EN|RU|UK
  779  35

 УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Так исторически сложилось, что Восток Украины, в большинстве случаев, сам себя не воспринимает как украинский. На сегодня это стало источником затяжных гражданских конфликтов и общественных кризисов внутри Украины. Однако, в мировой истории много примеров

В данной статье речь пойдёт об одном из полюсов украинской государственности - историческому Запорожскому казачеству, и тому культурному потенциалу, который содержит его образ. А так же возможности его использования во благо становления сильной и единой Украины.

Историческая роль Запорожских казаков была значительна, но не имела прямого развития – их государственно-военная организация была, в конце концов, смята и разрушена более сильными, массивными империями, - Российской, Османской, Австро-Венгерской. На раннем же этапе казаки противостояли мощной Речи Посполитой Польской, и не выдержали этой битвы. Обращение «под руку» быстрорастущей и крепчающей Московии было началом конца.

Но сложно переоценить роль запорожцев в становлении «культурного образа» края, носившего тогда название Дикое Поле, позже – Малороссия, теперь – Восточная Украина. В сознании украинцев, особенно молодых, из всех исторических персонажей именно этот образ, «запорожский казак», вызывает наибольшую симпатию. (Чем, кстати, не преминули воспользоваться производители рекламы; торговых марок, эксплуатирующих образ запорожца, – огромное количество.) Некоторые возразят, что всё это – результат работы системы образования, социальной рекламы и пропаганды последних лет. Однако неоспоримый факт - почти в каждом населенном пункте Восточной Украины есть легенда о том, что он вырос на месте хутора или корчмы какого-либо вольного казака. Это позволяет говорить о глубоких корнях этого образа, его органичности для восточных украинцев. В отличие, например, от образа Симона Петлюры и его армии. Хотя личный героизм солдат УНР и Директории был не меньшим, их образ сильно подпорчен советской пропагандой, и сейчас встречает реакцию скорее негативную. Казачество, наоборот, как символ единения России и Украины, преследованию не подвергался и даже пропагандировался, что дало ему возможность укоренится в сознании (вспомним хотя бы серию мультфильмов «Как запорожцы за солью ездили» и пр.). Так что грамотно сформулированная современная система понятий о запорожском казаке и казачестве должна лечь на благодатную почву и стать важным фрагментом «украинской национальной идеи».

Идеологический вес исторического Запорожья и его лидеров на сегодняшний день значителен. Но, на наш взгляд, его можно использовать еще более эффективно. В скором времени подрастёт целое поколение русскоязычной восточно- и южно-украинской молодежи, являющейся от рождения гражданами Украины. И перед ними рано или поздно встанет вопрос о национальной самоидентификации. В этой ситуации именно украинское казачество может предложить им наиболее полную и непротиворечивую концепцию.

Запорожская Сечь – самая значительная военно-политическая сила в истории Восточной Украины, которая имеет неподдельно украинскую первопричину своего существования. Её роль в формировании самосознания украинской нации не уступает по значимости роли воинов УПА. И даёт возможность восточным украинцам почувствовать себя равноправными носителями украинской идеи. Ощутить своё единство с Западной Украиной, в то же время не теряя идентичности.

На сегодняшний день в Украине давно уже существуют организации, носящие звание «Украинского казачества». Это свидетельствует о том, что образ казака жив и может восприниматься как современный. Но с другой стороны, в сознании среднего гражданина Украины, нынешним «запорожцам» присуща некая опереточность, театральность, несерьёзность. Большинство населения страны их деятельность воспринимает скорее как бутафорскую, чем общественно-значимую.

Между тем, как гражданская сила, казачество имеет хорошие перспективы. Противопоставление себя западно-украинским патриотическим организациям может привлечь в её ряды восточно-украинскую молодежь, которая не желает уступать идеологическое лидерство галичанам. Такой расклад даёт повод к соревновательным отношениям. Соревновательность в данном случае будет только позитивной, стимулирующей к деятельности. Поскольку обе силы имеют исключительно украинские истоки, противопоставление их друг другу не будет угрожать целостности украинской идеи, но пробудит искренний взаимный интерес. А это уже путь не к декларируемому, а реальному единству Востока и Запада.

Следует предпринять следующие практические шаги. Во-первых, объединение казачества под одним руководящим центром. Сегодня наблюдается ситуация, когда 22 человека называют себя «гетьманами всей Украины». Такой раскол ни к чему позитивному привести не может. Следовательно, нужна единая структура власти и единый высший легитимный орган управления. Также необходимым шагом должна стать разработка единой системы символов для членов украинского казачества. Звания, знаки различия, гимн. Огромное значение имеет разработка аутентичного флага. Он должен быть исторически достоверен, но стилизирован под современность. В перспективе - стать равнозначным красно-черному стягу бандеровцев. Все символы должны быть исторически правдоподобными, простыми, современными и легко узнаваемыми.

Когда этап их внедрения будет завершен, система украинских образов будет полной. Запад – это Карпатские горы, партизаны УПА, красно-черный флаг, Бандера, галичане, Львов, европейская культура. Восток – это степь, Днепр, Запорожье, гайдаматчина, армии Петлюры и Махно, малиновый стяг Войска Запорожского, экономическая сила. Эти две части создают основу равнобедренного треугольника, где вершиной выступают уже легитимные державные символы: Киев-столица, государственный гимн и желто-синий флаг.

Авторитет символа всегда является только следствием авторитета организации, которую он представляет. Потому деятельность современных казаков должна иметь практический смысл и конкретную пользу, а принадлежность к этому сообществу должна быть престижна сама по себе.

Чтобы реализовать эти цели, есть несколько направлений. Наиболее действенным из них, несомненно, будет спонсорство и организация школ спортивных единоборств. Пропаганда национального боевого стиля («козацкий двобой»). Организация соревнований, совместных выездов на природу и пр. Военный характер, присущий казачеству, делает такой вид деятельности органичным и естественным.

Однако, единоборства – не единственная сфера, в которой сможет реализовать себя молодой человек, пришедший в казачество. Здесь нужно влияние и максимальный охват широкого спектра общественных движений и объединений (ролевики, байкеры, спортсмены-екстремалы, украиноязычные музыканты и пр.). Если же развивать данную идею до конца, то со временем эта организация может превратиться из общественной в политическую.

Конечно, о такой перспективе говорить еще рано. Здесь, как минимум, нужны четкие политические цели и единая идеология, которую еще только предстоит разработать. Но уже сейчас казачество имеет прямую связь с украинской властью. Традиционно, номинальным его главой, «верховным гетьманом», является президент Украины. Сейчас вручение булавы - это только театрализованная традиция. Однако такой ритуал можно наполнить сутью.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх