EN|RU|UK
 Экономика
  3560  44
Материалы по теме:

 "Укрзализныця" необоснованно согласилась доплатить поставщику за топливо 100 млн грн, - "Зеркало недели"

В тендере "Укрзализныци" на покупку 65 тыс. т дизельного топлива более чем на 1 миллиард гривен победила компания "ВОГ Аэро Джет", которая обещала существенную скидку. Однако в момент расчета скидка так и не была предоставлена.

Как сообщает Цензор.НЕТ, об этом пишет Сергей Куюн в статье для "Зеркала недели".

"Победить в торгах компании "ВОГ Аэро Джет" удалось благодаря готовности предоставить железнодорожникам скидку в размере около 2300 грн/т, или более 10% от рыночной цены. Но после подписания договора поставлять топливо трейдер отказался, требуя пересмотра цен в связи с некими новыми обстоятельствами. Менеджмент "Укрзализныци" в лице Центра обеспечения производства (ЦОП) вместо того, чтобы призвать хитрого поставщика к исполнению обязательств и наказать по всей строгости закона, воспользовался другой его нормой и полностью удовлетворил требования ВОГ, согласившись доплатить более 100 млн грн. Тем самым вся "экономия" была перечеркнута, а по ряду лотов появилась угроза превышения цен над рыночными", - пишет автор.

"При этом множественные рыночные индикаторы показывают, что никаких оснований для пересмотра цен не было. Как в таком случае клеркам ЦОП и "ВОГ Аэро Джет" удалось провернуть столь дерзкую операцию? Дьявол, как всегда, в деталях. "Мы сделали запрос в Министерство экономики, а именно в ГП "Держзовнішінформ" (ДЗИ), которое отвечает за выдачу ценовых справок. Получив ответ, мы сравнили цены на момент торгов и после: повышение цены даже с вычетом повышения акциза превышало 11%. Тендерный комитет рассмотрел эти аргументы и принял решение о поднятии цены на 9,98% по четырем контрактам и по одному на 8,9%", - так глава ЦОП Виталий Цвигун описал основания для повышения цен в интервью Центру транспортных стратегий. "Повторюсь, что у государства есть компетентный орган, который готовит справки о ценах, - это ГП "Держзовнішінформ", - его же цитата. "Официальным источником, который ПАО "Укрзалізниця" может использовать для определения рыночных цен на те или иные товары, являются выводы экспертных учреждений (например ГП "Держзовнішінформ")", - это вещает ЦОП в одном из своих ответов на вопросы журналистов. О существовании неких официальных данных, из-за которых пришлось согласиться на повышение цен на дизтопливо, обреченно говорит и глава УЗ Войцех Бальчун", - говорится в статье.

Читайте на "Цензор.НЕТ": "Укрзализныця" закупила бракованных запчастей на 20 миллионов гривен, возбуждено дело о растрате, - СБУ

"Что это за ДЗИ, которому Центр обеспечения производства уделяет столько внимания? Все просто: справки о рыночных ценах от этого госпредприятия воспринимаются как истина в последней инстанции. Согласно закону о госзакупках, цену можно пересмотреть в случае резкого изменения рыночной конъюнктуры. И кто-то эти изменения должен подтвердить. Неизвестно, с какого перепугу, но "Укрзализныця" в своих договорах таковым официальным источником информации четко указывает именно "Держзовнішінформ". Между тем мне не удалось найти документ, который бы наделял ДЗИ подобными эксклюзивными правами", - отмечает Куюн.

"В одном из разъяснений Минэкономики по поводу источника информации о рыночных ценах для госпредприятий указывалось, что таковым может быть "Держзовнішінформ". Но это приведено в качестве примера, а не прямого указания пользоваться данными только этого предприятия. Тем не менее "Укрзалізниця" трактует это именно так", - говорит один из детективов НАБУ на условиях конфиденциальности. В разъяснении Минэкономики (которому формально подчинятся ДЗИ) №3302-05/11398-07 от 7 апреля 2015 г., которым, в частности, руководствуется и УЗ, говорится, что единственным специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере статистики является Госстат Украины, к которому ДЗИ не имеет никакого отношения. "Перечень органов, учреждений, организаций, которые уполномочены предоставлять соответствующую информацию относительно колебаний цен товара на рынке, не является исчерпывающим", - говорится в разъяснении МЭРТ. Иными словами, пользоваться можно неограниченным количеством источником цен на нефтепродукты", - сказано в материале.

По словам автора, госпредприятие "Держзовнішінформ" неоднократно оказывалось в эпицентре коррупционных скандалов в сфере госзакупок, так как выдаваемые им на коммерческой основе справки о ценах часто вызывают вопросы экспертной общественности и правоохранителей. "На рынке все знают, что ДЗИ всегда открыто к "тесному и взаимовыгодному" сотрудничеству с клиентами", - подчеркнул он.

"Но вернемся к нашему тендеру. Данные мировых котировальных агентств и "Консалтинговой группы А-95" соответственно говорят, что ни в мире, ни на внутреннем рынке особых колебаний цен на дизельное топливо не было. Отмечу, что здесь не учтено повышение акцизного сбора, так как эта поправка была отдельно внесена в контракты с ВОГ 16 января с.г. Хочу обратить внимание на интересную деталь: чтобы обосновать повышение цены по контрактам с ООО "Трейд Коммодити" в декабре 2016-го, ЦОП приводил диаграмму роста мировых цен на дизтопливо, а также ссылался на данные "Консалтинговой группы А-95", которые подтверждали наличие предпосылок для пересмотра контрактов. Однако при пересмотре более объемного контракта с ВОГ почему-то отказался от такой безусловно позитивной практики. Почему? Ответ один: данные открытых источников не давали оснований Центру обеспечения производства во главе с Виталием Цвигуном и главе тендерного комитета Ирине Гордеевой пересматривать контракт с "ВОГ Аэро Джет". Но это было сделано с помощью справок ДЗИ", - информирует Куюн.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Потери от неэффективности "Укрзализныци" сравнимы с суммами помощи от МВФ, - глава "Укрметаллургпрома" Каленков

"Как показывает проведенное расследование, для этого ДЗИ, ВОГ и ЦОП разработали своеобразное ноу-хау: если раньше предметом скандалов становились справки с явно завышенными ценами, то в январе 2017 г. сделали наоборот - задним числом была выдана справка о низком уровне цены в декабре, что дало требуемую динамику роста! Так, если на день проведения самого крупного тендера - 22 декабря 2016 г., по данным "Консалтинговой группы А-95", средняя рыночная цена на вагонные партии дизельного топлива составляла 20830 грн/т, то согласно справочке ДЗИ - 18500 грн! Но информация эта закрыта, о наличии такой справки сообщили источники в "Укрзалізниці" и правоохранительных органах. Впрочем, особых сомнений в ее наличии нет. Если бы не справки ДЗИ, повышение цен означало бы для менеджмента ЦОП прямой путь в тюрьму", - пишет автор.

"Но, говорят, на этот раз у троицы ДЗИ-ВОГ-ЦОП промашка вышла. По данным источников, в декабре 2016 г. ДЗИ неосмотрительно выдало справку о ценах на 22 декабря 2016-го, указав там реальную рыночную цену, а не 18500 грн/т. Подтверждают это и данные главы "Укрзалізниці" Войцеха Бальчуна, который 8 февраля опубликовал цены ДЗИ без упоминания о 18500 грн/т", - отметил эксперт.

По его информации, январский пересмотр цен "Укрзализныцей" уже послужил достаточным поводом для возбуждения дела Национальным антикоррупционным бюро и рассмотрения прокуратурой и СБУ.

"А теперь давайте посмотрим, что можно было бы сделать, будь менеджмент УЗ профессионально настроен на борьбу за минимальные цены и против схем. Прежде всего, жестко контролировать ЦОП и, в частности, закупки топлива, ведь это - крупнейшая статья расходов монополии, от этого зависит прибыль предприятия. Далее, наряду с ДЗИ официально использовать еще четыре источника информации о ценах (ЦОП их и так применяет, но только тогда, когда ему это выгодно для манипуляций). Без наличия оснований для пересмотра контрактов (а таких оснований, как выяснилось, не было) посылать поставщика… работать над действующими контрактами по действующим ценам. Если контрагент не согласен, начинать процедуру расторжения договоров, согласно которым за невыполнение их условий на поставщика налагаются весьма существенные санкции на десятки миллионов гривен. Кто это там пищит? Это "заряженные" клерки из ЦОП начинают говорить об отсутствии запаса топлива. В этом случае проверить и при необходимости пересмотреть цену на один-два самых дешевых лота (в нашем случае по 22421-22663 грн/т), чтобы хватило до следующих торгов, остальные контракты расторгнуть. Если подозрительные торги проведены, срочно провести служебное расследование с отстранением всех ответственных лиц до выяснения обстоятельств и в случае выявления злоупотребления служебным положением или халатности обратиться в правоохранительные органы", - полагает Куюн.

Читайте: Потери от коррупции в "Укрзализныце" за 2016 г. - не один миллиард, как говорит Бальчун, а миллиарды и, дай Бог, чтобы гривен, - Омелян
TUVwSVVYWjBSMEV3V1hwUmMyUkRkMGxPUjBKSlRrTTJNRXczVW1kT1IwRXdXVkJSZGpsSFJ6Qk1hbEYwWkVNMVRIazRka3c1UTNvd1REZFNaMlJETXpCTVJGRjFkRWRFTUV3dlVYVjBRelJtVGtNMk1FdzNVbWRPUjBFd1dWQlJkamxIUnpCTWFsSnFNM3BTWjNSRE1UQk1NMUYwVGtNeE1GbENPREJaWWxGMFpFTTVNRmwwT0RCTWVsRnpUa2RHTUV4cVVYWmtRM2N3V1dKUmRVNUROR1pPUjBNd1REZFJkamxETnpCTWFsRnpkRU1yWms1RE1EQk1hbEYwT1VkRE1FdzNVWFk1UXpjd1RHcFJjM1JESzJaT1Eyb3dUSEpTWjA1RE16Qk1SRkYxT1VNME1FeG1VWFprUjB3d1dXSlNhbmM5UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх