема отсутствия концентрации силзаметна и по боевому применению спецподразделений МВД, УБОП,Нацгвардии, СВР, СБУ, Госпогранслужбы, УГО, Пенитенциарной службы,Министерства доходов и сборов. По факту Украина имеет по крайнеймере 15 кадровых спецподразделений, обученных и вооруженных,численностью в 5-6 тысяч бойцов. Но все они применяются несосредоточенно, не концентрируются, а некоторые до сих пор невступали в бой.

Почему никто в государстве не задумывается: "А не направить липлохо обученные, вооруженные, но многочисленные батальоныдобровольцев МО и МВД на выполнение большей части задач по охранеатомных станций, тюрем, выполнение функций госохраны, "Титана" иУГО, физзащиты налоговой и УБОПа?" И освободить этим для участия вбоевых действиях прекрасно натренированных, хорошо экипированныхпрофессиональных бойцов? Раз они умеют штурмовать офисыпредпринимателей, значит, сумеют блестяще штурмовать и городскиебазы террористов. Это ведь сейчас важнее, не так ли?

Глубочайшей стратегической проблемой является отсутствие вУкраине единого дееспособного Командования специальных операций.Вернее, в структуре МО формально создано управление специальныхопераций, но на деле это просто очередная бюрократическая приставкак генеральскому званию.

Лидеры террористов совершенно спокойно дают пресс-конференции иинтервью, но украинские спецслужбы почему-то не наносят по нимточечных ударов. А ведь уничтожение штабов - наиболее эффективныйспособ дезорганизовать управление и сопротивлениепротивника.

Военное искусство заключается, прежде всего, в нанесении ударовпо самым слабым точкам боевых порядков противника с достижениеммаксимально высокой концентрации своих сил и средств.

Штабы, узлы связи, коммуникации, базы снабжения. Для ихликвидации можно не стрелять по огневым точкам террористов, которыеони прячут в жилых домах, школах и больницах.

Для этого необходимо интеллектуальное планирование иинтеллектуальная постановка задачи. Война - это не готовностьумирать и нажимать курок. Война это искусство думать на опережение.И руководство Украины обязано немедленно принять меры, чтобыизменив структуру военного управления в кратчайшие сроки обеспечитьвоенную победу. АТО должна быть переведена в полицейский режим. Иэто вполне можно осуществить до наступления холодов. Если, конечно,кого-то наверху всерьез интересует такой результат…

Источник: https://censor.net.ua/r292672
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх