EN|RU|UK
  383  1

 "УКРАИНЕ ПРОДАВАТЬ ОСОБО НЕЧЕГО"

Нынешние украинские лидеры шли к власти с обещаниями восстановить попранную справедливость и отменить итоги приватизации предприятий, задешево проданных в частные руки их предшественниками. Но времена изменились. Вчера президент Виктор Ющенко вновь завери

- Президент и премьер заявляли, что реприватизация, то есть массовый пересмотр итогов незаконной приватизации, закончилась 24 октября с продажей "Криворожстали" компании Mittal Steel Germany индийского магната Лакшми Миттала за 4,8 млрд долл. Вы подтверждаете, что реприватизации пришел конец?

- В Украине нет реприватизации. Олигархи подменили понятия и терминологию, чтобы показать миру, что в Украине имеют место какие-то притеснения. По "Криворожстали" и Никопольскому ферросплавному заводу и другим приняты судебные решения по прозрачной демократической процедуре. Реприватизация в Украине невозможна, поскольку политическая элита к этому не готова. Верховная рада с 2000 года не может утвердить закон о реприватизации. Поскольку мы строим правовое государство, то не можем предпринимать какие-либо действия, которые выходят за рамки закона.

- Ныне на Украине ратуют за возвращение в собственность государства предприятий, хозяева которых не выполнили свои инвестиционные обязательства. Не станет ли эта процедура механизмом передела собственности?

- Нет. Это прозрачная процедура с участием суда, которая широко применяется во многих странах. Здесь нет ничего общего с реприватизацией. Основная обязанность фонда госимущества - отслеживать выполнение обязательств инвесторов и в случае их невыполнения обращаться в суд. Логично, что инвестор, подписывая договор с государством, несет полную ответственность по своим обязательствам. На сегодняшний день на основании закона о приватизации госимущества через суды возвращено в госсобственность около 70 таких объектов. В этом списке много объектов незавершенного строительства, некоторые стратегические предприятия, такие, например, как "Пресмаш", Завалливский графитовый комбинат. Государство имеет право либо перепродать эти предприятия, либо оставить в своей собственности. Новые иски в суды будут поданы в конце января - начале февраля, когда фонд будет иметь полную информацию об итогах прошедшего года. Вообще государственные объекты при прошлой власти приобретали за копейки. За весь период приватизации в бюджет поступило 18 млрд гривен (3,6 млрд долл. - Ред.), тогда как новая власть продала одну лишь "Криворожсталь" за 24 млрд гривен (4,8 млрд долл. - Ред.).

- В период продажи "Криворожстали" СМИ отрицали возможность проведения честного конкурса, писали о сговоре Семенюк с олигархами. Вам действительно предлагали деньги?

- Как видите, "Криворожсталь" продана честно. Чтобы этому помешать, олигархи, с которыми у меня никаких отношений не было и нет, давили на меня через СМИ. Мои встречи с бизнес-группами проходят под протокол и стенограмму, как в парламенте. В таких условиях взятку не предложишь. Все знают, кто я, и даже разговаривать на эту тему со мной опасно.

- В России есть обеспокоенность относительно судебного пересмотра прав российских инвесторов на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с формулировкой "невыполнение инвестиционных обязательств". Насколько обоснованны такие опасения?

- Контроль со стороны фонда за выполнением условий договоров уже истек, так как прошли предусмотренные пять лет с момента их заключения. Фонд договоры закрыл. А право собственности на те акции НПЗ, которые приобретались российскими собственниками на вторичном рынке ценных бумаг, ФГИ оспорить не может.

- Планирует ли Украина продавать ту часть пакетов акций НПЗ, которые остались в госсобственности? Рассматривается ли возможность приватизации магистральных газо- и нефтепроводов?

- Нет смысла говорить о приватизации этих объектов до политического решения парламента. На сегодня действуют законодательные нормы о запрете приватизации объектов нефтегазовой сферы, в том числе НПЗ и магистральных трубопроводов. Украина отдала почти все НПЗ в частные руки, оставив в собственности государства лишь 25% НПЗ "Галичина", 43% акций "Укртатнафты" и 26% "Нефтехимика Прикарпатья". Теперь на рынок нефти можно влиять только через налоги и акцизы.

- Насколько привлекательны объекты, приватизация которых предусмотрена в 2006 году? Известно, что в собственности государства остались крупные стратегические предприятия...

- Продавать особо нечего. В госсобственности осталось то, что должно служить стране. Общая сумма доходов от приватизации в бюджете на 2006 год - это 2-2,5 млрд гривен (около 400 млн долл. - Ред.). По-видимому, самым крупным объектом будет Криворожский комбинат окисленных руд. У Украины не хватит сил вытянуть такое крупное предприятие. Если россияне, равно как европейцы или американцы, примут участие в приватизационном конкурсе, в Украине будут только рады. Прозрачность и честность конкурса ФГИ гарантирует. Больше о программе приватизации на 2006 год сказать не могу, пока не будет решения правительства и парламента.

- Известно, что фонд продает не больше двух третей госимущества. Будет ли государство в следующем году "прикрывать" дублирующие структуры?

- Фонд предусмотрел меры по прекращению теневых распродаж в проекте закона о внесении изменений в закон о приватизации. Есть ряд норм и в законе о ФГИ, однако на него, к сожалению, уже дважды накладывал вето президент. Для теневой приватизации используются такие механизмы, как умышленное банкротство, санация и дополнительная эмиссия акций. Со времен экс-президента Кучмы имущество предприятий продавали через суд, банкротство. Бесконтрольно реализуют имущество такие структуры, как "Укрспецюст" при министерстве юстиции и налоговая администрация. За три последних года таким способом реализованы объекты на сумму более 60 млрд гривен (12 млрд долл. - Ред.).

- Для России необычна ситуация, когда во власти уживаются либералы и социалисты. Как вам удается сочетать социалистические убеждения с рыночной экономикой, на которую ориентирован президент?

- Президент выполняет все условия предвыборного соглашения с Соцпартией Украины, которая является единственной украинской партией, принятой в Социнтерн. Кроме того, сами избиратели заставят власть вспомнить о социальных гарантиях. По пути социализации идет весь мир. В США и Германии 30-32% стратегических объектов остаются в руках государства, а в Украине - 2,1% от их общего числа. У нас уже перепрофилируются и продаются котельные, инфекционные отделения лечебниц. Это средневековье надо прекратить, с чем согласны и либеральные партии. В период моей работы фонд составил реестр госимущества, при Кучме этим никто не занимался. Чтобы госпредприятия не обкрадывали, в парламент направлен проект закона фонда об управлении объектами государственной собственности. Чтобы прекратить занижение стоимости стратегических объектов, ФГИ выступает за принятие закона о включении в цену их приватизации стоимости земли. Надеюсь, он будет рассмотрен парламентом.

Я не могу отрицать пользу рыночных отношений в ряде секторов экономики. С целью развития фондового рынка (сейчас через биржи проходит лишь 7% активов) ФГИ подписал политическое соглашение с госкомиссией по ценным бумагам. Ныне в парламент направлен проект закона об акционерных обществах, которым предписывается открыть информацию относительно собственников пакетов акций, а также начислять дивиденды всем их владельцам, в том числе мелким. Создание условий для масштабных изменений будет возможно лишь после парламентских выборов 2006 года и проведения политической реформы, когда появится солидарная ответственность парламентских партий за ситуацию в стране.

Источник: Беседовала Светлана Степаненко, "Время новостей", Россия
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх