EN|RU|UK
  2107  4

 ВИРАЖИ ВОКРУГ АВИАНТА

Авиационная промышленность, в соответствии в Законом Украины «Про державну підтримку літакобудування в України», определена как приоритетная отрасль экономики страны. Мы относимся к тем немногим в мире странам, имеющим собственный полный авиакомплекс, обе

Продукция украинских авиастроительных предприятий вполне успешно может занять (и занимает) свою экономическую нишу, учитывая соотношение «цена-качество», столь привлекательное для многих развивающихся стран. Продажа самолетов за границу автоматически влечет за собой снабжение торговых партнеров запчастями, создание служб технического обслуживания и ремонта проданной техники и т. д. А это все опять же – рабочие места, валютные поступления в казну государства.

Целью данной статьи не является подробный анализ состояния столь важной отрасли.

Здесь хотелось бы проанализировать конфликтную ситуацию, сложившуюся вокруг Государственного предприятия «Киевский авиационный завод «Авиант», рассмотреть частный случай постреволюционного политико-экономического синдрома как некую общую тенденцию в стране победившей революции. Несколько месяцев умы граждан были усиленно обеспокоены судьбой «Криворожстали», Никопольского ферросплавного завода, Северодонецкого «Азота» в связи с бушевавшими в верхах битвами за народное «майно». Сейчас, вроде, страсти поутихли. Страна неспешно вползает в период «поразуминня», «круглых столов» и кулуарности в решении щепетильных проблем между бизнесом и властью. И действительно, деньги не любят шум и экстравагантность.

Случай с «Авиантом» характерен для страны с точки зрения актуального нынче деления руководителей промышленных предприятий, директоров школ или главврачей больниц на «наших» и «не наших», хороших и плохих, «правильно» или «неправильно» голосовавших на минувших президентских выборах. Причем, независимо от производственной целесообразности, компетентности работника и его соответствия занимаемой должности.

Краткая предыстория. Олег Степанович Шевченко назначен генеральным директором "Авианта" в сентябре 2003-го года. До этого работал директором завода «Автостекло» в г. Константиновка Донецкой области, выполняя, в том числе и заказы украинской авиапромышленности. Учитывая, что премьер-министром в то время был В. Ф. Янукович, О. Шевченко вполне оправданно считался «человеком Януковича» и вообще – «донецким». Не специалистом и не авиастроителем. Но менеджером, хозяйственником Олег Степанович оказался добротным, крепким и смелым на поступки.

Наследство, оставленное предшественниками, находилось в «занепаде». Более половины трудового коллектива пребывало в продолжительном неоплачиваемом отпуске, рабочая неделя на заводе длилась три дня, средняя зарплата еле дотягивала до 300 гривен, задолженность кредиторам превышала 70 миллионов гривен. Значительная часть оборудования безнадежно простаивала. Профессионалы покидали родное производство в поисках лучшей доли.

Проанализировав ситуацию, как в целом, так и в частности. Шевченко пошел на неординарный шаг. Он нашел юридически корректную возможность разорвать контракт по продаже транспортного самолета АН-124-100 (серийный номер 03-03) «Руслан» с посредническими структурами, и заключить прямой договор с покупателем – Министерством обороны ОАЭ. А посредниками выступали серьезные структуры: «Укрспецэкспорт» с украинской стороны, и российская компания «Атлант-Союз» (Москва), вполне рассчитывавшие на многомиллионное долларовое «роялти». Немалую заинтересованность в продаже самолета через посредников проявлял и тогдашний всесильный глава Государственного управления делами Президента Украины (ДУСи) Игорь Михайлович Бакай, лоббируя интересы российской фирмы.

Получив за проданный «Руслан» 38 млн. долларов вместо 25-ти, завод смог подняться с колен, оживить производство.

Некоторые статистические данные о работе завода «Авиант» в период руководства им О. С. Шевченко из "Довідкі про фінансово-господарчу діяльність ДП КиАЗ "АВІАНТ", подготовленной О.Середой – директором финансово-экономического департамента «Авианта»:

…було підписано 127 контрактів і доповнень, що дозволило збільшити завантаження виробничих потужностей з 55% у 2003р. до 77% у 2004р.
Обсяг виробництва товарної продукції в 2004 році зріс в 4 рази проти 2003 року та склав 263717,5 тис. грн. (64650,6 тис. грн. за 2003рік.).
Обсяг реалізованої продукції за 2004 рік зріс більш ніж у 3,5 рази відносно 2003 р. та склав 257421,6 тис. грн. проти 73143,0 тис. грн.. за 2003 рік.
За 2004 рік середньо облікова чисельність працюючих на заводі зросла на 3% в порівняні з 2003 роком і склала 4779 чоловік проти 4640 в 2003р., при п'ятиденної робочої неділі досягнуто повної зайнятості працюючих.
При цьому, середня зарплата одного працюючого за 2004 рік зросла більш ніж у 1,7 разів проти 2003р. і склала 784,14 грн.
Питома вага тарифної частини в заробітній платні за 2004 рік склала 58%.
Заборгованості по зарплаті на протязі року завод не мав.
По результатам роботи заводу валовий прибуток за 2004 рік склав 61275,0 тис. грн., фінансовий результат від звичайної діяльності встановив 4581,0 тис. грн., у тому числі чистий прибуток - 779,0 тис. грн.
Прибуток за 2004р. по податковій декларації склав 31657,2 тис. грн. проти збитків у 2003р. в сумі 45379,0 тис. грн.
Відрахування до бюджету та спецфонди у 2004р. зросли на 45,6% в порівняні з 2003 роком та склали 30341,0 тис. грн. проти 20833,0 тис. грн. за 2003р.
За результатами роботи за 2004р. КиАЗ "Авіант" визнано кращим підприємством у авіабудівної галузі, а генерального директора Шевченка О.С. нагороджено званням "Кращий роботодавець року м Києва".

Вроде бы все хорошо. Предприятие набирает высоту. Но самостоятельность и малая управляемость гендиректора «Авианта» не нравятся чиновникам в министерских кабинетах. Руководители Минпромполитики и «Укрспецэкспорта», очевидно, и с подачи И. Бакая, затевают снятие О. Шевченко с должности. Но не успевают. Выборы, Майдан, революция. К клановым разборкам, ущемленным интересам и упущенной выгоде добавляются деление на своих и чужих, поиски фальсификаторов и спонсоров предвыборной кампании «провладного кандидата». Теперь уже в экономику вмешивается политика. Достается и «Авианту», вернее его гендиректору.

Следуют проверки, проведенные на заводе Министерством промышленной политики и Контрольно-ревизионным управлением. И 4 июля 2005 года О. Шевченко увольняется с должности из-за "невыполнения условий контракта".

Мало того, подключается тяжелая артиллерия – «терминатор», он же – министр внутренних дел Украины Юрий Витальевич Луценко ответственно заявляет:

"В конце прошлого года, в разгар избирательной кампании, О. Шевченко перечислил из Государственного предприятия "АВИАНТ" 26,6 миллиона гривен на счета Государственного управления делами, то есть на имя господина Бакая. Таким образом, эти деньги пропали из заводского бюджета. Я убежден, что когда рабочие узнают, что из их завода были переданы Бакаю 26 миллионов, то они поймут, в чем причина сегодняшнего упадка их предприятия".

О. Шевченко не отрицает, да, деньги в сумме 26,6 млн. гривен были переведены госпредприятием «КиАЗ «Авиант», но не «на имя Бакая», а на казначейские счета Государственного управления делами Президента Украины, кстати, тоже – государственного предприятия. Если такой платеж был неправомочен, есть все основания Госказначейству вернуть перечисленные деньги обратно.

А как боролся гендиректор за деньги вверенного предприятия можно прочесть в его письме на имя генпрокурора.

Письмо О. С. Шевченко на имя генпрокурора Украины:














19 августа сего года Святошинский районный суд г. Киева восстанавливает О. С. Шевченко в должности генерального директора "Авианта", признав приказ Минпромполитики № 74-Д от 04.07.2005 года об увольнении О. Шевченко - незаконным. Суд посчитал, что заключенный с государством контракт гендиректор О. Шевченко не только выполнил, но и перевыполнил по подавляющему числу пунктов.

22 сентября с. г. Минпромполитики обжаловало в суде данное решение. Однако 29 сентября с. г. Святошинским районным судом жалоба Минпромполитики была отклонена.

О. С. Шевченко вернулся к обязанностям гендиректора завода «Авиант».

Судебные перипетии сопровождались митингами работников предприятия и петициями ко всем ветвям власти с тысячами подписей в поддержку несправедливо уволенного руководителя.

В этой истории есть и еще один немаловажный аспект.

В предыдущие годы у госпредприятия «КиАЗ «Авиант» разными решениями было отчуждено немало «майна»: восемь детских садов, четыре общежития, водно-оздоровительная база вместе с землей площадью 7,73 га, Дворец культуры (ныне – ночной клуб «Бинго»), стадион «Темп» с землей площадью 9,35 га, 11,25 га территории завода (ныне – гаражи ГСК «Сокол – 2»), решением Киевской горадминистрации № 122-1/995 от 23.10.2003 года 0,2 га территории завода по ул. Туполева и 0,2 га заводского аэродрома передано ООО «АВИАКОМ» для строительства АЗС, несмотря на негативное заключение Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации и института «Украэропроект».

О. С. Шевченко проявил интерес к законности подобных решений, что также могло явиться одной из причин прессинга со стороны власти по отношению к сующему не туда свой нос гендиректору.

Кстати, пока О. С. Шевченко боролся в суде за свое восстановление, обязанности и. о. гендиректора исполнял В. Ф. Козорезов – бывший главный специалист «Укрспецэкспорта». Да-да. Именно-именно. Того самого «Укрспецэкспорта», упустившего два года назад при «злочинном режиме» несколько посреднических миллионов долларов.

Невольно задумаешься о вечном. «Что было, то и есть, то и будет». Яблоко от яблони…

Хотя, нет. Решения ранее управляемых судов в пользу героя данной публикации все же настраивают на оптимистический лад. Налицо реальное завоевание революции.

Источник: Анатолий Кухарь для www.nk.org.ua
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх