EN|RU|UK
 Общество
  4738  26
Материалы по теме:

 "РАБСКИЕ" ТАРИФЫ: ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ГРАЖДАНИНОМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Население морально готовят к тому, что за услуги ЖКХ придется платить больше. Причем, наперед. Почти по Ильфу и Петрову: утром деньги, а вечером – стулья, вернее, вода в кране или тепло в батареях. И опять власть скажет: ну, вы же хотите получать цивилизованную услугу, как в Англии? Да. Однако прежде хотелось бы и зарплату получать, как в Великобритании.

Выборы позади. Пока не началась спикериада и формирование нового Кабмина, власть решила «опробовать» в медийном пространстве идею глобального пересмотра тарифов на коммуналку. Новая тарификация основана на «долгосрочном стимулировании» производителя ЖК-услуг к… снижению тарифов…

Сейчас, по-видимому, для правительства наступил удобный момент для того, чтобы «сделать реверанс» в сторону Международного валютного фонда, который обещал, что не даст денег, если населению не поднимут тарифы в жилищно-коммунальном секторе. Ведь валютные запасы в стране иссякают, а украинская экономика за эти годы так и не научилась зарабатывать доллары в количестве, необходимом хотя бы для погашения своих внешних расчетов.

За последние лет пять-семь население уже приучили к мысли, что тарифы на ЖКУ у нас «не достигают экономически обоснованного» уровня. То есть, иными словами, государство постоянно за всех нас «доплачивает» коммунальщикам. А после того, как Нацкомиссиия по регулированию коммунальных услуг обнародовала постулаты «новой тарифной политики», стало ясно, что «либеральничать» в этом вопросе власть больше не собирается. Тарифы не просто повысятся, они - взлетят. До экономически обоснованного уровня, чтобы потом… постепенно снижаться (если честно, то это смахивает на методы работы столичных бутиков: когда товар из-за дороговизны залеживается на полках, собственники поднимают цены выше крыши, а потом, объявляют «скидки». Говорят, так народ гребет все подряд, а владелец еще и сверхприбыль получает).

Потенциальной прибылью в будущем (для поставщиков коммунальных услуг в виде не изъятых доходов, а для потребителей - в виде снижения тарифов) пытается привлечь к новому тарифообразованию и Нацкомиссия.

- Сейчас у природных монополистов (поставщиков коммунальных услуг, - Авт.) отсутствует стимул повышать эффективность своей работы, поскольку им не с кем конкурировать. Еще один важный элемент - прибыль, - отмечает директор стратегического планирования и развития Нацкомиссии по регулированию сферы коммунальных услуг Дмитрий Арлачов. - В новой модели такой момент как прибыль не зависит от инвестиций, которые компания привлекает, то есть отсутствует связь между инвестициями и прибылью. Новая стимулирующая модель (с обнадеживающим названием "РАБ") позволит перейти к долгосрочному планированию, в соответствии с которым будет понятно, как формируется тариф на длительную перспективу - три-пять лет.

- Вторая важная составляющая нового тарифообразования состоит в том, что компания будет понимать, каким образом она будет финансировать свои инвестиции, - продолжает чиновник. - И третий важный элемент, появляющийся в этой методике впервые, это выгоды для потребителя. Суммы затрат населения изменяются в связи с инфляцией. Но по существующей модели у компании появляется стимул снижать издержки. Ведь все, что компания сэкономит на протяжении трех лет, влияет на улучшение тарифов для потребителя. Ощутимый результат мы получаем, начиная с четвертого года, когда регулятор начинает устанавливать тариф на следующий регуляторный период, который длится пять лет. Тогда и начинает действовать фактор эффективности. На этом этапе половина выгоды в виде прибыли останется у компании, а вторая - у потребителя за счет снижения тарифа. То есть первое снижение тарифа произойдет за счет того, что та экономия, которой достигла компания, будет разделена между двумя участниками: поставщиком и потребителем услуг.

Однако заработать этот механизм сможет только в том случае, если тариф на услуги будет покрывать все затраты поставщика. А это чревато не только поднятием цен якобы до уровня окупаемости, но и, не исключено, что до уровня «рыночной привлекательности». По сути, разрушая старую систему тарифообразования, никто из чиновников так и не объяснил, в чем же «просчеты» предыдущей схемы начисления тарифов. Ведь утверждения о том, что в схеме тарифообразования, оставшейся нам еще с советских времен, было слишком много накручено, так никто и не опроверг. В подтверждение этих слов хотелось привести «момент» из собственной журналистской практики. Когда в стране шла «пиар-кампания» по установке домовых счетчиков на теплоэнергию, один из теперь уже бывших министров ЖКХ проговорился, что эта установка также заложена в тариф (населению же это преподносилось как активное участие Кабмина). Счетчиков нам так никто, естественно, не поставил, более того, жильцы домов скидывались, покупали и устанавливали эти счетчики самостоятельно, чтобы снизить «жульничество» со стороны энергопоставляющих компаний. Но то, что сия услуга уже оплачена жильцами наперед, никто из чиновников так в официальном порядке и не подтвердил. Разумеется, скрывается и то, сколько в ныне действующем тарифе заложено средств на эксплуатацию, обслуживание и обновление существующих централей (водо-, тепло-, электропоставляющих). Понятное дело, никто и никогда в Украине не отчитывался, куда годами шли и продолжают идти собранные с населения деньги и кто виноват в том, что состояние сетей столь плачевно.

Ни один состав профильного министерства даже не попытался приоткрыть тайну формирования ныне действующих тарифов. Зато когда народ стал «физически-экспериментальным» способом исчислять стоимость одной гигакаллории, выяснилось, что единица производимого тепла у нас, благодаря централизованной системе, самая низкая в мире. Вот тут-то чиновники и начали чесать затылки, предлагая населению взять на обслуживание сети, которые поставляют тепло к домам…

Возвращаясь к новой системе начисления тарифов, выясняется еще одно интересное обстоятельство. Оказывается, все предприятия, для которых новая система тарификации и разрабатывалась, должны быть… частными (или в концессии). Коммунальные (или имеющие государственную форму собственности) этой системой даже воспользоваться не смогут.

- Сегодня новую методику расчета тарифов ЖКХ полноценно не сможет применить ни один водоканал, - заявляет первый заместитель гендиректора «Киевводоканала» по экономике и финансам Анна Цыганок. - Чтобы привлечь на предприятие инвестиции, сначала нужно изменить форму собственности: инвесторы не зайдут в коммунальное предприятие. Это должно быть, например, акционерное общество или хотя бы ООО (общество с ограниченной ответственностью). С практической же точки зрения при действующих тарифах коммунальным предприятиям выйти на экономию очень сложно. Для сравнения, у «Киевводоканала» тариф покрывает лишь 60% себестоимости услуги водоснабжения. Мы работаем с отрицательной рентабельностью, и любой инвестор понимает, что в нынешней ситуации он сможет вернуть вложенные деньги очень нескоро - возвращать их просто неоткуда. Теоретически это интересно, и даже можно предсказать выгоду потребителя в долгосрочной перспективе. Однако на практике сначала необходимо привести тарифы к экономически обоснованному уровню. Сегодня предприятия работают по принципу «затраты плюс». И любой рост издержек по этой системе становится основанием для повышения тарифов. Предприятиям сейчас просто невыгодно ни снижать свою расходную часть, ни быть рентабельными…

…а новая методика, по мнению представителя Нацкомиссии, заставит предприятия, предоставляющие населению ЖК-услуги, сокращать потери и неоправданные расходы, из-за которых «коммуналка» постоянно дорожает. И ссылается на опыт Великобритании, которая внедрила подобную модель в водоснабжении и водоотводе еще в начале 2000-х годов. С тех пор в Англии тариф на эти услуги снизился в два раза, а расходы домохозяйств на оплату данных благ цивилизации - в полтора раза.

В принципе, для старой Англии подобный вид экономии средств, возможно, и приемлем. А вот к нашим условиям его вряд ли назовешь адаптированным. Мы - не Англия. Для преимущественного большинства населения даже сегодня расходы на оплату коммуналки существенно бьют по карману. Поэтому велика вероятность, что, получив повышенные почти в два раза счета, народ перестанет платить за услуги ЖКХ. Но теперь уже с людьми поставщики коммунальных услуг церемониться не станут: частные компании вряд ли будут копить долги, их будут выжимать из населения всевозможными способами, в том числе и через суды…

В Нацкомуслуг считают, что новые методики тарифообразования заработают в стране не ранее, чем через год. Ведь для внедрения методик необходима еще их регистрация в Минюсте, а также принятие совместного решения Нацкомуслуг, Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, и Министерства экономического развития и торговли. Пока же население только морально готовят к тому, что за ЖК-услуги придется платить больше. Причем, наперед. Почти по Ильфу и Петрову: утром деньги, а вечером - стулья, вернее, вода в кране или тепло в батареях. И опять власть скажет: ну, вы же хотите получать цивилизованную услугу, как в Англии? Да. Однако прежде хотелось бы и зарплату получать, как в Великобритании…

Виктория Владина для Цензор.НЕТ

TUV0TVVYTk9SMEV3VEdwU2FFNUhURWxPUTFjd1NuSlJjRk00ZGt4NUwxRnNkRU5oTUV0V09EQlpURkZ6VGtkQk1FeHFVbWhPUjB3PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх