За рубежом

"Росатом" назвал "сгоревший спутник" основной причиной выброса радиоактивного изотопа, накрывшего Европу и часть РФ

Специально созданная ГК "Росатом" межведомственная комиссия предполагает, что источник изотопа рутений-106, зафиксированного в атмосфере в сентябре-октябре, якобы мог находиться на борту искусственного спутника.

Это следует из результатов проверки, представленных "Росатомом" в пятницу журналистам, сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на Интерфакс.

В период с 29 ноября по 1 декабря 2017 года специалисты "Росатома", ИБРАЭ РАН, а также рабочая группа ФМБА России провели дополнительную проверку радиационной обстановки на ФГУП "ПО Маяк" (Озерск, Челябинская область, входит в ГК "Росатом"). Измерения контрольных проб не выявили наличия в них рутения-106, нарушения в работе системы радиационного мониторинга "Маяка" комиссия не обнаружила.

Комиссия считает, что выброс обнаруженного в атмосфере рутения-106 не может быть связан с деятельностью АЭС, поскольку на АЭС в результате деления урана рутений-106, как продукт деления, присутствует только в смеси с другими изотопами.

По результатам мониторинга, представленным Росгидрометом, объемная активность рутения-106 на Южном Урале практически совпадает со значениями, измеренными в Европе. При этом особенностью ситуации является отсутствие участков с повышенным радиационным фоном между Южным Уралом и Восточной Европой.

"Учитывая, что эти территории находятся на удалении более 2,5 тыс. км, сложившаяся картина может указывать на наличие другого источника выбросов, который явился внешним по отношению к упомянутым территориям. Таким источником могло быть, в том числе, сгорание в атмосфере искусственного спутника (или его фрагмента), на борту которого находился источник рутения-106 с высокой суммарной активностью",- говорится в сообщении.

Рутeний - элемент восьмой группы пятого периода периодической системы химических элементов, атомный номер - 44. Простое вещество рутений - переходный металл серебристого цвета, относится к платиновым металлам.

Рутений-106 (Ru-106) может использоваться в медицине при лечении онкологических заболеваний глаз, в качестве эталонного источника при проверке приборов радиационного контроля, а также в генераторах питания космических спутников. Период полураспада рутения-106 составляет около 1 года.

Напомним, 10 ноября радиоактивное облако над Европой зафиксировал французский Институт ядерной и радиационной безопасности. По оценке исследователей, оно возникло после утечки на объекте, расположенном в Казахстане или России — на территории южнее Уральских гор. Позже в Комитете по чрезвычайным ситуациям Казахстана заявили, что в республике никаких аварий на работающих с ядерным топливом объектах не было. Экологи и французские ученые были уверены, что выброс радиационных веществ произошел на предприятии "Маяк".

В ноябре Росгидромет подтвердил предположения европейских коллег, признав "аварийное, экстремально высокое и высокое загрязнение окружающей среды на территории Российской Федерации в период с 6 по 13 октября 2017 года". Речь шла преимущественно о Южном Урале. В Татарстане также был выявлен высокий уровень рутения-106.

Источник: https://censor.net.ua/n3038282