EN|RU|UK
  365  1

 ПАРЛАМЕНТ: КРУГОВАЯ ПОРУКА

С третьей попытки парламенту удалось принять изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, позволяющие 150 народным депутатам брать на поруки задержанных, находящихся в СИЗО. Принятия поправки добивались представители фракции СДПУ(о), очевидно, рассчитывающ

Поставщиком голосов стала фракция БЮТ, но в этом нет никакого чуда – голосование бютовцев по этому законопроекту элементарно обменяли на поддержку оппозиционными фракциями бюджетной резолюции. Поправка о взятии на поруки стала следствием политического соглашения. Впрочем, это не помешало Юлии Тимошенко заявить, что принятие бюджетной резолюции вдохновило правительство на создание еще более социального бюджета на следующий год. Впрочем, подобное голосование поставило крест на попытках премьера сформировать стабильное парламентское большинство.

Однако одного голосования в сессионном зале недостаточно, теперь закон должен либо подписать, либо ветировать глава государства. Весьма искушенный в этих вопросах первый вице-спикер Адама Мартынюк уверенно предполагает президентское вето. Понимающие это эсдеки отказываются голосовать за правительственные законопроекты, пока закон не вступит в силу. Вряд ли они в нынешних условиях наберут необходимые 150 голосов для взятия на поруки, однако для «рыцарей розы» важна возможность активно торговаться с властью.

На кону будут три пакета законопроектов – необходимые для вступления в ВТО, по бюджетной политике и развитию ипотечного кредитования. Голосования 21 июня показали, что отказ десяти процентов депутатского корпуса принимать участие в голосовании делает шансы на прохождение правительственных инициатив минимальными. Неслучайно премьер вела активные консультации с парламентскими фракциями, однако переубедить депутатов ей пока не удается. Тот же Мартынюк предложил Тимошенко не создавать пакеты из взаимоисключающих законопроектов, а направлять их на подпись Президенту в обход парламента.

Поскольку провести законопроекты, требуемые международными организациями, правительство настроено «хоть тушкой, хоть чучелом», оно будет вынуждено идти на компромиссы. Не совсем правда, что Кабмин не будет торговаться, как уже пообещала премьер. Скорее правительство будет торговаться негромко и непублично, чтобы не спугнуть депутатский корпус, готовый дать слабину на выгодных условиях. Впрочем, кроме пряника обещаний у исполнительной власти есть гневно-обличительное мнение вице-премьера по гуманитарной политике (и остальным вопросам, как шутят в правительстве) Николая Томенко.

Главный пиарщик власти порадовал размышлениями о том, каким должен быть будущий парламент, заодно пропесочив нынешний созыв. Николай Владимирович имеет полное право критиковать парламентариев-совместителей – сам он сложил депутатские полномочия оперативно. А вот обвинять парламентариев в огульном лоббизме – не совсем корректно, особенно с кабминовской колокольни. Это все равно, что отрицать массу схожего в политике правительств Януковича и Тимошенко. Оба состава Кабмина активно заигрывают с наименее социально защищенными слоями населения, проще говоря – покупают лояльность избирателей. Впрочем, опытный политолог Томенко практически всегда выбирает наступательную тактику, закрывая одной поднятой проблемой другую, уже неактуальную.

Но мы отвлеклись. Перед премьером стоит и сверхзадача – уговорить Президента оперативно завизировать изменения в УПК. Пройти через частокол окружения главы государства – не самое сложное. Намного сложнее сделать так, чтобы обмен «взятие на поруки» на бюджетную резолюцию стал единичным случаем, и четко разграничить черту между компромиссом и беспринципностью в достижении поставленной задачи. Ведь чем ближе парламентские выборы, тем больше будут поводов у оппозиции шантажировать правительство, а у Кабинета Министров – собирать по сусекам депутатские голоса.
Источник: Евгений Магда, Институт системного моделирования
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх