EN|RU|UK
 Политика Украины
  1  8

 Проект Южаниной о создании Нацбюро финбезопасности не защищает бизнес от силового давления, - Острикова

Законопроект №8157 "О Национальном бюро финансовой безопасности Украины", который подала депутат БПП, председатель Комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина, является политически заангажированным и не защитит бизнес от силового давления со стороны правоохранительных органов.

Об этом в комментарии Цензор.НЕТ заявила народный депутат Татьяна Острикова ("Самопомич"), которая является автором другого законопроекта - о создании финансовой полиции.

По словам Остриковой, провластное большинство два года не ставило на рассмотрение ее законопроект, в то же время в марте 2018-го был зарегистрирован проект о НБФБ:

"В 2016 году я зарегистрировала законопроект о Финансовой полиции, как единственном независимом, аналитическом, а не силовом органе финансовых расследований преступлений против публичных финансов государства и органов местного самоуправления. Этот орган должен прийти на замену неэффективным экономическим подразделениям правоохранительных органов (СБУ, милиции, прокуратуре), а также на замену налоговой милиции, которая уже больше года без законных полномочий. За 2 года у провластного большинства парламента не нашлось политической воли рассмотреть и принять этот законопроект. Однако, исподтишка он был переброшен из налогового комитета в правоохранительный. В декабря 2017 года Президент озвучил, что нужен аналитический орган финансовой безопасности и анонсировал внесение им соответствующего законопроекта с аналитиками-ботанами, вместо силовиков в масках. В марте такой законопроект о Национальном бюро финансовой безопасности был зарегистрирован народным депутатом из президентской фракции".

Однако, по мнению политика, законопроект, внесенный Южаниной, не соответствует заявленной цели по основным критериям. В частности, НБФБ не будет единственным органом в своем роде, поскольку ему не будут отданы функции СБУ по оперативно-розыскной работе в сфере экономики и правоохранительные функции полиции и прокуратуры.

Она подчеркнула, что одной из задач реформы является возвращение доверия бизнеса к правоохранительным органам и отказ от силового давления на добропорядочных плательщиков с целью получить коррупционное вознаграждение.

"Вместе с тем, прописанные в законопроекте нормы являются политизированными, не всегда прозрачными и иногда порождают конфликты интересов. Вывод - это не дает повода утверждать, что этот законопроект решит указанную задачу. К примеру, орган выводится из подчинения исполнительной ветви власти и подчиняется Президенту. Является ли это свидетельством создания независимого органа? Если посмотрим на процедуру назначения и увольнения руководителя органа, то очевидно, что нет. Более того, орган выводится из подчинения КМУ якобы потому, что этот орган будет проверять использование бюджетных средств исполнительной ветвью власти. А использование бюджетных средств Президентом и его администрацией этот орган разве не должен проверять? Если Бюро будет проверять чиновников, почему законопроект позволяет именно чиновникам быть членами конкурсной комиссии при избрании руководителя этого органа? Это прямой конфликт интересов. Орган финансовых расследований не может стать очередным карманным войском той или иной политической силы. Независимость - это значит подчинение его только закону и гарантии независимости, четко определенные в законе.

Поэтому независимо от структурного подчинения органа президенту или Кабмину, или МВД (как в Литве, чей опыт перенимали авторы законопроекта о Бюро) все процедуры должны быть прописаны таким образом, чтобы орган был действительно независимым", - отметила она.

Она сравнила положения законопроектов о Финансовой полиции и о Национальном Бюро финансовой безопасности: "Финансовая полиция - юридическое лицо публичного права, государственный правоохранительный орган. Деятельность направлена ​​на координируется КМУ через Министра финансов Украины. НБФБ - юридическое лицо публичного права, государственный правоохранительный орган. Подотчетен ВРУ и Президенту Украины. Делайте  свои выводы".

Также Острикова отметила, что, несмотря на слова авторов проекта о том, что новый орган не будет частью правоохранительной системы, а основной силой в нем будут следователи, НБФБ по сути предлагают создать правоохранительным органом.

"Открываем статью первую данного законопроекта: " Национальное бюро финансовой безопасности Украины является государственным правоохранительным органом... "Далее смотрим по тексту: функция оперативно-розыскной деятельности, следственная функция, подразделения физической защиты (в народе "маски-шоу"), оперативно-технические мероприятия с функцией самостоятельного прослушивания, платные агенты. Где здесь нет правоохранительной функции? Авторы предлагают нам создать новый правоохранительный орган со спецподразделениями в чистом виде. Анонсированных ботанов-детективов мы не увидели", - отметила нардеп.

Она опровергла, что проект Южаниной предлагает механизмы защиты предпринимателей, как это было анонсировано:

"Кроме оперативно-розыскной деятельности, которая регламентируется законом об ОРД, и расследования уголовных производств, что регламентировано УПК Украины, вводится новая процедура рассмотрения материалов до внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр уголовных производств, что не нормируется ни одним документом и этим законопроектом также! Фактически этот законопроект позволяет законную возможность не вносить в Единый реестр уголовных производств информацию о преступлении и подвешивать статус фигуранта такого материала на неопределенный срок. При этом НБФБ разрешается неограниченно собирать информацию о юридических и физических лицах в рамках этой процедуры, стребовать сведения от учреждений, организаций, субъектов хозяйствования ("письма счастья" по решению Директора НБФБ или его заместителя). Кстати, законопроект позволяет сбор персональных данных с нарушением закона "О защите персональных данных физических лиц". Такой подход закладывает существенный коррупционный риск, поскольку дает возможность НБФБ на неограниченный во времени срок в рамках определенных "исследований" осуществлять проверку отдельного субъекта", - считает она.

В целом, по мнению Остриковой, ликвидация налоговой милиции и экономических подразделений других правоохранительных органов, существенно ситуацию не ухудшит, а наоборот, даст возможность честному бизнесу развиваться. Согласно официальной отчетности ГФС, в поле зрения налоговой милиции в 2017 году попали преступления, причинившие 1,8 млрд грн ущерба бюджету, из которых по законченным уголовным производствам реально возмещено в государственный бюджет только 493 млн грн.

"Эффективность налоговой милиции - меньше одного процента - 0,4% (493 млн при 100-миллиардных злоупотреблениях. Другие правоохранительные органы (ГПУ, СБУ, Нацполиция) имеют еще худший результат СБУ - 1,6 млн грн, полиция - 112 млн грн.

А убытки, которые наносят экономические подразделения этих органов своими действиями бизнесу и инвестиционному климату трудно даже сосчитать. Кстати, в законопроекте о финансовой полиции прописан порядок передачи уголовных производств от налоговой милиции, которая ликвидируется, к новой финансовой полиции. Поэтому никакого вреда ни бизнеса, ни государству, ни следствию в переходный период формирования нового органа не будет. Сегодня не стоит вопрос создавать или не создавать. Сегодня стоит вопрос: вообще прекратить противозаконную и противоукраинскую деятельность силовиков против бизнеса!" - отметила она.

Напомним, глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина в декабре 2017 года презентовала концепцию НБФБ, альтернативную правительственным предложениям о создании Службы финансовых расследований (СФР). 19 марта она зарегистрировала законопроект №8157 "О Национальном бюро финансовой безопасности Украины".

Источник: https://censor.net.ua/n3057158
VEhrdlVYSjBRekl3VEVSUmRtUkROREJNTTFGelNIcFJiblJIUWpCWlRGSm5Ua00wTUV4eVVYWjBRM2t3VEVGMlREbERPVEJNUkZGMU9VTXJNRXhRVVhaMFEza3dURVJTYW5sRVVYWk9RelF3VEhaUmRVNUhSekJNYWxKcU0zcFNhRTVETkRCTU0xRnpUa001TUZsSVVYWjBRM2t3VEVSU2FubEVVWFk1UXlzd1RIWlJkVTVIUnpCTWFsSnFkejA5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх