EN|RU|UK
  1434  17

 ФИЛЬМ ДУХОВНИКА ПУТИНА. ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРОПОВЕДЬ.

ФИЛЬМ ДУХОВНИКА ПУТИНА. ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРОПОВЕДЬ. (The Economist)

Российские правители часто прибегают к историческим параллелям для оправдания своих действий.Когда другие бывшие республики СССР создают мемориалы, чтобы помнить о зверствах советской власти, Россия расценивает это как искажение истории.

В прошлом году, выступая перед подчиненными по случаю 90-летия советских спецслужб, глава ФСБ РФ Николая Патрушев позволил себе необычное историческое отступление: "Кто занимается историей, знает, что безопасность была и раньше. Софья Палеолог вышла замуж за Ивана Третьего и, будучи племянницей последнего византийского императора, очень серьезно занималась вопросами безопасности". Мало кто понял, о чем он говорит.

Загадка разрешилась спустя несколько недель, когда государственный телеканал "Россия" показал 60-минутный фильм "Гибель империи: византийский урок". Он возымел такой успех, что канал показал его вторично, дополнив 45-минутным диспутом, который увенчался выводом, что Россия может существовать лишь как православная империя. Автором фильма и рассказчиком является архимандрит Тихон Шевкунов – по слухам, духовник Владимира Путина. В последние недели этот фильм является одним из самых живо обсуждаемых в Москве.

Российские правители часто прибегают к историческим параллелям для оправдания своих действий. Путин проявил интерес к истории с самого начала своего президентства, когда восстановил сталинский гимн в правах государственного. В прошлом году Путин поддержал школьный учебник, в котором жестокое правление Сталина оправдывается как необходимое зло. Когда другие бывшие республики СССР создают мемориалы, чтобы помнить о зверствах советской власти, Россия расценивает это как искажение истории. На этой неделе Министерство иностранных дел РФ провело за закрытыми дверями круглый стол на тему "Противодействие фальсификации истории в ущерб России – задача общегосударственной важности".

По мнению бывших шпионов, которые играют доминирующую роль в России, история, как они выражаются, это мощный инструмент. По-видимому, вышеупомянутый телефильм относится к этому жанру. На экране отец Тихон в полном церковном облачении переносится из заснеженной церкви в Стамбул и Венецию, где разоблачает Запад как "генетически предрасположенный" ненавидеть и Византию, и ее духовную наследницу – Россию. Богатая и высококультурная столица Византии, Константинополь, вызывала зависть у темных и агрессивных варваров с Запада, которые разграбили этот город во время Четвертого крестового похода в 1204 году. Современный западный капитализм, утверждает отец Тихон, построен на основе трофеев, добытых при разграблении Византии, и еврейского ростовщичества.

Согласно этой версии, первой ошибкой Византии было доверие к Западу (его в фильме олицетворяет фигура в длинном плаще и зловещей венецианской маске с длинным носом) и уступка "командных высот" экономики – торговли и сбора таможенных пошлин – западным предпринимателям и алчным олигархам. Заимствуя термин из современной российской жизни, отец Тихон говорит о неком "стабилизационном фонде", описывая достижения византийского императора Василия II, который приходился крестным отцом русскому князю Владимиру. Василий подавил сепаратистов и посадил в тюрьму олигархов. Но даже у великих императоров бывают слабые преемники. (Фильм был сделан до того, как Путин избрал преемником Дмитрия Медведева, кандидатура которого должна быть подтверждена избирателями на выборах 2 марта.)

Употребление в фильме современных слов и образов настолько бросается в глаза, что российский зритель не может не уяснить его морали. Вместо того чтобы держаться за свои традиции, Византия попыталась провести реформы и модернизацию, как требовал Запад, и дорого за это поплатилась. Самое ужасное, что Запад заразил Византию вредоносными индивидуалистическими идеями, которые подорвали ключевые ценности империи, и народ утратил веру в своих правителей.

Сергей Иванов, ведущий российский византинист, говорит, что все это – сумбурное изложение тысячелетней истории Византии и неуклюжая экстраполяция результатов на современную Россию. Собственно, изложенное в фильме почти не имеет отношения к подлинной истории Византии. Но истинной целью картины является не изложение исторических событий и не насаждение ценностей православия. В отсутствие какой-либо новой идеологии фильм манипулирует историей Византии, чтобы оправдать антизападные настроения и ксенофобию России на протяжении тысячи лет ее истории. В фильме также содержится скрытый призыв к Путину: не слушайте Запад, оставайтесь у власти, закройте границы страны.

Отца Тихона и российское государственное телевидение мало заботит тот факт, что Российская империя больше всего приобретала тогда, когда открывалась Западу, а не когда отгораживалась. Византия всегда была для России источником православной веры, но мало кто из российских царей ориентировался на Византию как на политическую модель. Москву небезосновательно называли третьим Римом, а не вторым Константинополем. Как одобрительно говорит отец Тихон, изучение Византии довелось воскресить только Сталину – а "он знал, у кого учиться". Но манипулирование историей опасно тем, что ее трагедии могут повториться.
VEhrdlVXNDVSMFF3V1V4UmRVNURPVXg1TDFGdlRrTXJNRmxJVW1ka1F6UXdXVGc5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх