EN|RU|UK
 Общество
  9621  26

 ПОЧЕМУ АЭРОПОРТ "БОРИСПОЛЬ" НЕ МОЖЕТ НАРАСТИТЬ ПАССАЖИРОПОТОК?

По итогам 2013 года международный аэропорт «Киев» (Жуляны) увеличил пассажиропоток на 113,3%, в то время как международный аэропорт «Борисполь» сократил пассажиропоток на 6,5%.

Для анализа причин медленной деградации «Борисполя» необходимо разделить их на два класса - ошибки планирования и ошибки менеджмента. Чтобы лучше понять проблемы, вызванные некачественным планированием, нужно углубиться в прошлое. Говорить о планах государства в первые годы независимости в отношении развития «Борисполя» вряд ли имеет смысл - они отличались полной бессистемностью. В то время, как альтернативный план развития аэропорта, который был разработан специалистами австрийской фирмы ACV в 1994 году, указывал на необходимость строительства нового пассажирского терминала еще в период 1996-1998 годов и введения его в эксплуатацию в 1998-2000 годах. Позже, подобная потребность была подтверждена динамикой роста пассажиропотока через аэропорт «Борисполь». Однако, предложение авторитетной австрийской компании власти решили не рассматривать.

По-настоящему серьезно государство задумалось о развитии «Борисполя» в 2010 году, в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Однако, временной фактор сыграл свою негативную роль - как планирование, так и реализация задуманного оставляли желать лучшего. Оказалось, что при тогдашней (да и при нынешней тоже) инфраструктуре невозможно превратить аэропорт «Борисполь» в европейский транзитный аэропорт, так называемый хаб. Введение в эксплуатацию терминала « F », как и терминала « D », не приблизило аэропорт «Борисполь» к превращению в полноценный хаб. Терминал « F » имеет невысокую пропускную способность, а терминал « D », несмотря на неплохой показатель пропускной способности, имеет нехабовую планировку. Дело в том, что терминал « D » физически невозможно сблокировать с терминалом «В». В итоге, получается, что точки обслуживания пассажиров разбросаны на слишком большой территории, время на обслуживание транзитных пассажиров составляет несколько часов, что в корне подрывает саму идею об аэропорте-хабе. Кстати, любопытно, многие ли помнят, что п лан реконструкции «Борисполя» к Евро-2012, включал не только построение двух новых терминалов, «F» и «D», но и запуск скоростного электропоезда между ним и Киевом, а также построение новой взлетно-посадочной полосы?

Впрочем, если бы только в этом состояли проблемы главных воздушных ворот страны! Многие зарубежные пассажиры, вынужденные пользоваться услугами аэропорта «Борисполь», вспоминают его услуги с негодованием и возмущением. Это неудивительно - если с первого шага они сталкиваются некачественными услугами по необоснованно высоким ценам, а именно это является «визитной карточкой» аэропорта «Борисполь», то понятно, что желание вести бизнес в Украине у иностранных бизнесменов снижается, а то и вовсе отпадает. Какое же впечатление создается о нашей стране у иностранных пассажиров, многие из которых летят в Украину для решения деловых вопросов?

Итак, мы перешли к вопросу качества менеджмента крупнейшего отечественного аэропорта. Меняется руководство «Борисполя»: вместо Бориса Шахсуварова пришел Антон Волов, потом его сменил Алексей Кочанов. Но ситуация не улучшается, а, скорее, ухудшается.

Что не меняется в «Борисполе», так это монополизм. В «Борисполе» монополизированы рынки большинства услуг, таких, как обработка багажа, обслуживание самолетов на перроне. Выбор компаний, предоставляющих бортовое питание и питание пассажирам в аэропорту, отсутствует - с 1 февраля из «Борисполя» вынужден уйти международный кейтеринговый оператор LSG, компания DO & CO становится полным монополистом. Наземное обслуживание в терминалах и на перроне, комплекс авиационных и неавиационных услуг в пассажирских терминалах, энергоснабжение, авиационная безопасность, реклама, охрана объектов - все это выполняется компаниями, которые являются для аэропорта «единственными и неповторимыми». Отсюда низкое качество предоставляемых пассажирами и авиакомпаниям услуг и высокие цены.

Если руководство аэропорта «Борисполь» этого не понимает - это свидетельствует о его служебном несоответствии. Впрочем, есть все основания полагать, что дела обстоят намного хуже. Нынешнее руководство аэропорта «Борисполь» наверняка все это отлично понимает, но работает оно не в интересах государства (хотя «Борисполь» на 100% является госпредприятием), не в интересах пассажиров. Работает оно в интересах двух одесских бизнесменов - Бориса Кауфмана и Александра Грановского - которые, согласно сообщениям в СМИ, являются так называемыми «кураторами» международного аэропорта «Борисполь».

Им сейчас не до развития аэропорта - в «Борисполе» идет «зачистка», в результате которой все неподконтрольные Б.Кауфману и А.Грановскому компании меняются на аффилированные с ними структуры. Это коснулось буквально всего: авиахэндлинга, наземного обслуживания, организации бортового питания, ресторанов, магазинов, стоянок транспорта. При такой организации бизнеса аэропорт «Борисполь» не в состоянии обеспечить достойное обслуживание пассажиров, не способен увеличить свои производственные показатели. Кстати, почти половина задержек рейсов в аэропорту «Борисполь» возникает по причине низкого качества наземного обслуживания воздушных судов. А это, в свою очередь, является прямым следствием монополизации едва ли не всех видов услуг, предоставляемых «Борисполем». Монополизации, которая выгодна лишь «кураторам» аэропорта. Эксперты отрасли констатируют, что при новом руководстве аэропорта уровень монополизации услуг стремиться к 100% - право их предоставлять передано исключительно фирмам, связанным с «кураторами».

Поэтому неудивительно, что из «Борисполя» в «Жуляны» переходит все больше авиакомпаний - Wizz Air, «ЮТэйр», «Трансаэро», «Мотор Сич», Georgian Airways, другие. Наука и практика однозначно подтверждают - лучшего метода повышения качества услуг и установления обоснованных цен, чем создания конкурентных условий ведения бизнеса, не существует. К сожалению, в Украине этого не понимают. Пример - международный аэропорт «Борисполь», который, как считают осведомленные аналитики, отдан в фактическое владение двум бизнесменам из Одессы. С соответствующими последствиями - переход многих авиакомпаний на обслуживание из «Борисполя» в «Жуляны», как и уход ряда авиакомпаний из Украины вообще, является одним из негативных результатов этого.

Игорь Лаевский по материалам прессы

VEhrNGRrdzVRM2N3V1ROU1owNURLekJNTDFGMmRFZEJNRmxLT0RCS1NGRjJkRWRCTUV4cVVtZGtReTh3VERkUmRUbEhUV1pPUTFjd1dWQlJkVGxIVURCTU0xSnBkejA5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх