EN|RU|UK
  122  1

 "ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" ДОБИЛА РОССИЙСКУЮ ОБОРОНКУ

Украина движется в НАТО. С победой Ющенко многолетняя игра Киева “туда–сюда–обратно” — метание от Брюсселя к Москве — закончилась не в пользу последней. Этот проигрыш в ближайшей перспективе грозит России потерей остатков былой военной мощи.
Казалось

Буш — Ющенко: “Хочешь не хочешь, а НАТО!”

Первые неприятности России начнутся скорее всего на Черноморском флоте, так как присутствие “наших” в Крыму может оттянуть сроки вступления Украины в альянс. Дело в том, что по натовским стандартам членом блока не может быть государство, на территории которого находятся иностранные войска.
Наш флот по договору с Украиной может оставаться в Крыму до 2017 г., за что Россия ежегодно отстегивает Киеву по $100 млн. и отсрочивает выплаты миллиардных газовых долгов.
Можно не сомневаться, что новые союзники постараются, чтобы наш флот убрался раньше срока. И тогда: прощай “легендарный Севастополь — город русских моряков”. Черное море — внутренний бассейн НАТО, Украина — полноправный член альянса, а натовские границы приближаются уже к Брянску и Белгороду.

Не менее серьезные потери ждут Россию в оборонно-промышленном комплексе. По условиям членства в Североатлантическом блоке все страны-новички должны перейти на единые натовские стандарты вооружения (в основном это американское оружие). Украина исключением не станет, а значит, в услугах своего военно-промышленного комплекса (ВПК) ее армия больше нуждаться не будет. То есть оборонку ждет такая ломка, которую она вряд ли выдержит и скорее всего загнется. В лучшем случае Украина начнет клепать мелкие детальки для западного оружия.
Такая смена приоритетов сразу же скажется на Российской армии, так как без Украины наша собственная оборонка из всей продукции военного назначения может выпускать не более 17%.
Болезненный удар будет нанесен авиации. К примеру, основой парка военно-транспортной авиации России всегда были “аннушки” (“Ан-12”, “Ан-22” “Антей”, “Ан-24”, “Ан-26”, “Ан-124” “Руслан”). Эти самолеты проектировались в Киеве, в КБ им. Антонова, а строились на российских заводах. После развала страны право интеллектуальной собственности на них, естественно, осталось на Украине. Теперь за капремонт и продление сроков эксплуатации “аннушек” Киеву нужно платить. Денег на это в нашем бюджете вечно не находится, а потому часть машин не летает. С маневром Украины в НАТО ситуация только ухудшится.
Российская авиация не сможет обойтись и без украинских моторов запорожского завода “Мотор Сич”. Их ставят не только на самолеты, но почти на все наши вертолеты: “Ми-8МТ”, “Ми-24”, “Ми-26”. В том числе и на новые, которые мы рекламируем по всему миру: “Ми-28”, “Ка-27”, “Ка-50” “Черная акула”, “Ка-52” “Аллигатор”, “Ка-60” “Касатка”.
Однажды рекламой нашего нового гидросамолета “Бе-200” — беспрецедентный случай — занимался даже сам Путин. Когда в Москву прилетал канцлер Германии Герхард Шредер, президент прямо в аэропорту “Внуково” завел его в стоящий рядом “Бе-200”, рассказывая о достоинствах “ноу-хау”. Интересно, упомянул ли он о том, что двигатели для “Бе-200” делаются на Украине?
На новом учебно-боевом “Як-130”, который ждут курсанты летных училищ, тоже стоит украинский двигатель. Что будет с “Як-130”, непонятно. Ведь в нашем Минобороны существует положение, по которому на вооружение армии принимается техника, сделанная либо в России, либо в кооперации со странами — ближайшими союзниками. Как в этом случае рассматривать Украину — потенциального члена НАТО?

Все наши зенитные ракетные комплексы ПВО, в том числе знаменитые “С-300”, наполовину сделаны на Украине: КрАЗы, на которых они базируются, — в Кременчуге, радиолокационные вышки — в Новокраматорске, 70% всей электроники — на львовском заводе. Этот же завод делает современную электронную начинку и для будущего российского комплекса “С-400”. Его собираются поставить на боевое дежурство в следующем году. Разработчики говорят, что “если Украине как члену НАТО не дадут делать аппаратуру для “вражеской” “С-400”, то наша ПВО будет в ауте”.
Кроме того, у России могут обозначиться и проблемы в космосе. В прошлом году, например, было выполнено 7 пусков ракет-носителей украинского производства, из них 4 — в интересах Космических войск РФ.
И все же самыми большими неприятностями разрыв связей с украинской оборонкой грозит нашей ядерной составляющей — РВСН. Из всех 20 типов ракет, стоявших на вооружении России, 12 спроектировано в Днепропетровске, в КБ “Южное”, и сделано там же, на заводе "Южмаш".

Гнездо "Сатаны"

"Новый мировой порядок при гегемонии США создается... против России, за счет России и на обломках России".
Збигнев Бжезинский (бывший советник по национальной безопасности США).

Перед новогодними праздниками из под Оренбурга стартовала межконтинентальная баллистическая ракета “РС-20В” “Воевода” (по классификации НАТО “Satan”). Сегодня только эти наши ядерные ракеты представляют реальную угрозу для создаваемой в США системы ПРО.
...За полтора месяца до этого министр обороны, докладывая в Кремле президенту о ее предстоящем пуске, назвал “РС-20В” так, как принято у американцев: “Сатана”. На что Путин попросил министра употреблять нашу терминологию. Пускай, сказал он, “кому это не нравится, так говорят”.
Кремлевский урок “родной речи” тогда запомнился многим, как, впрочем, и сроки пуска, обещанные министром, — середина ноября. Но осень закончилась, наступила зима, а “Воевода-Сатана” все не взлетала. Почему?
Причина оказалась банальной. Как рассказали представители оборонки, просто на российско-украинской таможне задержали машину, которая везла из Днепропетровска оборудование для измерения траектории полета “Сатаны”. Без этого РВСН не могли провести испытания, чтобы подтвердить: ракеты “РС-20В” в хорошем состоянии и могут еще пару лет “подежурить”.
Оборудование для “Сатаны”, как, впрочем, и саму ракету, выпускали в Днепропетровске. Во времена Союза и производство, и склады тяжелых ракет находились на Украине, а потому после 1991 г. все ей и достались. Россия получила лишь небольшой кусок пирога — комплексы, оставшиеся в наших в шахтах на боевом дежурстве.
Богатое ядерное наследство Украины постоянно становилось предметом торга политиков. Рассказывают, что в начале 90-х в Киев приехал некто из американской администрации и предложил правительственным чиновникам: “Сколько вам нужно, чтобы в Днепропетровске закрыть производство “Сатаны”?” О цене, похоже, договорились, так как уже через месяц бывший генсек НАТО Хавьер Солана хлопал в ладоши, когда на его глазах автогеном резали стенд по сборке “Сатаны”. Во время демонтажа кто-то из американской делегации подошел к группе рабочих и спросил: “Не жалко? Ведь уже ничего не вернуть?” Один работяга хитро прищурился и ответил: “Ну почему же, надо будет, месяц поработаем и восстановим”.
Об этом же рабочие завода говорили и Путину, когда тот приезжал в Днепропетровск: “Обязательно восстановим. Нужен только российский заказ на “Сатану”. Ничего внятного гость им ответить не смог...
Видимо, российское руководство долго считало, что обойдется теми ракетами, что остались в России. А там, глядишь, конструкторы сделают новые — свои собственные. Но потом выяснилось, что “собственное” быстро сделать не удается, а “украинское” стареет не по дням, а по часам — пришлось идти на поклон. Ходят слухи, что Путин и Кучма не зря так часто встречались в пошлом году. Якобы Украина все-таки продала со своих складов России 10 ракет “РС-20В” “Сатана”. Может быть, именно после этого президент заявил, что у нас есть новое супероружие?
Вот только сроки его службы каждые два года должны продлять украинские разработчики (из 600 ракет, стоящих на вооружении наших РВСН, лишь 40 — исключительно российского производства). Если будущему члену НАТО не разрешат продлять сроки эксплуатации “вражеского оружия”, то Россия будет вынуждена его постепенно уничтожать. Если делать это такими же темпами, как до сих пор, уже через пять лет вместо 150 имеющихся на вооружении ракет “Сатана”, у нас не останется ни одной.
И тогда уже никакие “чисто российские “Тополя” не помогут. У нас их 40 штук, для американской ПРО — это семечки. Тем более, легкий “Тополь” с единственной боеголовкой сильно уступает десятиголовой “Сатане”. Даже сами ракетчики иронично называют “Тополя” “карандашами”. Они говорят, что в России не сумели сделать систему управления для разделяющихся боеголовок, которую когда-то в Харькове создали для “Сатаны”. Отчасти поэтому пришлось ограничиться более простыми и дешевыми “карандашами”.

Другое наше супероружие, которого без Украины мы лишаемся окончательно, — боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Последний, в Костроме, запланировано ликвидировать в сентябре 2005 года.
БЖРК делали в Павлограде. Эти комплексы с ракетами “Скальпель” маскировали под обычные грузовые составы, которые за сутки преодолевали до 1000 км. На вооружение БЖРК поставили в 1991—1994 гг., они могли бы служить до 2018 г. Но проблема в том, что очень уж они не нравились американцам. Те замучились следить за ними. Со спутников их невозможно отличить от обычного товарняка. И США поначалу добились от российских властей, чтобы БЖРК не передвигались по стране, что позволило им держать над Россией не 16—18 спутников-шпионов, а всего 3—4. Потом уговорили уничтожить комплексы окончательно.
Эти договоренности оформились как раз в то время, когда Запад подкармливал нас кредитами из МВФ. Видимо, одним из условий очередного транша было уничтожение производства БЖРК. Деньги для российских политиков оказались важнее, и огромный украинский город Павлоград, где делали эти комплексы, в одночасье превратился в город безработных.
…Вряд ли на последних президентских выборах его жители дружно голосовали за кандидата, которого так активно продвигала Россия.

За что боролись…

Дружба дружбой, а апельсины у каждого свои!

Сразу после выборов на Украине многие политики заговорили, что Кремль проиграл битву за Киев, сдал Украину... Так ли? Давайте говорить честно: Россия сдавала Украину давно. Постоянно и планомерно. Никакого “сражения” за нее вообще не велось. Особенно хорошо это видно по самой чувствительной для безопасности обоих государств сфере — оборонке.
Еще в 1992 году Ельцин подписал закрытый указ, запрещающий российским оборонщикам иметь дело с украинскими. Такого удара Россия не получала с 1941 года, с тех пор как на оккупированной Украине под немцем осталась половина военных заводов страны. “Опора на собственные силы” заставила Россию с нуля создавать многие производства военной продукции, что оказалось непосильно для ее бюджета. А украинские предприятия оборонки тем временем задыхались без своего постоянного российского покупателя.
Зато госчиновники и заказчики Минобороны, от которых зависело, какое оружие закупить, а какое зарубить, быстро рассмотрели в новых веяниях собственную выгоду. Договариваться со “своими” оказалось проще: никакой двусторонней отчетности, взаимных проверок, межправительственного контроля... А потому украинских смежников, теперь конкурентов, требовалось “устранять”. Примером такого “нового сотрудничества” служит нашумевшая история с российско-украинским военно-транспортным самолетом “Ан-70”.

Этот принципиально новый транспортник начали создавать еще в 70-х. Самолет “Ан-70”, который мог быстро перебросить войска и технику прямо в зону боевых действий и сесть, как вертолет, прямо на грунт там, где нет никаких аэродромов, в конце концов сделали. Но к тому времени Союз развалился. КБ Антонова осталось на Украине, а заводы-изготовители — в России. Но совместная работа над машиной продолжалась, и к 2001 году закончилась основная часть испытаний.
Все было хорошо до тех пор, пока кому-то из высокопоставленных чинов Минобороны не понадобилось пролоббировать свой, “чисто российский” проект. “Высокое мнение” об “Ан-70” поменялось так быстро, что кое-кто из генералов не успел сориентироваться и продолжал хвалить самолет, когда уже поступила команда его ругать. За что чуть не поплатился звездами.
В склоку втянули даже обоих президентов — России и Украины. “Позиция специалистов по самолету “Ан-70” остается неизменной, — заявлял Владимир Путин, — мы заинтересованы в этом проекте. Но пока не очень удачны попытки продвинуть его на международном рынке. Но мы найдем эти рынки”. Генералы стали искать. По-своему.
...Год назад в Москве проходила встреча военных атташе с главкомом ВВС Владимиром Михайловым. Представитель одной из западноевропейских стран поинтересовался, как идут работы над “Ан-70”. И главком словно забыл, что перед ним полный зал военных атташе (читай: шпионов) и потенциальных покупателей авиатехники. Он разразился гневным спичем. Хаял “Ан-70” так, что чешский атташе аж подпрыгнул: его правительство уже объявило, что берет несколько “семидесяток” в счет погашения российского долга.
После того как закончилась встреча, я подошла к атташе, который интересовался “Ан-70”. Мы разговорились. Конечно же, его любопытство оказалось неслучайным. В середине 90-х Европа начала создавать такой же самолет и объявила тендер. В нем участвовал российско-украинский “Ан-70” и победил. Но тогда в России был дефолт, спад производства, и европейцы решили отказаться от “Ан-70”, объединиться и делать собственную машину “А400М”, как две капли воды похожую на нашу.
— Мы не такие богатые, как вы в России, — иронично заметил мой собеседник, — и не можем в одиночку строить самолеты, поэтому их делают несколько стран. Хотя вы, наверное, знаете, что наш “А400М” пока не взлетел? А ваш “Ан-70” летает, и потому он нас очень интересует.
Еще бы! Я спросила собеседника: “А если честно, вы верите в то, что только что здесь говорил главком?” Высокий красавец в натовской форме хитро улыбнулся, поинтересовался, отключен ли диктофон, и покачал головой: “Нет. Думаю, здесь какие-то финансовые интересы”.
“Шпион” не поверил словам главкома, а вот министр обороны поверил. Общаясь с журналистами, он каждый раз их усердно убеждал: “Европа давно от самолета отвернулась… Когда говорят, что “Ан-70” летает, — это неправда”.
Вот это да! А ведь те же журналисты не раз видели его в полете: и на полигоне в Ахтубинске, во время выброски десанта, и на авиасалонах в Европе, Киеве, Москве… “Как же так?” — недоумевали они и теребили военных. Но те, как по команде, повторяли слова министра: “Программа “Ан-70” абсолютно бесперспективна, ведет в тупик...”
Даже Кучма такого не выдержал: “В этих словах нет ни одной частички, касающейся техники или экономики. Это — грязная политика, и Украине она нравиться не может. Я намерен лично обратиться к президенту Путину с призывом вмешаться в ситуацию вокруг совместного производства “Ан-70”.
Путин вмешался. В очередной раз поддержал проект. Может, что-то изменилось? Ничуть. Прошлой зимой главком ВВС не пустил “Ан-70” в Сибирь на испытания в режиме сверхнизких температур, заявив, что “самолет небезопасен”.
Но, несмотря на все старания российской стороны, “небезопасную” машину хотят купить Индия, Китай, Арабские Эмираты... А вот “чисто российский самолет”, из-за которого гробили “семидесятку”, не купят, так как этот проект не состоялся. Недавно, правда, в ВВС опять засуетились, заговорили о продолжении совместной работы по “Ан-70”. Но похоже, уже поздно...
В Киеве для украинских ВВС строятся два самолета. Интересно, кому они достанутся, когда Украина вступит в НАТО?

“Я не исключаю, что в среднесрочной перспективе Украина может стать членом альянса. Но — вместе с Россией. Моя точка зрения: Украина и Россия не могут оказаться в качественно различных, тем более враждебных друг другу оборонных пространствах”.

Юлия Тимошенко — и.о. премьер-министра Украины.

Перспективы Российской армии и оборонки в связи с движением Украины к НАТО вырисовываются нерадужные. Украина тоже кое-что теряет, но ее потери несоизмеримы с российскими. Да и Запад наверняка постарается смягчить удар. Руководителям ВПК скорее всего сделают предложения, от которых они не смогут отказаться. Конструкторам и инженерам предложат работу в западных фирмах, а “избыточные” для НАТО предприятия оборонки перепрофилируют или закроют. России “смягчать удар” будет некому. Ну, так за что боролись...
А может, и правда вместе с Украиной вступить в НАТО? Вот и Путин на последнем заседании Совбеза сказал, что “сегодня мы готовы выходить на новый уровень взаимодействия”.
Конечно, надо “выходить”, все равно наша армия в ж...е. А так, глядишь, опять вместе с Украиной вперед — в Брюссель! Наперегонки, кто быстрее…

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх