EN|RU|UK
  255  1

 АЛЕКСАНДР МОРОЗ: «Я СДЕЛАЮ ВСЕ, ЧТОБЫ РЕВИЗИИ ПОЛИТРЕФОРМЫ НЕ ПРОИЗОШЛО»

Лидер Соцпартии Александр Мороз в интервью рассказал о том, как СПУ намерена выступать на предстоящих парламентских выборах, о ее участии во власти, судьбе политической реформы и многом другом.

– Насколько Вы удовлетворены нынешним присутствием СПУ во власти?

– Да, сегодня Социалистическая партия присутствует во власти. Я надеюсь, что эффективная работа моих коллег на должностях в исполнительной власти даст нам возможность рассчитывать на дальнейшую поддержку избирателями. Мы имеем достаточное влияние на все сферы общественной жизни. Именно наши активисты, например, Юрий Луценко, хорошо ощутили на себе, что такое МВД.

И поэтому важно было, чтобы во главе этого ведомства встал человек, который понимает проблемы взаимоотношения милиции и граждан. От того, насколько изменится ситуация в этой сфере, насколько правоохранительные органы начнут действительно защищать, а не нарушать права граждан, зависит степень доверия людей к новой власти. И я уверен, что у Юрия Луценко хватит для этого и характера, и силы воли.

Совсем недавно работает председателем ФГИ Валентина Семенюк, но сегодня многие представители власти, из тех, кто работает на производстве, кто использует имущество (государственное или негосударственное), ощутил, что появилась хорошая хозяйка государственной собственности. По моему мнению, наши представители во власти (а это и министры С. Николаенко, А. Барановский, председатели обладминистраций С. Бульба и В. Цушко, председатели нескольких десятков райгосадминистраций) действуют профессионально, и в русле тех заданий, которые предусмотрены партийной программой.

– Есть ли за что критиковать правительство спустя 100 дней его деятельности? Будет ли в числе критиков Соцпартия?

– Я мог бы делать замечания относительно деятельности Кабинета Министров в отдельных вопросах. Но, по моему мнению, у Президента есть сегодня все основания оценивать деятельность Кабинета Министров позитивно. Считаю, что правительство заслуживает поддержки и с такой оценкой можно согласиться, поскольку она подтверждается некоторыми социальными сдвигами: повышением пенсий, минимальной зарплаты и т.д. Это позитив, так его понимают люди.

Одновременно хочу отметить, что у власти есть недостатки. И причиной этих недостатков, по моему убеждению, является то, что до сих пор не удалось отделить бизнес от власти. Это вредит организации государственного управления, ведь у чиновника всегда есть соблазн использовать государственный рычаг, чтобы обеспечить свой бизнес, что, в конце концов, приводит к коррупции. Конечно, среди представителей Соцпартии во власти нет бизнесменов.

Кроме того, правительством сделаны не совсем взвешенные шаги относительно укрепления курса гривни, политики формирования цен на продукты питания, и отказы от упрощенного налогообложения малого и среднего бизнеса. По моему мнению, необходимые шаги следует делать последовательно, дифференцировано. Относительно малого бизнеса, например, в зависимости от того, кто каким объемом капитала владеет, какие имеет объемы реализации и т.д. Иначе мелкий бизнес может перейти в тень.

Впрочем, это наше правительство, мы не отказываемся от его поддержки и отвечаем за деятельность правительства, в том числе и за просчеты, которые помогаем нейтрализовать.

– В каком формате СПУ будет выступать на выборах 2006 года? Возможно ли блокирование Соцпартии с Народным Союзом «Наша Украина»?

– Еще в начале апреля Социалистическая партия заявила о начале подготовки к парламентским выборам 2006 года, на которые пойдет самостоятельно, и собирается заручиться достаточной поддержкой избирателей. Еще раз подчеркиваю – мы приняли такое решение, и начинаем подготовку к избирательной кампании 2006 года и ведем эту кампанию самостоятельно.

Вместе с тем, мы не исключаем возможных партнеров на выборах, однако такое взаимодействие возможно только под флагом Соцпартии. В частности, 3 мая я и председатель политической партии и всеукраинского общественного объединения «Гражданский контроль» Василий Волга подписали соглашение об объединении партий и стратегическое партнерство СПУ и ВОО «Гражданский контроль». Своим содержанием соглашение подобно тому, которое социалисты заключили с партией воинов-афганцев. Она предусматривает последовательность самороспуска партии «Гражданский контроль», порядок вхождения членов этой партии в состав СПУ, форму участия ее представителей в руководящих структурах социалистов и в составлении избирательных списков партии в кампании 2006 года.

Если говорить о принципах формирования партийных списков, то идет речь о людях, которые обеспечили самый лучший результат на двух предыдущих избирательных кампаниях. Рассчитываем на 70-75 мандатов в Верховной Раде. Это значит приблизительно 12-15% голосов.

Убежден, СПУ в перспективе может занять в Украине место, которое в Великобритании занимают лейбористы, в Германии – социал-демократы, и стать двигающей силой для построения украинской модели социализма, по примеру шведской.

Что касается стратегии следующей парламентской избирательной кампании, то партия разработала свою концепцию, заканчивается формирование штабов, проводится обучение актива.

Кроме того, другим постановлением Политсовет СПУ одобрительно оценила соглашение СПУ с коалицией «Сила народа» о поддержке кандидатуры Виктора Ющенко. Оглашение стало важным и единственно эффективным шагом на пути к достижению программных целей СПУ – устранение властного авторитарного режима и внесение изменений в Конституцию Украины. Анализ политической ситуации убеждает в нецелесообразности блокирования с «Народным Союзом». Другое дело, что мы должны координировать свои усилия, чтобы выборов необходимое количество мандатов, создать коалицию, которая и будет отвечать за работу правительства, поддерживая политику Президента.

– Как Вы оцениваете процесс формирования партии Народный Союз «Наша Україна»?

– Процесс идет подобно тому, как формировалась партия власти в России. На мой взгляд, катализатором такой партии должны были бы стать рухи и ПРП. Но инициаторы пошли по другому пути. Им виднее.

– Как Вы оцениваете попытки ревизии политреформы? Секретарь Президента А. Зинченко предложил провести референдум по уже проголосованной политреформе. Возможно ли это, и какие последствия может иметь подобное заявление? Может ли на Ваш взгляд, Конституционный Суд дать «обратный ход» политреформе?

– Меня беспокоит популяризация высказываний некоторых политиков о ревизии политической реформы. Я все сделаю для того, чтобы этого не произошло. Смысл политической реформы в том, чтобы внедрить в Украине европейскую модель управления.

Нет никаких юридических причин, чтобы политреформа не вступила в действие. Социалистическая партия и фракция в парламенте имеет четкую позицию и не позволит разным политическим силам оттянуть сроки вступления в силу изменений в Конституцию Украины.

Поддержка В. Ющенко политической реформы и его гарантии относительно голосования за проекты №4180 и №3207 были условием поддержки социалистами его кандидатуры. Это отображено в соглашении, и тут не идет речь о каком-то шантаже или прочем.

Относительно заявления Секретаря Президента, то, по моему мнению, недопустимыми являются разговоры о том, чтобы рассмотреть изменения в Конституцию на референдуме. Это выходит за рамки здравого смысла, за рамки практики и рамки юридических процедур. По этому поводу проведено великое множество дискуссий в парламенте.

К тому же, референдумом хотел изменить Конституцию и предыдущий Президент. Зачем он это делал и что из-за этого произошло, – известно. Зачем повторять сомнительные шаги? Мировая практика свидетельствует: никакого референдума не может быть по поводу изменений в Конституцию, хотя бы потому, что в самом документе могут быть взаимоисключающие вещи. Для того и создается парламент как представитель народа, который имеет право рассматривать такие вопросы, и обязан это делать.

– Нужна ли нынешней власти оппозиция? Согласны ли вы с тем, что в Украине преследуется оппозиция? Возможен ли переход в оппозицию Соцпартии?

– Это вопрос тактики, поскольку мы всегда будем стоять на защите интересов людей. Если правительство будет работать неэффективно, мы будем говорить об этом, независимо от того, есть в этом правительстве наши люди, или нет. Но, конечно, сегодня появилось ощущение нового уровня ответственности за все, что делается в стране.

Мы не обговаривали вопрос о переходе в оппозицию, и лично я не вижу оснований для перехода социалистов в оппозицию и того, чтобы покинуть провластную коалицию.

В то же время нас беспокоит позиция отдельных представителей власти по конституционной реформе. Она может стать основанием для выводов, поскольку для СПУ это дело принципа. Мы не ищем формальных мотивов и считаем, что имеем соглашение не с окружением Виктора Ющенко, а лично с Президентом. И до того момента, пока мы не исчерпаем все возможности для поиска компромисса лично с главой государства, СПУ никаких действий, в том числе и перехода в оппозицию, делать не станет. То есть, Соцпартия не ориентируется на политиков второй линии. Мы работаем с первым лицом государства.

А что касается современной оппозиции власти, то говорить о ней следует отдельно. Пока что она неорганизованна, в политике неопределена, напоминает части разбитой армии, в которой неизвестно чьи флаги сохранились, кто готов сдаться в плен.

– Какая судьба ждет Ваш законопроект о статусе русского языка?

– Я специально не поднимал эту тему во время избирательной кампании, когда кое-кто из политиков пытались заработать на ней дивиденды. Кроме того, рассмотрение данного законопроекта позволит избежать разговоров и обвинений власти в радикальном национализме. Закон позволит обеспечить права украиноязычных и русскоязычных граждан Украины, представителей других языковых групп.

Нынешнее украинское законодательство, а у нас до сегодняшнего дня действует закон «О языках в Украинской ССР» принятый в 1989 году, противоречит в некоторых моментах Европейской хартии региональных языков. Речь идет о порядке использования языков. Нет посягательств на статус государственного языка, и никаким образом не ущемляется поддержание его развития. Есть государственный язык, есть официальные языки, и есть языки межэтнического общения. Это отвечает и нормам европейского законодательства, и перспективе развития языков, в частности украинского, и, что самое главное, отвечает сегодняшним запросам людей.

Закон, внесенный в Верховную Раду, должен прекратить спекуляции вокруг языкового вопроса.
Источник: From-UA
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх