EN|RU|UK
 Политика Украины
  1619  41

 Грабли, на которые не следует наступать

Ю. Бутусов

Парламентские выборы прошли на крайне низком даже по украинским стандартам уровне. Ошибки и нарушения были предопределены в результате действий и бездействий Центризбиркома и носили системный характер. Если работа над ошибками не будет проведена, то на следующих выборах обязательным атрибутом избирательного процесса станет не закон, а майданы и баррикады.

Избирательный процесс в Украине всегда был вреден для здоровья,но парламентские выборы 2012 года войдут в историю как одни изсамых запоминающихся забегов по граблям с барьерами. Автор статьипринимал непосредственное участие в избирательной кампании на одномиз мажоритарных округов. И, просидев с вечера 28 октября безвылазнопочти четверо суток в крохотном душном помещении одной из окружныхизбирательных комиссий в ожидании итогового протокола, решилпросуммировать основные проблемы организации выборов. Речь идет отехнологических и правовых проблемах, которые существенно повлиялина результаты волеизъявления граждан. Главным результатом выборовдолжны стать не только эмоции, а проведение работы над ошибками,которые проявились в полном масштабе. Прежде всего эти ошибкидолжна исправить Центральная избирательная комиссия. Главнойотличительной чертой подсчета голосов стал открытый беспредел намногих округах. Но этот беспредел был бы невозможен, если бызаконодатели и Центризбирком не создали для этого всеусловия.

Видеонаблюдение

В том виде, в котором осуществлялось видеонаблюдение, оно позволялополучить лишь общее представление об активности граждан наизбирательном участке. Сомнительные достижения за один миллиардбюджетных гривен, не так ли? Реально контролировать процессголосования через видеокамеру было невозможно. Во-первых, ЦИК далвесьма нечеткую инструкцию, как и где должны быть смонтированыкамеры. На одних участках они размещались над урнами дляголосования, на других - над столами для выдачи бюллетеней.Во-вторых, качество картинки весьма низкое, и как средства контроляи фиксации возможных нарушений камеры себя не оправдали. В-третьих,печально, что, разворачивая в XXI веке такую мощную системуконтроля, разработчики не удосужились оснастить ее оптикойнормального разрешения и функциями распознавания лиц. Не быливыдержаны обязательные требования к уровню освещенностипомещений.

Пожалуй, основная стратегическая задача, которую может выполнятьвидеосистема, - контроль явки проголосовавших граждан.Действительно, интересно, сколько именно человек опустило бюллетеньв урну для голосования. Это наиболее важное доказательство дляфиксации вбросов бюллетеней, голосования за «мертвых душ». Поитогам выборов очевидно, что на избирательных участках, которыеразмещены на одной улице, разница в явке избирателей в отдельныхслучаях составляла до 30%! Если видеокамера размещена такимобразом, что контролируются все урны для голосования, тосовременные технологии позволяют с помощью камеры осуществлятьавтоматический подсчет числа граждан, бросающих бюллетень в урну.Цифра может автоматически выводиться на экран на каждомизбирательном участке в режиме онлайн. Эта информация будет полезнаи важна для всех субъектов избирательного процесса. Только в такомслучае система видеонаблюдения станет действительно средствомконтроля, а не декоративной пиар-акцией и формой заработка, какойона стала на выборах-2012…

Двойники и бюллетени
без порядкового номера

Важной вехой выборов-2012 стала вакханалия кандидатов-двойников -однофамильцев с лидерами избирательной кампании. Центризбирком непросто закрыл на это глаза, но и всячески способствовал реализацииэтой черной технологии в избирательных списках на мажоритарныхокругах. Многие политики считают, что некоторые члены ЦИКспособствовали этому абсолютно сознательно, а снятие двойниковстало весьма выгодным бизнесом…

Никому не известные однофамильцы известных кандидатов, как правило,не открывали даже расчетный счет для своего избирательного фонда идаже не появлялись в своем округе. В некоторых случаях ЦИК врегистрации таким кандидатам отказывал, но в большинстве случаевотказов не было. Ну, ладно, регистрация, но почему ЦИК не снимал свыборов кандидатов, которые действительно не вели никакойдеятельности в ходе кампании, а только торговали именем?Центризбирком сделал все, чтобы двойники нанесли настоящимкандидатам как можно более серьезный урон - в бюллетене кандидатышли без указания порядкового номера. Для очень многих пожилых людейстало большой проблемой разобраться в том, за кого голосовать,несмотря на все меры по разъяснению ситуации с двойниками. Еслипосмотреть статистику по использованию двойников в Киеве и вЦентральной Украине, то они забирали у лидеров около 3% голосов,что составляло не менее 10% от числа голосов, поданных в целом закандидата, ставшего «жертвой». Кроме того, неучтенное числобюллетеней становилось испорченным - когда граждане, поставив«галочку» за двойника, затем наконец-то осознавали ошибку,вычеркивали его и ставили отметку в «правильном» месте.

«Технические» партии
и кандидаты

В выборах приняло участие беспрецедентное число «технических»партий и «технических» кандидатов. Их основной задачей былокомплектование избирательных комиссий. В то время как УДАР и«Свобода» представительства не получили вовсе, всякие анархисты,трудовые союзы, моряки и прочие структуры, у которых из всегопартийного имущества отродясь была одна печать, получали тысячимест для наполнения своими «сторонниками» избирательных комиссий.Согласно данным ЦИК, «технические» партии в ходе выборов провелиполную 100-процентную замену своих представителей в комиссиях. Посути, ЦИК предоставила возможность аферистам выбить себе квоты напредставительство в комиссиях, а затем выгодно торговать своимиместами, производя замены на тех, кто их, скажем так, хорошомотивировал. Такой же была ситуация и со многими «техническими»кандидатами в мажоритарных округах. По неофициальным данным, Партиярегионов на выборах использовала «услуги» в общей сложности 48«технических» партий. На каком основании ЦИК предоставляетпартиям-пустышкам одинаковые права с реальными политическимисилами? Безусловно, на следующих выборах право комплектованияизбирательных комиссий следует предоставить только парламентскимпартиям. Этот шаг будет способствовать и укреплению партийнойсистемы на местах.

Прием и уточнение протоколов

Очередь на прием протоколов и бюллетеней стала приметой дняголосования во всех без исключения окружных избирательных комиссияхв Центральной и Западной Украине. В то время как ОИК на востоке июге страны проявили высокий профессиональный уровень и очень быстропоказали 100-процентный результат голосования, введенный вкомпьютерную систему Центризбиркома, окружные комиссии в областях,где большинство граждан голосовало против власти, проявили простоудручающую тупость и вводили данные на центральный сервер ужасающемедленно и с большим количеством ошибок.

Грубейшей ошибкой стало отсутствие регламента приема протоколовучастковых комиссий. Протокол не считается сданным, пока он невведен в компьютерную базу! То есть вместо того, чтобы принятьпротокол УИК - сам по себе документ строгой отчетности, принять подохрану бюллетени и затем самостоятельно вносить их в базу,исправляя и уточняя неточности и ошибки в ходе процесса, ЦИК далавозможность окружным комиссиям растягивать действо добесконечности. Ответственность за протокол УИК и установлениерезультатов, по сути, переложена на окружную комиссию! Ключевойфигурой выборов стал сисадмин окружной комиссии. Только онрасполагает ключами доступа к серверу ЦИК. Сисадмин стал идеальным«стрелочником» - это маленький человек, не являющийся членом ОИК,его не жалко подставить и повесить на него вину за любыебезобразия. Как заявил ZN.UA один из разработчиковинформационно-аналитической системы «Выборы»: «Введение в базуданных ЦИК протоколов из окружной комиссии занимает от силыпять-семь минут, ну допустим, десять, если пользователь совершеннонеопытный. Поэтому, когда мы слышим оправдания некоторых ОИК оплохой работе сервера Центризбиркома, это вызывает только грустнуюулыбку. В ЦИКе работает горячая линия технической поддержки ИАС"Выборы". Так вот, за время выборов на эту линию не поступила ниодна, подчеркиваю, ни одна жалоба из окружных комиссий на плохуюработу системы передачи данных Центризбиркома».

Почему информация из многих ОИК не отображалась на сервере ЦИК дажепосле введения протоколов? Потому что недостаточно внести протоколв базу, надо чтобы сисадмин еще и подтвердил, что этот протоколможет быть учтен. Ситуацию усугубили тем, что на каждой ОИК былтолько один компьютер для ввода данных в ЦИК. Таким образом,Центризбирком создал все предпосылки для того, чтобы сисадминыокружных комиссий на законных основаниях тормозили не тольковнесение данных на сервер, но и сам прием протоколов участковыхкомиссий! Зачастую это приводило к созданию искусственных очередейна сдачу бюллетеней участковыми комиссиями. За это время всеизбирательные штабы получали данные по протоколам с «мокрымипечатями» и результаты голосования. Однако создание очередипозволяло на законных основаниях задержать сдачу протокола на техучастках, где руководство УИК соглашалось егосфальсифицировать.

Очевидно, что для исправления этой ситуации следует предпринятьследующие меры: во-первых, обеспечить максимально быстро приемпротоколов УИК и бюллетеней под охрану в окружную комиссию.Протоколы, которые нуждаются в уточнении, отдельные УИК должныдорабатывать на следующий день публично, гласно и в присутствиинаблюдателей. Фальсификации протоколов требуют времени. Этоговремени у фальсификаторов быть не должно.

Во-вторых, техническая система передачи данных в ЦИК путемпостройки защищенных каналов связи с одного специального компьютерав XXI веке выглядит совершеннейшим анахронизмом и свидетельствуетоб отсутствии элементарных знаний в IT-сфере у руководстваЦентризбиркома.

Господа и дамы, для внесения защищенных данных не надо тратитьсотни миллионов на закупку и установку дорогостоящего «железа»!Вполне достаточно построить в ЦИКе электронный документооборот, акаждого члена окружной комиссии оснастить электронной цифровойподписью стоимостью 100 гривен в год, с прописанным регламентомработы и уровнями доступа. Это позволит использовать в работелюбого ОИК неограниченное число самых обычных компьютеров и самыхобычных линий связи. Ну это же полный абсурд - потратить напостроение электронной системы ЦИК более 100 миллионов гривен, и понесколько суток не вводить туда протоколы по надуманнымпричинам.

В-третьих, категорически необходимо запретить после принятияпротокола участковой комиссии любое уточнение, которое касаетсячисла голосов, поданных за того или иного кандидата в отсутствиенаблюдателей и представителей всех кандидатов на заседанииконкретного УИК.

В-четвертых, на прием протоколов и бюллетеней из участковыхкомиссий в окружной комиссии необходимо установить четкий временнойрегламент. Прием и регистрация протоколов и бюллетеней можетпроводиться всеми членами комиссии. Даже если на округе 200участков, 20 членов ОИК способны оформить и принять их документациюв течение максимум двух часов - и без какого-либо напряга иочередей.

Правила поведения сотрудников ОИК

Сотрудники окружной избирательной комиссии во время приемапротоколов напоминают бизнесменов. Они постоянно говорят потелефону на внеслужебные темы, и совершенно не торопятся. Регулярновыходят по своим делам за пределы ОИК, в то время как членыучастковых комиссий в нечеловеческих условиях парятся в душных инеоборудованных помещениях. Во многих комиссиях члены ОИК объявлялиперерывы в работе - если не формально, то фактически, - уходили наотдых. Напомним, согласно закону о выборах, какие-либо перерывы вработе ОИК запрещены до подведения итогов голосования. Понимаю, чтоэто вызовет массу возражений, но полагаю абсолютно необходимымужесточить регламент работы ОИК в день выборов. Полный запретмобильных телефонов на территории ОИК. Запрет покидать ОИКкому-либо из ее членов под любыми предлогами, за исключениемродовых схваток и госпитализации.

Подготовка и обеспечение деятельности избирательных комиссий

Уровень подготовки членов УИК, особенно в селах и малых городах,удручающе низкий. По-прежнему распространена практика выдачибюллетеней без предъявления паспорта - для «своих». Протоколы УИКоформляются с многочисленными ошибками. Это делает практическинеизбежным уточнение некоторых данных в протоколах, причем длясущественных правок требуется собрание УИК. Необходимо повыситькачество подготовки и уровень оплаты членов избирательных комиссий,поскольку те кадры, которые привлекаются в УИК сейчас, далеко невсегда интеллектуально соответствуют этой работе.

На выборах-2012 Центризбирком допустил вопиющую неорганизованностьв вопросе обеспечения деятельности избирательных комиссий. Не былообеспечения элементарными расходными материалами, бумагой, ручками,даже изолентой для обмотки коробок для перевозки бюллетеней.Комиссии не были надлежащим образом обеспечены техникой, не былоорганизовано питание, многие комиссии работали в совершеннонеприспособленных помещениях.

В общем, парламентские выборы прошли на крайне низком даже поукраинским стандартам уровне. Ошибки и нарушения былипредопределены в результате действий и бездействий Центризбиркома иносили системный характер. Если работа над ошибками не будетпроведена, то на следующих выборах обязательным атрибутомизбирательного процесса станет не закон, а майданы и баррикады…

Юрий БУТУСОВ,

ZN.UA

Источник: https://censor.net.ua/r223598
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх