EN|RU|UK
 Экономика
  8426  39

 Реформа БТИ – катастрофа, способная породить анархию

В. Владина

В БТИ по всей стране опять появились громадные очереди. Не спасает даже ведение списков и записи «наперед». Психозом охвачены как посетители, так и сотрудники контор: все с ужасом ждут 1 января 2013 года, когда вступят в действие новые правила регистрации прав собственности на недвижимость.

По данным, имеющимся в распоряжении «Цензор.НЕТ», страна даже близко неготова к реформе. Департаменты государственной регистрацииимущественных прав на недвижимое имущество на местах готовы всреднем на 40-55%. А вот нотариаты, на которые, в сущности, и будетвозложена миссия регистрировать сделки с недвижимостью, готовы креформе в среднем едва ли на 30 процентов.

Единственный адекватный выход из сложившейся ситуации -отказаться от этой безумной затеи. В противном случае с 1 января2013 года в сфере регистрации прав собственности на недвижимостьнас ждет полный хаос.

В вопросе реформирования услуг, предоставляемых населению июридическим лицам Бюро технической инвентаризации, Украина ужетопчется третий год. Изменения в Закон Украины «О государственнойрегистрации имущественных прав на недвижимое имущество и ихограничений» были приняты еще в 2010-м. Согласно этому документу,полномочия по регистрации и учету недвижимого имущества былиразделены между органами исполнительной власти и органами местногосамоуправления. И вступить новые правила должны были уже с 1 января2012 года. Еще за полгода до вступления их в силу страну началолихорадить. В БТИ собирались жуткие очереди: желающих оформлятьсвою недвижимость по новым правилам оказалось немного. Всестремились успеть переоформиться по давно устоявшейся практике. Вто же время даже в БТИ толком никто не мог объяснить, чтопроизойдет с нового года.

А с нового года - ничего не произошло. Ведь Верховная Рада так ине смогла окончательно урегулировать вопросы учета и техническойинвентаризации объектов недвижимого имущества. 16 июня 2011 годапарламент принимает Закон «Об учете и технической инвентаризацииобъектов недвижимого имущества», который был сориентирован на«…обеспечение удобного, оперативного и доступного предоставленияучетных, инвентаризационных и информационных услуг в одномучреждении». Однако документ был заветирован Президентом, а вобосновании сказано, что данный закон якобы приведет кмонополизации рынка услуг, предоставляемых БТИ. А это - «…неотвечает принципу обеспечения государством конкуренции впредпринимательской деятельности…». И тогда были озвучены заявленияо том, что часть полномочий БТИ передадут Минюсту, то естьнотариату, в том числе и частному. Дескать, так для людей лучшебудет…

Серьезных аргументов в пользу грядущих нововведений, кроме того,что отныне регистрировать имущественные права будут не регистраторыБТИ, а нотариусы, которых в стране полным-полно, страна так и неуслышала. Зато у органов местного самоуправления появились вескиеоснования опасаться за состояние дел в этой сфере и за жуткиепоследствия, к которым может привести подобная реформа. В октябре2011-го на имя Президента страны было отправлено открытое письмо,подписанное мэрами более 130 больших и маленьких городов Украины. Внем Ассоциация городов Украины (АГУ) от имени мэров аргументировалавсевозможные риски, связанные с передачей системы регистрации правсобственности объектов недвижимого имущества в частные руки.

Так, по мнению АГУ, из-за этой реформы органы местногосамоуправления потеряют достоверную информацию об объектахнедвижимого имущества всех форм собственности. Эта информациякрайне важная при начислении налога на недвижимость, формированииградостроительного кадастра, для разработки программсоциально-экономического и культурного развития отдельныхтерриторий. Кроме того, этой информацией органы местногосамоуправления пользуются при начислении субсидий, прираспределении жилья и предоставлении других, жизненно необходимыхдля населения услуг.

Второе. Введение подобной практики порождает огромный рисксоздания уже частной (а не коммунальной) монополии и,соответственно, неконтролируемый рост цен на предоставление даннойуслуги. Нет никаких гарантий, что частник, взвинтив цены радисобственной выгоды, сумеет предоставить населению высокое качествосвоей работы. Не исключено, что для того, чтобы поднять качествоуслуг, придется вводить лицензирование данного вида деятельности, адля того, чтобы понять ответственность - систему разрешительныхпроцедур. А это неизбежно приведет к увеличению коррупционныхрисков.

Далее. При всем желании любое частное лицо без специфическихзнаний и навыков данную услугу вряд ли сможет предоставить навысокопрофессиональном уровне, ведь этому никто в Украине не учит,то есть - кадров попросту нет (кроме доморощенных регистраторовБТИ, естественно).

Ну и самое главное. Открытым оставался вопрос содержания архиваинвентаризационных дел и обмен информацией между архивом инесколькими субъектами, одновременно предоставляющими услугу поодному объекту. Что, в таком случае, мешает выдавать несколькопакетов правоустанавливающих документов на один объектнедвижимости? Это - самый легкий путь к мошенничеству приотчуждении имущества и для рейдерских захватов недвижимости…

Практически «под занавес» 2011 года власть признала, что странане готова к реформе, и введение новшеств отложили еще на год - до 1января 2013 года. Сейчас до вступления их в силу остается чутьбольше месяца. Готова ли теперь Украина к новым правиламрегистрации недвижимости?

В распоряжении «Цензор.НЕТ» оказались письма, подготовленные наимя первого вице-премьер-министра Валерия Хорошковского (отруководителя Киевского БТИ) и на имя Президента от АлександраПопова (главы КГГА). Оба письма датированы ноябрем текущегогода.

В частности, В.Сенчук, начальник столичного БТИ, обращаетвнимание первого вице-премьера на необходимость «осуществлениягосударственного контроля за использованием и сохранностьюжилищного фонда» и обязательность проведения техническойинвентаризации при новом строительстве объектов недвижимости, атакже при их реконструкции и капитальном ремонте.

«…Для своевременного выявления случаев проведения самовольногостроительства, реконструкции и капитального ремонта целесообразнозакрепить в нормативных документах необходимость проведения осмотра(обследования) объектов недвижимости прежде, чем будет составленправоустанавливающий документ или регистрация права собственностиотносительно этих объектов…».

Предварительный осмотр объектов недвижимости, по мнениюспециалиста, позволит выявлять самострои и своевременно реагироватьна несоблюдение градостроительного законодательства. Кроме того,таким образом можно будет предупредить угрозу разрушения жилыхдомов и других строений после самовольного проведения строительныхработ, в том числе - вмешательство в газовые коммуникации,разрушение несущих конструкций строений и так далее, ведьколичество примеров самовольной перепланировки, приводившей ктрагедиям, с каждым годом в Украине только увеличивается.

Без предварительного осмотра объекта недвижимости специалистомновые собственники практически не смогут отличить самострои инезаконную реконструкцию от легитимных построек. Фактически можетсложиться ситуация, что покупатель будет брать «кота в мешке», агосбюджет и пенсионный фонд могут недополучать причитающиеся отсделок с недвижимостью поступления. Если пристройки не будутотражены в правоустанавливающих документах, то и налоги от продажипойдут в «урезанном» виде.

Ну и, последнее: государство просто обязано создать надлежащиеусловия для функционирования рынка недвижимости и предупреждатьмошеннические действия с недвижимым имуществом без ведомасобственника, напоминает В.Сенчук представителю исполнительнойвласти и предлагает внести в соответствующие нормативные документынеобходимые поправки.

Обсуждали реформу в БТИ и в киевской мэрии, в частности на одномиз последних заседаний комитета по экономическим реформам КГГА.Именно на том заседании, после жарких дискуссий вокруг вопроса,было принято единогласное решение обратиться к гаранту Конституциис просьбой «…не допустить дестабилизации рынка недвижимости,возрастания социальной напряженности, ухудшения инвестиционногоклимата, снижения поступлений в государственный бюджет иограничения конституционных прав собственников недвижимогоимущества…». О чем и просит Александр Попов в своем письме кЯнуковичу. Глава КГГА сомневается, что система органовгосударственной регистрации прав, которая должна заработать с 1января 2013 года, готова принять «эстафету» от БТИ.

Чтобы избежать дестабилизации в вопросах регистрации прав нанедвижимость, Александр Попов предлагает оставить эти функции вподчинении органов местного самоуправления, то есть - БТИ. Покрайней мере, до 1 января 2014 года. Возможно, дополнительный годпозволит привести законодательную базу в соответствие со здравымсмыслом и убережет граждан Украины от необдуманных и поспешныхреформаторских решений. В ином случае, нас ждет полная анархия вэтом вопросе.

Виктория ВЛАДИНА для Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r225277
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх