EN|RU|UK
  1974  12

 БУДУТ ЛИ НА ФИНАНСОВЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ МАЛИНОВЫЕ ПИДЖАКИ?

БУДУТ ЛИ НА ФИНАНСОВЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ МАЛИНОВЫЕ ПИДЖАКИ?

Только ограничив аппетиты силовиков, взимающих с народа «налог на жизнь», и активно борясь с коррупцией, нынешний президент может обеспечить себе безболезненное переизбрание на второй срок. В противном случае он сам загоняет себя в ловушки, расставленные коррумпированным чиновничеством

С экономических «полей» нашей страны поступаю все более тревожные известия, которые по силе негативного влияния на общественное сознание можно сравнить разве что с новостями о весеннем потопе. Так, Мировой банк ухудшил прогноз роста ВВП Украины с 3,5% до 1% в 2013 году. Как заявил старший экономист представительства МБ в Украине, Беларуси и Молдове Руслан Пионтковский, «украинская экономика находится в рецессии». Напомним, в июле прошлого года мировые банкиры прогнозировали рост ВВП Украины в 2013 году на уровне 3,5%, а в 2014 году - 4%. Теперь же, как видим, оптимизма у Мирового банка явно поубавилось. Более того, слово «рецессия» вообще звучит угрожающе.

Если к этому прибавить ухудшение доходной части бюджета, то Украина к концу года может оказаться весьма удручающем положении. Как на днях сообщил Forbes, согласно помесячной росписи госбюджета, за первые три месяца план по доходам выполнен не был - в госказну поступило на 1,4 млрд. гривен (или на 2,6%) меньше от запланированного. В марте объем доходов общего фонда составил 30,8 млрд. гривен, на 907 млн. гривен (или 2,9%) меньше, чем было запланировано в бюджете. Согласно бюджетной росписи, в прошлом месяце Министерство доходов и сборов, возглавляемое Александром Клименко, должно было обеспечить поступления в размере 22,3 млрд. гривен (с учетом возмещенного НДС). Но не смогло добрать 242 млн. гривен,

При этом, уже сейчас из регионов страны поступают тревожные новости. Руководители бюджетных структур говорят о том, что Госказначейство фактически блокирует перечисление денег. Во многих регионах страны начинаются перебои с зарплатой. А ведь ее задержек в государстве не видели с конца 90-х. К осени Украина может впервые столкнуться с ситуацией тотального недофинансирования бюджетного сектора. Денег на зарплаты врачам и учителям попросту не будет.

Впрочем угрожающие масштабы нависшей над страной беды похоже не сколько не смущают главу Минсдоха. Поскольку он без тени сомнения заявляет: бюджет выполняется стабильно и каких-либо угроз его доходной части нет. «По марту рост платежей в целом составил почти 117% в сравнении с мартом 2012-го», - отчитывается Клименко. И эта позиция говорит о том, что в Минсдохе по-видимому успешно переняли от «папередников» привычку манипулировать цифрами, сравнивая нынешнее положение вещей с прошлогодним. Но вот беда, - от таких сравнений кошелек граждан толще не станет и, соответственно, не повысится доверие к власти. Кстати, о сравнениях: дефицит государственного бюджета в феврале был сведен с минусом в 2,3 млрд., а даже в кризисном 2009-м первых два месяца были сведены с профицитом.

На фоне этих «успехов» весьма удивительным выглядит решение передать под крышу Минсдоха финансовую полицию, призванную, по логике вещей, бороться с фактами коррупции, а не стать вооруженной до зубов структурой по выбиванию налогов из бизнеса. Объяснения инициаторов решения о передаче финполиции в ведение Клименко вроде как просты: если его министерство отвечает за все доходы, то у них должно быть какое-то влияние на недобросовестных налогоплательщиков. Но при этом они умалчивают о том, что у Минсдоха, как основного наполнителя госказны, появляется возможность при помощи финансовой полиции выбивать реальные долги не только со злостных нарушителей, но и выдуманные с добропорядочных предпринимателей. Проще говоря, открывается прямой путь к усилению коррупции, плюс - к использованию на практике позорного принципа «друзьям - все, врагам - закон». Что, опять же, чревато новыми серьезными конфликтами бизнеса и государства.

Абсурдность концентрации функций в одном министерстве доходчиво объяснил известный экономист Александр Пасхавер. По его словам, « сборы и налоги - это не министерский уровень. Министерство по своему статусу - орган, вырабатывающий политику. А собирать налоги и сборы - это другая функция, ниже рангом. Поэтому если такое министерство создано, то оно должно как вырабатывать политику, так и собирать налоги. А это по принципу создания госструктур - недопустимо, поскольку между двумя этими функциями существует некий конфликт. Министерство будет вырабатывать свою политику не как представительный орган власти народа, а как представитель бюрократии. Объединение двух функций - это единение бесконтрольности бюрократии, оно ведет к уменьшению контроля общества над бюрократией. А это означает, что бюрократия будет ущемлять интересы общества. Кроме того, такая концентрация функций ведет к концентрации коррупции. Государственная машина - это автобус, и он едет не для того, чтобы водителю было удобно, а для того чтобы удобно было пассажирам».

Здесь следует сделать маленькую ремарку: в Украине более 300 млрд. гривен составляет объем теневой экономики. Таковой она является, в первую очередь, из-за коррупции в силовых ведомствах. Так как именно с этой тени силовики, а в основном налоговики работающие как раз на Клименко, собирают свою коррупционную ренту. Как правильно выразился политолог Максим Михайленко, силовики - милиция, прокуратура, СБУ, таможня - всевозможными проверками бизнеса и рядовых граждан фактически взимают с народа «налог на жизнь». Отсюда и очень низкий уровень доверия общества к силовикам: по данным опроса, проведенного Институтом социологии Национальной Академии наук, 31% украинцев совсем не доверяют правоохранителям, 36% респондентов скорее доверяют милиции, чем не доверяют, 25% опрошенных не смогли определиться, доверяют ли они отечественным людям в погонах, или нет, 8% респондентов ответили, что скорее всего, не доверяют МВД, а полностью доверяет всего 1%. Первая фраза, которую услышим от рядового гражданина, увидевшего в криминальной телехронике сюжет о демонтаже киоска с шаурмой или об облаве на публичный дом, будет такой: «Не поделились, вот их и прикрыли». Будет ли в своих оценках прав этот рядовой гражданин? К сожалению, да. А добавьте к теневым миллиардам еще около 100 млрд., которые чиновничество ворует на госзакупках, и мы получим картину: народ-бурлак тянет на себе огромную армию силовиков и чиновников, которая у этих бурлаков еще и отбирает хлеб.

Поэтому на создание финансовой полиции при Минсдохе обычные украинцы отреагировали абсолютно адекватно: в воздухе вновь запахло шальными 90-ми. Хотя сама по себе финансовая полиция не является злом, то, как о ней рассказывают и, то, под чьей юрисдикцией ей хотят дать жизнь, действительно пугает граждан. Понимает ли президент Виктор Янукович, что страхи в обществе ему лично плюсов не добавляют? Ведь на самом-то деле создание независимого антикоррупционного ведомства с широкими полномочия в финансовой сфере - это путь к наведению порядка в стране. Так поступали многие страны, где целью власти было не содрать три шкуры с законопослушных граждан, а поставить на место коррумпированных чиновников. Этим путем, возможно, рано или поздно пойдет и Виктор Янукович. Но здесь следует не забывать, что такое ведомство будет поддержано обществом только тогда, когда в его работе не будет священных коров.


Игорь Лаевский

VEhrNGRrdzVSMFV3VEdwUmRtUkRkekJNTTFKblpFZE1aazVIUlRCTWFsRjJaRU4zTUV3elVtZGtReXN3VEV4UmMwNUhVRWxPUXk4d1REZFJkVGxETkRCWllsRjFUa2RR
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх