EN|RU|UK
  292  1

 УКРАИНА - РУМЫНИЯ: БУДЕМ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Канал "Дунай-Черное море" должен способствовать сближению, а не разделять
2 - 3 февраля президент Румынии Трайан Басеску прибудет с официальным визитом в Киев. По сообщению информационных агентств, во время визита глава Румынии планирует обс

Это будет уже вторая встреча двух президентов. В апреле прошлого года, во время визита Виктора Ющенко в Бухарест, в частности, была подписана общая декларация о готовности укрепить сотрудничество двух стран. Стороны договорились создать комиссию, которая занялась бы решением актуальных двусторонних проблем.

Как известно, в отношениях между обеими странами, несмотря на их в целом добрососедский характер, существует несколько непростых вопросов, требующих решения. В частности, речь идет о строительстве Украиной (если точнее - возобновлении существовавшего здесь раньше судоходного пути) судоходного канала Дунай - Черное море" в устье реки Быстрая дельты Дуная, а также о статусе украинского острова Змеиный в Черном море.

Желанию продвигаться вперед сегодня не способствуют попытки отдельных представителей румынской политической элиты прибегнуть к пересмотру наработок и договоренностей наших предшественников.
Именно исходя из необходимости положить конец большому количеству взаимных претензий и недовольства после Второй мировой войны, в свое время были приняты Хельсинские соглашения, в которых были закреплены существующие европейские границы. Это позволило на длительное время установить в Европе по крайней мере формальный мир и согласие, которые не были нарушены даже в разгар холодной войны.
Попытки пересмотреть существующие границы создают опасный прецедент, результатом чего может стать нестабильность в отношениях между странами, в частности черноморского региона.

Строительство канала Дунай - Черное море", которое было торжественно, при участии тогдашнего президента Леонида Кучмы, открыто летом позапрошлого года, вызывало многочисленные протесты со стороны румынской стороны, которая заявила, что канал будет угрожать экологии региона. Бухарест тогда даже обратился за помощью к Европейскому союзу. Более того, на намерение украинцев строить канал румыны ответили сооружениям дамбы, в результате чего в основном русле Дуная уменьшилось количество воды. Украинская сторона считает, что протесты соседей вызваны экономическими причинами.
Вместе с тем, не являются секретом факты загрязнения румынскими предприятиями пограничных рек, что непосредственно влияет на экологическую ситуацию на смежной украинской территории. Как пример неконструктивного подхода к вопросам добрососедского сотрудничества со стороны румынской стороны, стоит вспомнить высказывание отдельных СМИ этой страны в канун прошлогоднего визита в Бухарест
председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина. Очевидно что подобные подходы никоим образом не способствуют оптимизации отношений между обеими странами и вряд ли отвечают духу и букве общего европейского дома, членом которого стремится стать наша соседка.

Вместе с тем, канал Дунай - Черное море" позволит существенно расширить возможности нашей страны в судоходстве в черноморском регионе. По оценкам Министерства транспорта Украины, канал перетянет до 60% грузопотока в украинскую дельту реки. Как известно, до сих пор монопольным правом в сфере предоставления водных путей для судоходства через дельту Дуная владела именно Румыния.

Поэтому, напрашивается вывод о том, что позиции обеих стран относительно решения проблемы судоходства в регионе являются диаметрально противоположными?

Вряд ли стоит соглашаться с подобными категорическими утверждениями. История распорядилась так, что Украина и Румыния являются извечными соседями, их объединяет общая граница. Исторические, духовные и культурные связи между народами обеих стран давние и неисчерпаемые. Украинско-румынский опыт сотрудничества разносторонний и широкий; договорно-правовая база отношений между обеими странами на разных уровнях охватывает свыше 40 договоров, соглашений и конвенций, а Украина входит в десятку основных стран-экспортеров в Румынию. Исходя из этого, наши отношения должны строиться на основе уважения к праву каждого государства отстаивать собственные национальные интересы - как в
экономической, так и политической плоскости. Украинская сторона считает, что учет исторических фактов в наших взаимоотношениях, возможность вынести полезное позволит в будущем избегать проблемных моментов в двухсторонних отношениях или решать их совместно, на взаимовыгодной основе. Причем договоренности, достигнутые в ходе двухсторонних встреч, должны переноситься в практическую
плоскость, а не оставаться всего лишь декларативными намерениями на бумаге.

Во время бухарестской встречи президентов обеих стран в прошлом году было заявлено об общих намерениях в разрешении конфликта, возникшего вокруг строительства судоходного канала в дельте Дуная. Договоренности о возобновлении двухсторонних переговоров по урегулировании спорного вопроса были также достигнуты во время прошлогодней встречи министров иностранных дел обеих стран – Бориса Тарасюка и Михая-Рэзвана Унгуряну. Первая встреча экспертов обеих стран по этому вопросу состоялась еще в апреле прошлого года.

Хотя в дальнейшем продвижение по этому делу, в силу разных причин, было заторможено, однако украинская сторона считает, что существует реальная возможность общего развития канала. Этот вопрос в частности был предметом обсуждения во время недавней встречи министра транспорта и связи Украины
Виктора Бондаря с послом Румынии в Украине Траяном Христеа. Румынской стороне было предложено принять участие в общем развитии прилегающей к каналу инфраструктуры. Вместе с тем, как подчеркнул В.Бондарь, позиция Украины относительно будущей судьбы канала прагматична: канал, в который уже вложены огромные средства, будет строиться. При этом результаты экологических экспертиз, проведенных украинской стороной, свидетельствуют об отсутствии любых угроз естественному балансу в этом регионе.
От Румынии, как страны-кандидата на вступление в Евросоюз, Украина сегодня ожидает практических шагов по приближению ее национального законодательства в сфере юстиции, экологии и борьбы с коррупцией к законодательству стран-членов европейского сообщества.

Исходя из взаимных интересов, будем надеяться, что визит президента Румынии в Киев будет способствовать решению тех вопросов, которые перед нашими странами ставит сегодняшняя непростая действительность. Украина со своей стороны довела желание до конструктивного добрососедства. В частности, наше государство последовательно проявляет беспокойство о национальных меньшинствах, которые в настоящее время проживают на ее территории. Как пример можно привести одесский регион, на территории которого компактно проживают румынские национальные группы. Благодаря реализации национальных проектов в транспортной сфере здесь стало возможным решать проблемы создания новых рабочих мест и другие вопросы социального характера.

Понятно, что решение спорных вопросов и налаживания плодотворного, добрососедского сотрудничества является полезным и необходимым для обеих стран. Сегодня обе стороны должны реальный шанс сделать друг навстречу другу именно те шаги, которые этому будут способствовать.
Источник: Николай Кулиш
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх