EN|RU|UK
 Политика Украины
  6455  72

 Законопроект Порошенко об Антикоррупционном суде не соответствует рекомендациям "Венецианской комиссии", - Transparency International

Международная антикоррупционная неправительственная организация Transparency International изучила положения законопроекта №7440 о создании Высшего антикоррупционного суда и пришла к выводу, что отдельные его положения не соответствуют рекомендациям Европейской комиссии "За демократию через право" ("Венецианской комиссии").

Как передает Цензор.НЕТ, об этом говорится в заявлении организации, опубликованном на ее сайте.

В частности, как отмечается в заявлении, в документе предусмотрена только совещательная роль Общественного совета международных экспертов, а его негативный вывод может быть преодолен Высшей квалификационной комиссией судей (ВККС) 11 голосами.

По словам организации, "Венецианская комиссия" рекомендовала предоставить международным организациям и донорам решающую роль в процессе отбора судей.

"Во-вторых, предметная подсудность Высшего антикоррупционного суда не включает все преступления, подследственные НАБУ. В то же время - расширена до целого ряда преступлений, подследственных Национальной полиции Украины и Государственному бюро расследований. В выводе "Венецианской комиссии" четко указано, что юрисдикция суда должна отвечать подследственности НАБУ и САП. Это может загрузить Высший антикоррупционный суд слишком большим количеством дел", - говорится в заявлении.

Transparency International считает, что законопроект устанавливает нереалистично высокие требования к кандидатам на должность судьи Высшего антикоррупционного суда, что, прогнозируемо, не позволит должным образом провести их отбор.

"Таким образом, есть обоснованные сомнения, что в случае принятия проекта закона №7440 "О Высшем антикоррупционный суд" он позволит осуществить независимый и беспристрастный отбор судей и обеспечить надлежащее функционирование будущего Высшего антикоррупционного суда", - сказано в заявлении.

Transparency International предлагает президенту Порошенко отозвать законопроект №7440 внести доработанный с учетом рекомендаций "Венецианской комиссии".

Напомним, 23 декабря в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об Антикоррупционном суде. А во вторник, 26 декабря, текст законопроекта об Антикоррупционном суде, который подал Порошенко, был обнародован на сайте парламента.

Согласно тексту законодательной инициативы (№7440), Высший антикоррупционный суд – это постоянно действующий высший специализированный суд в системе судоустройства Украины, задание которого - осуществление правосудия в соответствии с определенными законом принципами и процедурами судопроизводства с целью защиты лица, общества и государства от коррупционных и связанных с ними преступлений и судебного контроля за досудебным расследованием этих преступлений.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Более 60% украинцев считают борьбу с коррупцией в стране полностью провальной, - опрос

Высший антикоррупционный суд должен осуществлять правосудие в качестве суда первой и апелляционной инстанций в уголовных производствах о преступлениях, отнесенных к его юрисдикции (подсудности) процессуальным законом, а также путем осуществления в случаях и порядке, определенных процессуальным законом, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в таких уголовных производствах. Территориальная юрисдикция (подсудность) такого суда распространяется на всю территорию Украины.

В состав суда входят судьи в количестве, которое определяется согласно закону "О судоустройстве и статусе судей" в пределах расходов, предусмотренных в государственном бюджете Украины на содержание этого суда, и с отдельным установлением, в пределах количества судей Высшего антикоррупционного суда и Апелляционной палаты этого суда.

У председателя Высшего антикоррупционного суда есть один заместитель, осуществляющий административные полномочия, определенные председателем суда.

Председатель суда избирается в порядке и осуществляет полномочия, предусмотренные законом "О судоустройстве и статусе судей".

Читайте на "Цензор.НЕТ": Коррупция в Украине является преградой для иностранных инвесторов, – посол Швейцарии Шойрер

На должность судьи может быть назначен кандидат не младше 35 лет со значительным опытом осуществления в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за рубежом профессиональной деятельности в сфере права по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией, со знаниями и практическими навыками применения современных международных антикоррупционных стандартов и лучших мировых практик в сфере противодействия и борьбы с коррупцией, практики Европейского суда по правам человека. Такой кандидат должен соответствовать одному из условий: имеет стаж работы на должности судьи не менее 5 лет; имеет научную степень в сфере права и стаж научной работы в сфере права не менее 7 лет; имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения - минимум 7 лет.

Для занятия должности судьи Высшего антикоррупционного суда проводится конкурс. Для этого кандидат должен подать в Высшую квалификационную комиссию судей Украины ряд документов.

Также читайте: Антикоррупционный суд должен быть интегрирован в судебную систему Украины, - председатель Венецианской комиссии Букиккио

Не могут быть назначены судьями Высшего антикоррупционного суда лица, которые перед этим на протяжении 10 лет работали (проходили службу) в органах прокуратуры, внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, Государственном бюро расследований, других правоохранительных органах (органах правопорядка), налоговой милиции, Службе безопасности Украины, таможенных органах, Национальном антикоррупционном бюро Украины, Национальном агентстве по предупреждению коррупции, Национальном агентстве Украины по розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Антимонопольном комитете Украины, Счетной палате, центральном органе исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику; центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Также не могут претендовать на должность судьи лица, занимавшие политические должности и имевшие представительский мандат; те, которые на протяжении последних 5 лет входили в состав руководящих органов политической партии или находились в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией.

Также читайте: Законопроект об Антикоррупционном суде может быть проголосован в первом чтении в январе, - Ирина Геращенко

В законопроекте приводится еще ряд ограничений для потенциальных кандидатов.

Данная законодательная инициатива также предусматривает создание на 6 лет Высшей квалифкомиссией судей Общественного совета международных экспертов. Среди функций этого совета – сбор, проверка и анализ информации о кандидатах на должность судей Высшего антикоррупционного суда; предоставление Высшей квалифкомиссии судей сведений о кандидатах.

Помимо этого, предусмотрен мониторинг добропорядочности судей.

Согласно законопроекту, судье Высшего антикоррупционного суда, а в случае необходимости по его заявлению также членам его семьи, предоставляется круглосуточная охрана (обеспечивает Служба судебной охраны). Жилье судьи оснащается охранной сигнализацией и кнопками тревожной сигнализации.

Также читайте: Порошенко обсудил с главой МВФ Лагард создание Антикоррупционного суда

Судебные палаты Высшего антикоррупционного суда для осуществления правосудия в первой инстанции размещаются в пределах одного населенного пункта. Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда также размещается в пределах одного населенного пункта.

Апелляционная палата и судебные палаты Высшего антикоррупционного суда для осуществления правосудия в первой инстанции не могут размещаться в одном здании. Кроме того, Высший антикоррупционный суд, его палаты и аппарат не могут размещаться в одном здании вместе с другими судами, государственными органами, их территориальными, структурными подразделениями, представительствами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

 

Источник: https://censor.net.ua/n3041662
VEhrdlVXNDVReXN3V1VSUmRuUkhTVEJNV0ZGMlpFTTJNRXcwZGt3NVF6TXdURVJSZFhSREt6Qk1NMUYyZEVNdk1GbEVVWFowUXpFd1RISlNaMjU0VldOdFJuVmpNMEpvWTIxV2RWa3phMmRUVnpVd1dsaEtkVmxZVW5CaU1qVm9Za2g2VVd0MFF6RXdURE5SZEdSSFJ6Qk1hbEZ6VGtNNU1GbElVWFYwUTNjd1dUaG5NRXh5VVhaMFF6Z3dUR3BTWjJSSFFqQk1hbEpxZHowOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх