EN|RU|UK
 За рубежом
  41720  242

 Российский эксперт Лукашевич об испытаниях "гиперзвуковой" ракеты в РФ: Путин - балабол, это выхватывание дилетантами цифр из контекста

Российский авиационный эксперт Вадим Лукашевич прокомментировал испытания новой ракеты "Авангард" с "гиперзвуковыми" боевыми блоками.

Как передает Цензор.НЕТ, об этом он написал на своей странице в Facebook.

"Мне задают вопросы про испытания новой ракеты "Авангард" с "гиперзвуковыми" (называется скорость полета в атмосфере 20-27 Махов, т.е. скоростей звука) боевыми блоками.
Скажу честно - для серьезного комментария инфы не хватает, а та, что есть - крайне противоречива. Но кое-что сказать можно.

Начну с определения понятия "гиперзвуковой". В авиации гиперзвуковой скоростью считается скорость уже 5-6 (разумеется, и более) скоростей звука для данной высоты. Почему для данной? Потому что скорость звука в воздуха зависит от его давления, а давление падает с высотой. Соответственно, на разных высотах скорость звука разная (кому интересно - погуглите стандарт МСА - международной стандартной атмосферы).

В общем случае гиперзвуковой скоростью обладает любой аппарат, летящий в атмосфере со скоростью более М>5...6

Например, спускаемый аппарат космического корабля "Союз" при возврате из космоса входит в атмосферу с первой космической скоростью (примерно М=23...24), а любая ракета-носитель, стартуя с земной поверхности и разгоняясь до первой космической скорости, тоже с какого-то момента летит на гиперзвуковой скорости (пока не выйдет за пределы атмосферы). Но - внимание! Назвать из гиперзвуковыми летательными аппаратами нельзя! И именно здесь начинается мухлеж, который мы слышим из официальных источников при бахвальстве нашим новым оружием: сначала "Кинжалом", теперь "Авангардом". Потому что не любой аппарат, летящий на гиперзвуковой скорости, является "гиперзвуковым летательным аппаратом". Например, боеголовки баллистических ракет, летающие с середины прошлого века и входящие в атмосферу на гиперзвуке, не являются гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЛА).

В авиации есть четкое определение ГЛА - это летательный аппарат, какое-то время осуществляющий УСТАНОВИВШИЙСЯ гиперзвуковой полет в атмосфере. Установившийся - это когда сила тяги двигателя компенсирует сопротивления воздуха (обеспечивается постоянство гиперзвуковой скорости), а сила тяжести компенсируется аэродинамической подъемной силой (постоянство высоты полета). При этом маневрирование (изменение направления полета) может обеспечиваться отклонением аэродинамических поверхностей (рулей) или изменением вектора тяги двигателя.
Двигатель может быть ракетным (жидкостным или твердотопливным) или воздушно-реактивным (например гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным).

Ракетный двигатель работает очень непродолжительное время, измеряемое секундами (десятками). Поэтому аппарат с ракетным двигателем сначала набирает скорость, а потом, после выработки топлива и выключения двигателя, летит по инерции, тормозясь сопротивлением встречного потока воздуха. Именно поэтому ракета, часть времени летя со сверхзвуковой скоростью, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ гиперзвуковым летательным аппаратом. Соответственно, "Кинжал" является аэробаллистической ракетой "Искандер" воздушного базирования, но не гиперзвуковым летательным аппаратом. Как те же "Сатана" или "Искандер".

Установившийся гиперзвуковой полет может обеспечить только гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), выгодно отличающийся от ракетного тем, что если для него топливо (горючее и окислитель) запасаются на борту летательного аппарата и сжигаются за десятки секунд, то у гиперзвукового аппарата с ГПВРД на борту только горючее, а окислитель (кислород) берется из окружающей атмосферы. Именно это обеспечивает на порядки более высокую эффективность (экономичность) ГПВРД, и время его работы десятки минут и более.

Суммируя сказанное: гиперзвуковой летательный аппарат - это аппарат с гиперзвуковой КРЕЙСЕРСКОЙ скоростью, выполняющий УСТАНОВИВШИЙСЯ полет на гиперзвуковой скорости, как правило - за счет гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя. И из имеющейся информации, ни "Авангард", ни его планирующие боевые блоки не являются гиперзвуковыми летательными аппаратами, а всего лишь - маневрирующими боеголовками с увеличенным атмосферным участком полета. И судя по всему - летящими по инерции. Напомню, что первые пуски прообразов таких боевых блоков были осуществлены в СССР еще в 1960-х годах (например, "ракетопланы" МП-1 Владимира Челомея).

Что же касается собственно создания по-настоящему гиперзвуковых летательных аппаратов с ГПВРД, то это сложнейшая инженерно-техническая задача, решение которой в "Авангарде" и рядом не стоит. И насколько это вообще "по зубам" современной России - баааальшой вопрос... Это и у американцев пока не получается, а мы от них в этом плане сильно в заднице, хотя в СССР были хорошие наработки в рамках темы "Холод".

Почему "Холод"? Да потому что топливом для гиперзвуковых летательных аппаратом может быть только жидкий водород или сжиженный газ, теплоемкость которых помогает охлаждать аппарат и гиперзвуковой двигатель в полете.

Еще два момента, требующие пояснений, судя по комментам на пуск "Авангарда".
Первый - температура лобовой ("наветренной") части боевого блока в 2000 град. С при температуре во фронте ударной волны в 20000 градусов - вполне реально. Достаточно вспомнить, что "углерод-углеродные" носки на "Буране" выдерживали температуру до 1750 градусов, а с тех пор появились новые материалы (кому интересно - смотрите здесь http://www.buran.ru/htm/tersaf4.htm, ниже к посту дана картинка для плиточной теплозащиты "Бурана").

Второй - скорость полета М=27. Многие обратили внимание, что эта скорость выше первой космической, т.е. и наш "Буран", и американские шаттлы, и различные спускаемые аппараты, как и все боеголовки баллистических ракет, входят в атмосферу с более низкой скоростью. Например, для "Бурана" расчет посадочной траектории начинался с высоты 152500 метров ("официальная граница" космоса 100 км) - в этот момент он имел скорость 7578 метров секунду, что равнялось 22,82 Маха. Корабль падал, т.е. ускорялся, поэтому максимальное число Маха=27,92 достигалось на высоте 93-90 км. Это все еще космос, атмосферы почти нет. Например, скоростной напор (динамическое давление встречного потока) на этой высоте на указанной скорости 7,5 км/с составляет всего... 10 кг на квадратный (!) метр. В таких условиях говорить о "гиперзвуковом" полете на высоте 90 км может только полный идиот. Ну, или гуманитарий. Ну а по температуре уже все заметно - с начальных 27 градусов Цельсия на орбите к высоте 90 км температура успевает подняться до 1200 градусов.
Однако если говорить о максимальном нагреве (здесь важен кумулятивный эффект, да и скоростной напор нарастает быстрее темпа снижения скорости), то максимум 1656 градусов С достигается к высоте 77800 метров (скорость 7582 м/с, или М=26.69), и держится до высоты 69400 метров (скорость 6277 м/с, или М=21.05). Как видите, названные скорости М=27 вполне реальны, но установившийся полет на таком режиме при современных технологиях немыслим. Все, что мы сегодня слышим - это выхватывание дилетантами цифр из контекста.
Ну а что касается "подарка на Новый год" - сначала пенсию верни, балабол...

PS: что еще могу добавить. В середине "нулевых" годов появилась крайне интересная и сверхсекретная тема (напрягшимся компетентным товарищам могу дать ссылку на единственную открытую публикацию в журнале "Авиационная техника и технологии" НПО "Молния) - так называемые "трансатмосферные летательные аппараты". В двух словах - УСТАНОВИВШИЙСЯ полет в атмосфере на КРЕЙСЕРСКИХ скоростях ВЫШЕ первой космической скорости. Но здесь, судя по всему, абсолютно не тот случай...

PPS: и последнее (если быть точным) - в качестве определения для "гиперзвукового летательного аппарата" я использовал определение термина "гиперзвуковой самолет""

Источник: https://censor.net.ua/n3104508
 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 3 из 3
<<<1 2 3
Страница 3 из 3
<<<1 2 3
 
 
 
 
 
 вверх