EN|RU|UK
  251  1

 НА КОЙ НАМ ДЖЕКСОН ЭТОТ ВЕНИК?

"Поправка Джексона–Веника" – как много в этом звуке, сколь знакомом (за годы независимости о ней не слышали разве что грудные дети и неприлежные завсегдатаи оздоровительных заведений принудительного характера), столько и совершенно непонятном. Т

Самое интересное, что условий, при которых эта поправка начинала действовать в 1974 году, сегодня уже лет как 10 не существует, ведь она запрещала предоставление официальных кредитов и кредитных гарантий странам, ограничивающим эмиграцию своих граждан, а также предусматривала дискриминационные тарифы на товары, экспортируемые в США странами, которые лишают своих граждан прав или возможностей эмигрировать или препятствуют их осуществлению. Сегодня же не то что нет никаких препятствий, ее уже не знают, как ограничивать. Самое время принимать поправку обратного действия. Но эту все не отменяют.

Впрочем, об этих парадоксах уже написано достаточно. А сегодня американский сенатор-республиканец, глава сенатского комитета по международным делам Ричард Лугар вдруг заявил, что подготовил законопроект об отмене поправки Джексона–Веника в отношении Украины, а также выразил надежду на то, что Конгресс уже в сентябре рассмотрит этот документ и примет по нему положительное решение. Об этом, как передает "Интерфакс-Украина", он сообщил на своей встрече (в сопровождении сенатора-демократа Барака Обамы) с председателем парламента Украины Владимиром Литвином, которая состоялась сегодня в Киеве.

Как сообщил журналистам пресс-секретарь спикера Игорь Сторожук, Литвин напомнил сенаторам, что отмена поправки – один из пунктов, необходимых для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, на что Лугар сообщил, что подготовил "очень эффективный законопроект" по этому вопросу.

Впрочем, этот законопроект уже не первый. 26 января текущего года, аккурат после инаугурации Виктора Ющенко, все тот же Ричард Лугар и сенатор Карл Левин официально внесли на рассмотрение Сената США проект Закона об отмене действия Поправки Джексона–Веника относительно Украины и возобновлении с ней нормальных торговых отношений на постоянной и безоговорочной основе. На следующий день Американская торговая палата в Украине (American Chamber of Commerce in Ukraine, ACC) направила сенаторам приветствие в этой связи. В нем, в частности, выказывалось убеждение совета директоров и компаний-участниц палаты в том, что "исключение поправки Джексона–Веника из акта о торговле 1974 года является своевременным и нужным шагом, который будет способствовать обеспечению нормализации торговых отношений с Украиной". И еще целый ряд пунктов о стимулировании дальнейших реформ в области экономики и демократии, строительства евроатлантических отношений, сближения Украины с мировым сообществом…

Когда этот вопрос впервые встал на повестке дня украинско-американских отношений, сегодня уже вряд ли кто-то вспомнит. Скорее всего где-то на рассвете нашей Независимости и с тех пор поднимался бесчисленное множество раз. Из обозримого прошлого: во время американской интервенции в Ирак, когда этот вопрос среди других звучал как аргумент в пользу участия нашего контингента в этом; во время обсуждения проблемы снятия ограничений на импорт "ножек Буша"; 25 февраля минувшего года по требованию Анатолия Кинаха и лидера Всеукраинского Еврейского Конгресса и Объединенной Еврейской общины Украины Вадима Рабиновича (считается, что первоначально поправка касалась препятствованию, прежде всего, еврейской эмиграции).

Однако не помогло ни выполнение каких-либо условий, ни традиционно мощное еврейское лобби в Соединенных Штатах.

Весь 2004 год прошел под эгидой президентских выборов. Не обошлось здесь и без поправки Джексона–Веника. Нам обещали, что она окончательно будет снята в случае демократического исхода выборов. Неудивительно, что впоследствии этот вопрос встал практически сразу после инаугурации с такими трудами новоизбранного президента.

26 января Конгресс США даже принял резолюцию (Лугара и Левина), в которой обязался поддерживать Украину на пути построения демократического общества. Там тоже много говорилось о содействии "созданию в Украине свободной и полностью открытой демократической системы, эффективной экономики и свободного рынка", поддержке Соединенными Штатами независимости и территориальной целостности и интеграции украинского государства в международное демократическое сообщество. Тогда же, по сообщению "Немецкой волны", некоторые эксперты выразили мнение, что следующим шагом американского Конгресса должна быть отмена поправки Джексона–Веника и предоставление Украине статуса страны наибольшего содействия в торговле.

7 февраля в пользу отмены поправки выступил также сенатор Джон МакКейн, который рассказывал, что всем своим избирателям в этом году он посоветует отдыхать в Крыму и который стал, вместе с Хиллари Клинтон, инициатором выдвижения Ющенко и Саакашвили на соискание Нобелевской премии мира.

11 февраля премьер-министр Украины Юлия Тимошенко после общения с Хиллари Клинтон сообщила, что получила поддержку американских конгрессменов в скорейшем решении этого вопроса. При этом она заявила, что конгрессмены в вопросе об отмене поправки "говорят о ближайшем времени, какое только политически возможно для такого шага". Пока еще, видимо, невозможно.

Также этот вопрос поднимался на протяжении весны во время поездок в США министра иностранных дел Бориса Тарасюка (опять в поддержку этой инициативы выступил "ряд американских конгрессменов", а также неутомимый Ричард Лугар) и, наконец, самого президента Виктора Ющенко. Он призвал американских законодателей сделать этот исторический шаг, выступая непосредственно перед Конгрессом. "Сделайте этот шаг навстречу Украине. Преодолейте эту стену", – попросил тогда Виктор Андреевич.

И вот все тот же г-н Лугар, наш верный товарищ и закаленный в борьбе за светлое будущее Украины соратник, наконец-то решил сделать этот самый шаг. Почему именно сейчас наступило это ближайшее политически возможное время? Наверняка не случайно.

Сама по себе поправка Джексона–Веника на сегодняшний день в экономическом плане не столь уж актуальна. Да, она не дает прийти в Украину американским инвестициям (для американских бизнесменов ее отмена как отмашка, когда можно начинать) и тормозит наше движение на пути в ВТО. Но, думаю, в большей степени речь здесь идет о неких субстанциях на грани геополитики и социальной психологии. Поправка – это прежде всего клеймо, во многом удерживающее нас в категории стран другого, отличного от Западного, мира. Этакий знак различия – вы пока не наши. И пока это клеймо будет оставаться, не видать нам ни ЕС, ни ВТО (кто-то спросит, зачем оно нам нужно, но это уже другой вопрос), ни, вероятно, даже статуса страны с рыночной экономикой. Получение последнего, кстати, также ожидается в сентябре.

И именно в таком качестве Соединенным Штатам выгодно использовать этот атавизм двусторонних отношений со страной, которой уже 14 лет как нет, как один из инструментов налаживания отношений с тем, что от этой страны осталось. И вот опять – в минувшую пятницу в столице Татарстана (Российская Федерация) Казани прошел саммит глав-государств СНГ, на котором Украина по большому счету никаких резких телодвижений не делала. Она лишь снова закачалась в потоках так называемой многовекторности.

Например, после многочисленных критических замечаний о целесообразности существования этого объединения, стала говорить о необходимости его реформирования (а подобные разговоры идут с первого дня существования организации) и подписывает ряд общих документов. После сенсационных заявлений Терехина и Грефа о том, что Украина может и чуть ли не должна выйти из процесса по созданию ЕЭП (была даже фраза, что и без нее там обойдутся), подписывает хоть и не все, но ряд документов в этом направлении. В то же время чуть ранее Борис Тарасюк заявляет о том, что "Сообщество демократического выбора", инициированное президентом Грузии (возможно, не без подсказки с Запада) – не альтернатива СНГ.

И именно после этого саммита, в первый рабочий день, сенатор Лугар делает очередное громкое заявление по поводу перспектив снятия поправки Джексона–Веника. Станет ли это заявление очередным или таки позволит в ближайшем будущем раз и навсегда покончить хотя бы с этой проблемой?

В принципе, и без этого фактора рычагов влияния на внутри- и внешнеполитический курсы у США хватает, поэтому демонизировать его вряд ли стоит. Попробуй стать членом ВТО без поправки. Проблем от этого вряд ли станет меньше. А дальнейшее затягивание этого процесса может привести к тому, что и новое руководство страны, не чувствуя поддержки с Запада, от многовекторности невольно начнет склоняться на Восток. И потому было бы весьма логично и полезно, если бы ее, наконец, отменили.

С другой стороны, Украина и прежде шаталась между Востоком и Западом, в ход шли различные карты, но почему-то эту открывать никто не торопился. В результате она до сих пор существует и исправно продолжает действовать. Можно предположить, что решение подобных вопросов лежит даже не в компетенции американского парламента. Ведь когда речь идет о неких стратегических вещах и незыблемом для США понятии – "национальные интересы", без отмашки из Белого Дома это вряд ли будет сделано. У Белого же Дома есть одна проблема – Россия. Как известно, наша северо-восточная соседка крайне живо реагирует, если кому-либо из стран бывшего Советского Союза что-либо удается раньше, чем ей. А поправка Джексона–Веника распространяется и на нее. Отсюда же и часть проблем, связанных с ВТО, куда Россия ни в коем случае не хочет входить позже нас. В общем, может возникнуть очередное напряжение в российско-американских отношениях, которое, быть может, сегодня не вполне уместно.

Украине же во всем этом, похоже, отведена привычная роль наблюдателя. Мы не можем влиять на решения американских властей, и скорость их выполнения. А потому, если, наконец, случится так, как нужно нам, это будет означать, что, в первую очередь, случилось то, что нужно им.

Источник: Кирилл Баранов, "Версии"
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх